kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лирико-поэтический час «Слава тебе, победитель-солдат!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видеофрагмент о начале войны 1941-1945 гг. (1,51 мин.)

Вот так началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Появившиеся в первые дни войны стихотворения и песни были следствием потрясения людей от случившегося. Появляется песня «Священная война». Писатели и поэты не молчали. Они так же вставали в строй, как все советские люди.

Не победить страну, в которой мирных нет,

Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,

Где музыкант, артист, художник и поэт

С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лирико-поэтический час «Слава тебе, победитель-солдат!»»

Смагулова Гульмира Нурахметовна,

учитель русского языка и литературы


Лирико-поэтический час

«Слава тебе, победитель-солдат!»

5-7 классы

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2 Видеофрагмент о начале войны 1941-1945 гг. (1,51 мин.)

Вот так началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Появившиеся в первые дни войны стихотворения и песни были следствием потрясения людей от случившегося. Появляется песня «Священная война». Писатели и поэты не молчали. Они так же вставали в строй, как все советские люди.

Не победить страну, в которой мирных нет,

Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,

Где музыкант, артист, художник и поэт

С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.


В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.

Врага неустанно

И грозно громят

Стихи, проза, рисунок

И яркий плакат.


Этот период литературы – период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план.

Поэт Алексей Сурков писал в это время: «У нас сейчас должны появиться стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…»

Такие стихи действительно появлялись. Они были разными – лирическими, героическими – но все они звали в бой, звали на подвиг.

СЛАЙД 3 Джалиль Муса (1906-1944) Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт.

В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942 г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

1-й ученик

Песня девушки (читает Зинорова Карина, 6А класс)

Милый мой, радость жизни моей, 
За Отчизну уходит в поход. 
Милый мой, солнце жизни моей, 
Сердце друга с собой унесет.

Я расстанусь с любимым моим, 
Нелегко провожать на войну. 
Пусть бои он пройдет невредим 
И в родную придет сторону.

Весть о том, что и жду, и люблю, 
Я джигиту пошлю своему. 
Весть о том, что я жду и люблю, 
Всех подарков дороже ему.

СЛАЙД 4 Алексе́й Алекса́ндрович Сурко́в (1 (13).10.1899 – 14.06.1983)

В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии.

«В зем­лян­ке» – сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое автор не со­би­рал­ся пуб­ли­ко­вать. Это были несколь­ко сти­хо­твор­ных стро­чек, на­пи­сан­ных в пись­ме жене. Од­на­ж­ды ком­по­зи­тор Кон­стан­тин Ли­стов об­ра­тил­ся к Сур­ко­ву: «Нет ли у тебя что-ни­будь пев­че­ско­го?» На что Сур­ков, ха­рак­тер­но окая, от­ве­тил: «Ко­стю­ша, «что-ни­будь» — нет. А вот я на­пи­сал тут один сти­шок — пись­мо жене, она в эва­ку­а­ции. Про­чти, может, что по­лу­чит­ся...»  

Ли­стов про­чел. Стро­ки, на­пи­сан­ные в пись­ме жене, по­тряс­ли его. Он дей­стви­тель­но уви­дел, что это сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но в бе­ло­снеж­ных сне­гах под Моск­вой в но­яб­ре 1941 года. Тогда, через неде­лю по­явив­шись в ре­дак­ции га­зе­ты, Ли­стов при­шел и по­про­сил ги­та­ру, сел и спел песню. Ком­по­зи­тор не был уве­рен, что песня по­лу­чи­лась. Ему ка­за­лось, что в этот мо­мент нужно пи­сать ге­ро­и­че­ские песни, песни, зо­ву­щие к по­дви­гу, а это по­лу­чи­лась ли­ри­че­ская и даже груст­ная песня. Но песня пошла, она стала очень по­пу­ляр­ной среди фрон­то­ви­ков. Но были и офи­ци­аль­ные за­ме­ча­ния: «Что зна­чит «до тебя мне дойти нелег­ко, а до смер­ти че­ты­ре шага»? Пе­ре­де­лай­те эту строч­ку». Но Сур­ков все оста­вил так, как есть. Фрон­то­ви­ки пи­са­ли и го­во­ри­ли: «Кому не нра­вит­ся – пусть чи­та­ют по-дру­го­му. А мы-то дей­стви­тель­но по­ни­ма­ем, что смерть ходит рядом, что до нее дей­стви­тель­но 4 шага».

2-й ученик (поет Ларионов Тимур)

«В зем­лян­ке»

Бьет­ся в тес­ной пе­чур­ке огонь,

На по­ле­ньях смола, как слеза.

И поет мне в зем­лян­ке гар­монь

Про улыб­ку твою и глаза.

Про тебя мне шеп­та­ли кусты

В бе­ло­снеж­ных полях под Моск­вой.

Я хочу, чтобы слы­ша­ла ты,

Как тос­ку­ет мой голос живой.

Ты сей­час да­ле­ко, да­ле­ко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смер­ти - че­ты­ре шага.

Пой, гар­мо­ни­ка, вьюге назло,

За­плу­тав­шее сча­стье зови.

Мне в хо­лод­ной зем­лян­ке тепло

От моей нега­си­мой любви.


СЛАЙД 5 Константи́н (Кири́лл) Миха́йлович Си́монов (28.11.1915 — 28.08.1979)

04.11.1944 года подполковник Симонов Кирилл Михайлович, спец. корреспондент газеты "Красная Звезда", награжден медалью «За оборону Кавказа».

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

3-й ученик (Шрайнер Валерия, 6А класс)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.


4-й ученик (Петрова Алена, 6А класс)



Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.


5-й ученик (Шкунова Вероника, 6А класс)

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

СЛАЙД 6 Анна Андреевна Ахматова (1889-1966).

1941 — войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.

1944 — 31 мая Анна Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград.



Стихотворение «Мужество». Анна Ахматова



6-й ученик (Ларионов Тимур, 7А класс)



Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!



СЛАЙД 7 Видеофрагмент о подвигах детей-героев (2,55 мин.)


СЛАЙД 8 Ю́лия Влади́мировна Дру́нина (10.05.1924 — 21.11.1991)

Работала санитаркой в госпитале, копала окопы под Можайском, служила санинструктором на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Награждена медалью «За отвагу». В 1944 г. после второго ранения была демобилизована. Стихи, посвященные Великой Отечественной войне, занимают центральное место в ее творчестве.


7-й ученик (Хлебалин Данил, 6А класс)

Все грущу о шинели,

Вижу дымные сны,-

Нет, меня не сумели

Возвратить из Войны.


Дни летят, словно пули,

Как снаряды - года...

До сих пор не вернули,

Не вернут никогда.


И куда же мне деться?

Друг убит на войне.

А замолкшее сердце

Стало биться во мне.


8-й ученик (Верхова Карина, 7А класс)

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы-девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.


Алексей Фатьянов «Соловьи»

9-й ученик (Антропов Илья, 7 класс)

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна —
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят…

Но что война для соловья —
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жён, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят…


СЛАЙД 9 Расул Гамзатович Гамзатов (08.09.1923 — 3.11. 2003)

Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями, например, «Журавли», «Исчезли солнечные дни». Поэту-переводчику Н. Гребневу принадлежит перевод особенно широко известных «Журавлей», которые стали песней по инициативе и в исполнении М.Н. Бернеса в 1969 году. Произведения Расула Гамзатова переведены на десятки языков народов мира.



СЛАЙД 10 Видеоматериал с песней «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. (4,05 мин.)


С. Гудзенко. Перед атакой
10-й ученик (Созинова Д., 7 класс)


Когда на смерть идут – поют,
А перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою – 
Час ожидания атаки.


Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв –
и умирает друг.
И, значит смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.
За мной одним 
идет охота.
Будь проклят сорок первый год
И вмерзшая в снега пехота…

Огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли работники культуры Казахстана. В годы войны господствующей темой в литературе были патриотизм и защита Отечества. Огромную популярность приобрели стихотворения Жамбыла Жабаева («Ленинградцы, дети мои!»), А. Тажибаева, «Ленинград» Ж. Шашкина, К. Аманжолова («Легенда о смерти поэта»), А. Сарсенбаева. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях: А. Жумагалиев, Б. Булкышев, В. Чугунов пали смертью храбрых. 



СЛАЙ 11 Джамбул Джаба́ев (каз. Жамбыл Жабаев; (16.02.1846 — 22.06.1945)

Ж. Жабаев «Ленинградцы, дети мои!»



11-й ученик (Чакенов Алишер, 6А класс)

Ленинградтық өренім!
Мақтанышым сен едің!
Нева өзенін сүйкімді!
Бұлағымдай көремін.

Көпіріне қарасам,
Көмкерген су көлемін,
Өркеш-өркеш жарасқан
Шоқылардай дер едім.



12-й ученик (Кондратьев Артур, 6А класс)

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, -
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия...
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!



СЛАЙД 12 Баубек Булкышев (1916-1944)

Через четыре дня после начала войны - 26 июня 1941 года Баубек Булкышев встретил ее на передовой Западного фронта в качестве зам. политрука 21-ой отдельной саперной роты. Вместе с ней отступал, принимал участие в обороне Москвы, и гнал врага прочь от стен белокаменной. Возглавлял комсомольскую организацию 303-го армейского инженерного батальона (10-й Армии) Западного фронта.



13-й ученик (____________ Зарина, 7Б класс)

О, ерлер - ау, ерлер - ау!
Еділге бүгін жау шапты,
Ежелгі ерке, ер Еділ
Солдат болып оқ атты.
Ерегісте, ұрыста
Еділ бетін боятты,
Су орнына қан акты,
Мұз орнына қан қатты.
Күн туды ер басына,
Ер бойына тер қатты,
Күн туды ат басына,
Арғымаққа ер батты...
Елім сүйген ақ Еділ
Азаланып тіл қатты.
Сұлу Еділ, сырлы Еділ,
Жібек Еділ, жырлы Еділ
Құшағында майданның
Аналық адал ақ сүтін
О, ерлер - ау, қандатты!

О, ерлер - ау, ерлер - ау,
Еділ, Жайық біздің жер,
Өлең қылған неше рет,
Көтеріп оны біздің ел,
Бұл — Төлеген өлген жер,
Бұл — Чапаев өлген жер,
Азамат ақын ардагер,
Некрасов сүйген жер.
Ер-азамат, жігіттер,
Атысар жер осы жер!
Алысар жер осы жер!
Тартысар жер осы жер!
Жоғары көтер кеудеңді,
Ұмтыл алға тезінен
Жүріңдер тез, жүріңдер!

О, ерлер - ау, ерлер - ау,
Сүйісейік келіңдер!
Бекінейік сертпенен,
Жағасында Еділдің
«Ант!» де де қолың бер.
Сыннан өткен жігітті
Сүйіп-сүйіп Ақ Еділ:
«Арыстаным, айбаттым,
Ардагерім жауынгер,
Міне, менің, ұлым!», — деп
Көтеріп сені көрсетер.



Стихотворение о войне на английском языке.

14-й ученик (читает Васильев __________, 5А класс)

The beginning of may. Red carnations,

As the tears of those distant terrible

And veterans of the faces of the virtuous,

Especially, which no longer exists.



Начало мая. Красные гвоздики,

Как слезы тех далеких страшных лет

И ветеранов праведные лики,

Особенно, которых больше нет.



СЛАЙД 13 Видеофрагмент о капитуляции Германии 8 мая 1945 года. (2,39 мин)



СЛАЙД 14 В марте 1946 года Сталин в интервью газете «Правда» заявил, что СССР потерял в годы войны 7 млн. человек. В 1961 году Хрущев в письме премьер-министру Швеции сообщил о 20 млн. погибших. Итоговое число людских потерь в ВОВ было впервые обнародовано в округленном виде на торжественном заседании Верховного Совета СССР 8 мая 1990 года – почти 27 млн. человек.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

А. Твардовский


Сейчас прослушайте клип «Разговор внука с погибшим дедом» на стихи и музыку поэта Ильяса Аутова. И прошу Вас ответить каждого, может быть, даже не вслух, а про себя почему последняя строка этого произведения заканчивается словами: «В любом из нас сидит война…»


СЛАЙД 15 Видеофрагмент «Разговор внука с погибшим дедом». (3,19 мин).


Книжная выставка. Рекомендации для прочтения и ознакомления.


Спасибо за участие.

До свидания!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Лирико-поэтический час «Слава тебе, победитель-солдат!»

Автор: Смагулова Гульмира Нурахметовна

Дата: 06.12.2017

Номер свидетельства: 442645


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства