kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Жизнь ,отданная народу" (100-летие со дня рождения Николая Георгиевича Доможакова )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано к 100-летию со дня рождения нашего поэта, земляка Николая Георгиевича Доможакова в рамках республиканской акции"Читаем Н.Доможакова вместе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заявка»

Заявка на участие в республиканском конкурсе на лучшие методические разработки внеклассных мероприятий, направленных на реализацию национального, регионального и этнокультурного содержания образования, посвященном юбилею Н.Г. Доможакова


ФИО автора

1.Колесникова Валентина Яковлевна

2.Сапегина Инна Владимировна

3.Носова Марина Ивановна

Год рождения

1.1963

2.1970

3.1971

Полное наименование учреждения

(организации) по Уставу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Должность

1.Педагог-библиотекарь

2.Учитель

3.Учитель

Преподаваемый предмет

Русский язык и литература

Контактный e-mail

isapegina2011@mail.ru

marinanosovanosova@mail.ru

Контактный телефон

(с кодом города)

83902342909

Почтовый адрес образовательной организации

Индекс 655004

Регион РХ

Район

Город/поселок Абакан

Улица Чернышевского

Дом 43

Наименование

конкурсной работы

1.«Жизнь, отданная народу» (литературная гостиная)

2.«Хакасия - малая Родина Н.Г. Доможакова» (игра–викторина)

3. «Всему начало - в земле родной...» (классный час)

Заполняя данную заявку, я Колесникова Валентина Яковлевна, Сапегина Инна Владимировна, Носова Марина Ивановна

Подтверждаю, что я ознакомлен (а) с правилами и условиями участия в конкурсе и соглашаюсь их выполнять

Даю согласие на размещение представленных мною конкурсных материалов на сайте ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»



Просмотр содержимого документа
«викторина»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»







«Хакасия - малая Родина Николая Георгиевича Доможакова»

(Игра–викторина)




Коллективная работа учителей

МБОУ «СОШ № 22» г.Абакана

Колесниковой В.Я.,

Сапегиной И.В.,

Носовой М.И.






г. Абакан

2016 г.




«Хакасия - малая Родина Николая Георгиевича Доможакова»

(игра-викторина)


Цели:

1. Повышение ведущих духовных ценностей своего Отечества, связанного с творчеством Николая Доможакова и других хакасских писателей.

2.Формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой Родине

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портрет

Н.Г. Доможакова, книжная выставка.

Мероприятие рассчитано на уч-ся 7 – 8кл.

Время

Этап

Содержание/ деятельность уч-ся

10 минут

Вступительная часть

Вступительное слово ведущего. На столе приготовлено 14 карточек; на 7 карточках написано слово «Родина» и на других 7 карточках слово «Доможаков», учащиеся выбирают карточки и таким образом делятся на две команды.

20 минут

Основная часть

Знакомство с правилами игры. Отвечают на вопросы викторины. Игра с болельщиками.

5 минут

Подведение итогов

Подсчитывают баллы и определяют команду-победителя.

5 минут

Рефлексия

Тест «Ты настоящий житель Хакасии, если..»

Подготовка: В классе оформляется книжная выставка «Земля моя - Хакасия», доска украшена рисунками, вышивкой. В игре принимают участие 2 команды игроков по 7 человек. Готовятся 2 комплекта вопросов по 10 вопросов в каждом комплекте. Время обсуждения - 1 минута. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Отвечает на вопрос игрок, которого назначает капитан. Количество заработанных баллов фиксируется жюри. Готовятся вопросы для игры со зрителями. Готовятся три музыкальных паузы:

1.Игра на чатхане (в исполнении ученицы 7 кл.)

2. Горловое пение (в записи)

3. Песня на хакасском языке (в исполнении ученицы 8 кл.)

(Рекламная информационная пауза объявляется во время подготовки игрового стола.)

Готовится на мультимедиа презентация фильма о Хакасии

Начало игры:

Ведущий:

Начинаем нашу викторину. Команды настроились на борьбу. И наше уважаемое жюри подготовилось к работе и ждет приветствие команд.

Команды приветствуют жюри и соперников. (Приветствие команд)

Ведущий:

- Дорогие ребята! Сегодня нашу игру-викторину мы посвятим своей малой Родине и писателю, нашему земляку Николаю Гергиевичу Доможакову. Поэт, родившийся на бескрайних просторах Уйбатской степи, славит ее красоту, воспевает величие широких просторов. Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но ведь даже у больших рек есть исток - маленький ключик, из которого река берёт своё начало. Это и есть малая Родина. Так и у каждого человека есть своя малая Родина - место, где он родился, где сделал свой первый шаг, впервые открыл для себя красоту окружающего мира.

Чтец:

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана стали

Цепи Алатау и Саян.

По земле цветущей только ступишь-

Прирастешь к ней сердцем навсегда:

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда.

Разминка (каждой команде по очереди задаются вопросы )

- Эти строки Николая Доможакова передают чувства поэта к своей малой Родине. А как зовётся его малая Родина? (Хакасия.)

- Чем для нас является Хакасия? (Малой Родиной.)

-Мы родились в Хакасии, поэтому она считается нашей малой родиной. Каждый человек любит свою родину, заботится о ней.

-А вы, ребята, что знаете о своей малой Родине - Республике Хакасия?

-Когда мы отмечаем день рождения нашей Республики? (3 июля)

- Как называется наш главный город? (Абакан)

- Кто является коренными жителями Республики Хакасия? (Хакасы.)

- Кто знает, что такое чатхан? (Хакасский национальный инструмент.)

- А кого называют хайджи? ( Человека, который умеет играть на чатхане)

( Объявляется музыкальная пауза: игра на чатхане (в исполнении ученицы 7 кл.)

Основная часть игры-викторины.

Игра-викторина: «Листая страницы истории».

1.Как называли Хакасию в 17 веке? (Кыргызская земля)

2.В каком году Хакасия присоединилась к России (1707 г.)

3.Как связано имя Петра Первого с историей Хакасии? (Подписал Указ о

сооружении острога в устье реки Абакан, в центре «Киргизской землицы»)

4.Когла была образована Хакасская Автономная Область?(1930 г.)

5.Сколько городов и районов в Республике? (5 и 8) Назовите. Чем знамениты наши города?

6.Назовите район, который богат целебными озерами?

( Ширинский – Шира, Тус, Белё, Утиное 1,2,3,)

7. Это нагрудное украшение матери дарили своим дочерям на свадьбу, так как по хакасским поверьям надеть это украшение–значит обратиться к богине Умай с просьбой подарить дитя. Назовите это украшение. ( Пого )

8. Этот праздник проводился в степных районах Хакасии в июне. К празднику готовились заранее. Заводили первый айран, шили новые одежды. На этом празднике почётный старец мыл ритуального коня молоком. О каком празднике идёт речь? (Тун –пайрам. Праздник первого айрана.)

9. В 1892 г совершил путешествие в районы южной Сибири, собрал обширный материал по хакасам, тувинцам, уйгурам и другим тюркским народам. О каком учёном идёт речь? (Катанов Николай Федорович.)

10.Каких писателей поэтов вы знаете?

11.А каких музыкантов, певцов, композиторов?

12.Чьё имя носит хакасский драматический театр? (А.Топанова)

13. 2016 год в России объявлен Годом кино, а 2016 год в республике Хакасия объявлен годом…( Николая Георгиевича Доможакова )

14.Большой вклад внес в победу над фашистами и хакасский народ, назовите их. (М.И.Чебодаев, Н.Доможаков и многие участники 309-й стрелковой девизии)

15.Кто из поэтов писал о войне? (М.Е. Кильчичаков, Н. Доможаков, Баинов, Чебодаев)

16.Назовите произведения о войне, написанные Н.Доможаковым? («Отечественная война», «Галина» и др.)

17.В каком году был опубликован на хакасском языке роман Н.Доможакова « В далеком аале»? ( 1960 г.)

18. Кто перевёл на русский язык книгу Н. Г.Доможакова «В далёком аале? ( Г. Сысолятин)

19.Как называется кинофильм, снятый режиссером А.Ростоцким по роману

Н. Доможакова «В далеком аале»? ( « Последний год Беркута» )

20. По улице Щетинкина расположен драматический театр им Лермонтова, по улице Карла Маркса находится Республиканский детский театр « Сказка», а что за учреждение культуры находится на улице Чертыгашева, 65? (Хакасская республиканская национальная библиотека им. Доможакова.)

Информационная музыкальная пауза!

Ведущий:

А знаете ли вы, что...искусство горлового пения называется «хай». (Звучит

музыкальная запись)

Певец не произносит слов, но в низких и высоких звуках, вылетающих

из горла, слышатся то звуки оркестра, то ритмичный топот копыт лошади, то хриплые стоны умирающего зверя. Несомненно, этот необычный вид искусства родился в

кочевых условиях, и его истоки нужно искать в далёкой древности.

Любопытно, что горловое пение знакомо только тюрко - язычным народам-тувинцам,

башкирам, якутам, хакасам, бурятам. Другим народам оно неизвестно. И это одна из загадок природы и истории, ещё не раскрытая учёными. Горловым пением владеют только мужчины.

Научиться ему можно, усиленно тренируясь с детства.


Ведущий:

Пока жюри подводит итоги и проверяет правильность последнего задания, мы предлагаем командам маленький тест, проверьте себя – закончите фразу.

Ты настоящий житель Хакасии, если:

...ты знаешь, что Голова Года – это не колобок, а название одного из главных

хакасских праздников ...(Чыл Пазы)

...ты знаешь, что хай – это не приветствие, а…( искусство горлового пения)

...ты знаешь, как выглядит пого, пого-это …

…ты знаешь, Николай Доможаков-это …

Ведущий:

Игра с болельщиками.

Вопросы болельщикам:

1.Его не случайно зовут братом океана – такой он длинный и могучий, стремительный и

бурный. Самая многоводная река России. /Енисей/

2.С какими республиками граничит Хакасия? /Тыва, Алтай/

3.В каком краеведческом музее, кроме республиканского, можно познакомиться с историей и культурой Хакасии?

/Минусинский краеведческий музей имени Мартьянова/

4.Это животное одновременно напоминает быка, зубра, лошадь, козу и барана, словно их

смешали в одном теле. Живёт в нашем зоопарке. /Як/

5.Его называют жемчужиной хакасской тайги, национальной гордостью России, т. к.

исстари составлял основу пушных богатств страны. /Соболь/

6.Дерево, листочки которого украшают герб Хакасии. /Берёза/

7.Хвойный гигант, долгожитель. Самое ценное дерево республики./Кедр/

8.Какие три реки омывают город Абакан? /Енисей, Ташеба, Абакан/


Финал игры ( Жюри объявляет итоги игры. Награждение победителей и самых активных

зрителей.)


Ведущий: В заключении прозвучит песня в исполнении ученицы о нашей родной земле, которую мы любим и на которой живем. Закончить встречу хочется словами

Н.Ф. Катанова: «Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Начинайте учиться со своего гнезда. Тут много достойно внимания»























Литература:

1) В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов».

Хакасское книжное издательство. Абакан 1996

2) Виктория Карамашева «Творчество хакасских писателей в школе».

Хакасское книжное издательство. Абакан 1995

3) Сборник библиотечных уроков к 300-летию вхождения Хакасии в состав России.











       







2


Просмотр содержимого документа
«внекл»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»






"Всему начало - в земле родной..."

(классный час, посвященный творчеству Николая Доможакова)





Коллективная работа учителей

МБОУ «СОШ № 22» г. Абакана

Колесниковой В.Я.,

Сапегиной И.В.,

Носовой М.И.








г. Абакан

2016г.



"Всему начало - в земле родной..."

(классный час, посвященный творчеству Николая Доможакова)



Цели и задачи:

1. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Николая Доможакова.

2. Формирование чувства гордости за своего национального поэта.

3. Развитие познавательных способностей учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.

4. Формирование толерантности у учащихся.



Наглядность, реквизиты:

Выставка книг, стенгазеты, викторина, кроссворд, слайды, национальные костюмы, музыкальное сопровождение

Пояснительная записка.

Николай Доможаков– прозаик…Николай Доможаков– детский писатель…Николай Доможаков– публицист… и в этих областях каждое его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.

Его статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью мы всегда читаем с таким же интересом, как и его новые произведения, но и они не оставляют равнодушными. Глубокие мысли, заключенные в них, волнуют каждого.

Накопленный веками поэтический опыт хакасского народа, прошедшего через трудные испытания, его творческий потенциал, уровень современного эстетического сознания, исторические потрясения в его духовной жизни, крутые переломы во взглядах – поэт Николай Доможаков взошел на этой почве и в дальнейшем стал одним из определяющих явлений в сложной эволюции своего народа на современном этапе. В каких взаимоотношениях твой народ с прошлым и настоящим человечества, на каком уровне осуществляется, его духовные связи при определении своей творческой программы, с этими вопросами неизбежно сталкивается лицом к лицу каждый художник. И наиболее зоркие из них горизонты будущего видят дальше, чем остальные. И это определяет путь их последующего роста. Творчество Николая Доможакова– одно из таких исторических в развитии нашей национальной культуры.

Внеклассное мероприятие задумано с целью ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Николая Доможакова. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Есть личности, которые навсегда оставляют добрый след в истории, творческое наследие которых неподвластно времени. Для людей всех поколений Николай Доможаков стал культурным символом, патриархом духовности, эпохой в литературе. Волшебство его лиры, нравственная страстность, поэтическое многообразие его творчества известны у нас каждому – от первоклассника до ветерана.

Г.Доможаков родился 20 января 1916 года в селе Доможаково Усть-Абаканского района. Закончил Минусинский педагогический техникум, затем работал сельским учителем, в 1939 году продолжил учебу в Абаканском педагогическом институте. Учеба в аспирантуре совпала с трудными военными годами, Николай Георгиевич возвращается на родину возглавить открывшийся институт языка, литературы и истории. А в 1949 году, являясь директором названного института, он защищает кандидатскую диссертацию по кызыльскому диалекту хакасского языка.

В военные и послевоенные годы Н.Доможаков занял ведущее место в хакасской поэзии, первый сборник его стихов вышел в 1948 году. С этого года Н.Г.Доможаков - член Союза писателей СССР, в 1949-1963 годах возглавлял писательскую организацию Хакасии, являлся делегатом ряда писательских съездов. Творческое вдохновение не покидает поэта и в последующие годы, об этом свидетельствуют опубликованные два на русском и семь на хакасском сборники поэтических произведений. Н.Г.Доможаков автор первого эпического произведения хакасской литературы - романа "В далеком аале", вышедшего в 1960 году. Им были написаны первая орфография хакасского языка и ряд учебников по хакасскому языку.

Врожденный ум и талант позволили ему прославиться как ученому, писателю, педагогу, автору учебников для хакасских школ.

По роману Н.Г.Доможакова "В далеком аале" был снят художественный фильм "Последний год Беркута", который увидели любители кино нашей страны. Писатель Г.Ф.Сысолятин перевел роман на русский язык. Этот роман выдержал десять изданий, в том числе четыре раза выходил в московских издательствах.

Ученик:

Николай Георгиевич Доможаков - один из тех писателей, на долю которых выпала удача быть у колыбели искусства своего народа, во всю силу своего дарования и художественного темперамента способствовать его расцвету и совершенствованию.

Уйбатская степь,

Какою до нашей поры ты была...

Морщинистою, сухою,

Рябой от жары ты была.

Хозяин твой

В молодые годы

И на склоне дней

Без отдыха пас чужие

Стада сорока мастей...

Рассеясь, прошло ненастье,

И птицей в степной глуши

На сотни ладов о счастье

В улусах поют хайджи.

(Перевод А. Ойслендера.)

Ведущий: Откуда же к нам пришел этот замечательный художник слова? Откуда солнечным ветром ворвался в нашу жизнь? Он явился не со стороны, не из чужого мира. Его выносила родная земля, ее щедрая прекрасная природа и затаенная в степных травах душа. Его могучая, одаренная натура жадно впитывала грамотность, и сразу же стала самовыражаться в творчестве.

Ученица: стихотворение «Если ты приедешь в наши дали». (Стихотворение исполняется на хакасском языке, сопровождаемое показом слайдов.)

Работа с классом

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? -Какие краски вы бы предпочли, рисуя пейзаж? -О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей). -Почему океан называют степным? (Ответы детей). -Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей). -Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то учитель объясняет, что тасхылы - это вершины гор)

Многолик, многогранен и многокрасочен мир, выраженный в художественной картине произведений выдающегося мастера слова. В ней извечные понятия любовь и верность, долг и честь, жизнелюбие и милосердие, терпение и мужество, решительность и надежность, радость и печаль, раскаяние и ответственность, совесть и скромность, бескорыстие и отзывчивость вырастают живыми травами, цветами и деревьями, поют птицами и напоминают о себе человеческими голосами.

Ведущий:

Речка

Затянул мороз речку тонким льдом,

И теперь у рыб с крышей светлый дом.

Водяной поток дном несёт песок,

Синей гальки в нём промелькнул глазок.

Не шумит волна. Стихнул говор вод.

Солнце пламя льёт на зеркальный лёд

Только звон коньков, детворы галдёж.

Без линейки тут уж готов чертёж.

Вопросы:

Похоже ли это стихотворение на предыдущее?

Почему не похоже?

Какая картинка появилась перед внутренним взором?

Какое средство выразительности преобладает?

Метафора: крыша дома для рыб – лед,

Дом для рыб – река,

Глазок гальки,

Говор вод,

Звон коньков,

Чертёж – рисунок от коньков на льду.

Давайте послушаем песню на хакасском языке «Моя Хакасия».

Беседа с классом:

А чем для вас является Хакасия?

Что для вас более всего ценно в вашей малой Родине?

В стихах о природе Николай Гаврилович восхищался её красотой. Обращаясь к цветку, он изливает ему свою благодарность за его совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку.

(звучит стихотворение “Цветок” и фрагмент слайдов)

Цветок”

Степной цветок –

Краса природы

И вешний цвет её лица, -

Ты сердце радуешь народа,

Глаза лаская без конца.

Распространяя запах сладкий,

Ты пчёл завеешь

На пир земной

И разрешаешь без остатка

Всё взять из чашечки цветной.

Да, угощаешь ты на славу…

И в дни,

Когда листва падет,

А на холмах увянут травы, -

о лете нам напомнит мед.

Ученик:

«Ручеёк»

Ты – младенец, и путь твой далёк

И вперёд от родного ключа,

Расстелив золотистый песок,

Ты по камешкам мчишься, журча.

Только резвых кузнечиков треск,

Только шорох в траве ветерка

Заглушает серебряный плеск,-

Голосок твой негромок пока.

Учитель:

Мы с вами, ребята, прослушали цикл стихотворений о природе. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который смог увидеть, услышать, прочувствовать, казалось бы, то, что совсем незаметно, привычно человеческому глазу?

Вывод: Это, прежде всего, наблюдательность, неравнодушие и большая любовь ко всему тому, что тебя окружает. Таким и был наш великий земляк. Правда в его словах заключается в том, что самое лучшее в человеке начинается с любви к Матери и к родной земле. Именно эта любовь и помогла нашему великому земляку стать писателем и учёным, переводчиком и педагогом, а самое главное - человеком, который беззаветно любил свою Родину.

Ученик:

Родная моя земля”

Хакасия – земля родная!

Ты существуешь с давних пор.

Жила ты, светлых дней не зная,

Терпя бесправия позор.

Курганов каменные плиты

Стоят, как тяжкой жизни след

Они, как люди, с тьмою слиты,

Согнулись спины их от бед.

На всём следы былых страданий.

И если вслушаться в ручей,

То звук старинных причитаний

Послышится в тиши ночей.

Как много – каждый неизвестен! –

Хакасов гибло на пути.

И сколько сладкозвучных песен

Не вырвалось из их груди

Ведущий:

Патриот родной земли, Николай Доможаков в своём стихотворении « Музыка» завещает нам любить свою землю так, как любил её он - поэт, писатель и гражданин Хакасии.

Чтец:

Звенят в степи утрами Птичьи хоры, Поют, гоня отары, Чабаны. В кипенье речек слышу Переборы Чатханов всей родимой Стороны. Та музыка царит

На белом свете, Вот встал рассвет над синевой полей. И вечно молодой Саянский ветер

Упал смычком на струны ковылей…













Литература:

1) В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов».

Хакасское книжное издательство. Абакан 1996

2) Виктория Карамашева «Творчество хакасских писателей в школе».

Хакасское книжное издательство. Абакан 1995

3) История хакасской литературы.-Абакан:Хакасское книжное издательство,2011.-278с.

4) Л.Р. Кызласов «О присоединении Хакасии к России». Абакан – Москва 1996

5) А.Ф. Пантелеев, Н.Н. Пантелеева, П.И. Чебодаев «Из истории Хакасии».

Хакасское отделение Красноярского книжного издательства. Абакан 1989























2


Просмотр содержимого документа
«мероприятие творческое наследие доможакова»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»









«Жизнь, отданная народу»

(100-летие со дня рождения Николая Георгиевича Доможакова)

(литературная гостиная)



Коллективная работа учителей

МБОУ «СОШ № 22» г.Абакана

Колесниковой В.Я.,

Сапегиной И.В.,

Носовой М.И.











г. Абакан

2016 г.

«Жизнь, отданная народу»

(100-летие со дня рождения Николая Георгиевича Доможакова)

Цель:

дать целостное представление о жизни и творчестве хакасского поэта Николая Доможакова.

Задачи:

повышение ведущих духовных ценностей своего Отечества, связанного с творчеством хакасских писателей;

формирование патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой Родине, чувства гордости за своего национального поэта, толерантности у учащихся;

развитие познавательных способностей учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края;

повышение интереса учащихся к творчеству Н.Доможакова;

знакомство учащихся с жизнью и творчеством Николая Доможакова

Форма мероприятия: литературная гостиная

Участники: учащиеся 5-8 классов.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, отрывок из фильма «Последний год Беркута», музыкальное сопровождение, ведущие одеты в национальные костюмы, выставка книг. Виртуальная экскурсия по местам, где жил и творил великий земляк.

Методы и формы реализации задач: в процессе подготовки и проведения мероприятия использовались разные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Применялись индивидуальная и коллективная формы работы с учащимися с использованием технических средств обучения.

Педагогические технологии: активные методы обучения.

Результативность: в результате проведенного массового мероприятия поставленные цели были достигнуты. Участники гостиной приобрели определенный актерский опыт, навыки устного общения. Умение доказывать свою точку зрения в процессе анализа просмотренного фильма. Чтения стихов на различную тематику.

Предварительная работа: изучение творчества Н. Доможакова на уроках литературы, культуры народов Хакасии; самостоятельное чтение стихотворений и поэм , заучивание отрывков из стихотворений и поэм



Николай Доможаков – прозаик…Николай Доможаков – детский писатель…Николай Доможаков – публицист… и в этих областях каждое его слово становится событием не только национальной, но и всей российской литературы.

Его статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью мы всегда читаем с таким же интересом, как и его новые произведения, но и они не оставляют равнодушными. Глубокие мысли, заключенные в них, волнуют каждого.

Накопленный веками поэтический опыт хакасского народа, прошедшего через трудные испытания, его творческий потенциал, уровень современного эстетического сознания, исторические потрясения в его духовной жизни, крутые переломы во взглядах –Николай Доможаков взошел на этой почве и в дальнейшем стал одним из определяющих явлений в сложной эволюции своего народа на современном этапе. В каких взаимоотношениях твой народ с прошлым и настоящим человечества, на каком уровне осуществляется, его духовные связи при определении своей творческой программы, с этими вопросами неизбежно сталкивается лицом к лицу каждый художник. И наиболее зоркие из них горизонты будущего видят дальше, чем остальные. И это определяет путь их последующего роста. Творчество Николая Доможакова – одно из таких исторических в развитии нашей национальной культуры.

Открыла гостиную музыкальным приветствием учащаяся 8 класса, исполнив хакасскую народную песню «Тарина». Ведущий: Каждому, живущему в Хакасии, известно имя первого «романиста», поэта, ученого, педагога, общественного деятеля Николая Георгиевича Доможакова. Светлая память о нем продолжает жить среди читателей, учеников, друзей. (Слайд 1)

1.Биография Н. Г.Доможакова (выступление библиотекаря ) ( Слайд 2) Н.Г.Доможаков родился 20 января 1916 года в селе Доможаково Усть-Абаканского района. Закончил Минусинский педагогический техникум, затем работал сельским учителем, в 1939 году продолжил учебу в Абаканском педагогическом институте. Учеба в аспирантуре совпала с трудными военными годами, Николай Георгиевич возвращается на родину возглавить открывшийся институт языка, литературы и истории. А в 1949 году, являясь директором названного института, он защищает кандидатскую диссертацию по кызыльскому диалекту хакасского языка.
В военные и послевоенные годы Н.Доможаков занял ведущее место в хакасской поэзии, первый сборник его стихов вышел в 1948 году. С этого года Н.Г.Доможаков - член Союза писателей СССР, в 1949-1963 годах возглавлял писательскую организацию Хакасии, являлся делегатом ряда писательских съездов. Творческое вдохновение не покидает поэта и в последующие годы, об этом свидетельствуют опубликованные два на русском и семь на хакасском сборники поэтических произведений. Н.Г.Доможаков автор первого эпического произведения хакасской литературы - романа "В далеком аале", вышедшего в 1960 году. Им были написаны первая орфография хакасского языка и ряд учебников по хакасскому языку.
Врожденный ум и талант позволили ему прославиться как ученому, писателю, педагогу, автору учебников для хакасских школ.
По роману Н.Г.Доможакова "В далеком аале" был снят художественный фильм "Последний год Беркута", который увидели любители кино нашей страны. Писатель Г.Ф.Сысолятин перевел роман на русский язык. Этот роман выдержал десять изданий, в том числе четыре раза выходил в московских издательствах. 

Ведущий: Доможаковская литературная карта обширна. Она тянется от солнечной Хакасии до столицы РФ Москвы. Взоры народов в то время с надеждой и верой обращены были к «сердцу» Кремля. И до экзотического Крыма. Поэзия Николая Георгиевича автобиографична. По словам И. Гете, немецкого философа и поэта, «каждый писатель до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле». Так и Н. Доможаков. Поэт, родившийся на бескрайних просторах Хакасии, славит ее красоту, воспевает величие широких просторов. Хакасия – земля родная. Хакасия – это дорогой край для мастера слова. Это необозримые степные просторы, лесные дали, зеленая тайга и высокие горы. С гордостью и любовью автор представляет географическую красоту:

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана стали

Цепи Алатау и Саян.

По земле цветущей только ступишь-

Прирастешь к ней сердцем навсегда:

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда.

Тема природы

(Слайд 3)

Ведущий:

Стихи о природе Н.Г.Доможакова – это прямое обращение к рекам, горам, цветам, степи, в котором он ищет моральную поддержку, ответы на самые сокровенные вопросы. Понимание красоты природы имеет гуманистическую основу. Увидеть природу «живой» - вот один из основных признаков человечности. Родная земля, люди, живущие на ней, научили будущего поэта видеть прекрасное и в жизни, и в человеке. Послушаем его стихотворение «Весна».

С зеленой листвой и с цветами, и с пеньем

В мой город приходит весна.

Хожу по полям и по паркам весенним,-

Везде перемена видна.

Цветок улыбнулся мне, словно девчонка,

Накинувши белый платок.

И птицы в степях соревнуются звонко.

И тянется к солнцу росток.

Все рады весне: и скотина, и птица.

Цветами украсили луг.

А ирис, желая пышней нарядиться,

Открыл свой зеленый сундук

Ведущий: В стихах о природе он восхищался её красотой. Обращаясь к цветку, он изливает ему свою благодарность за его совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку. Чтец: ( Слайд 4 )

Степной цветок – краса природы

И вешний цвет её лица, -

Ты сердце радуешь народа,

Глаза лаская без конца.

Да, угощаешь ты на славу…

И в дни,

Когда листва падет,

А на холмах увянут травы, -

О лете нам напомнит мёд.

Ведущий:

Восторженное и радостное восприятие окружающей действительности с ее переменами с приходом весны. Все приходит в движение. Природа творит чудеса со всеми. И душа человека тянется ввысь.

Тема труда (Слайд 5)

Ведущий: Другим важнейшим элементом поэтического наследия Н. Доможакова является стихотворения, посвященные человеческому труду. Н. Доможаков - один из первых хакасских поэтов воспел в своих стихах образ хакасской женщины-труженицы, наравне с мужчиной активно участвующей в созидательном труде. Зорко стерегут в «холодной тьме» колхозный табун лошадей «две девушки-боевые подружки-пастушки» Чтец:

Стихотворение «Табунщицы»

Вот затянув покрепче кушаки,

Тулупов приподняв воротники,

Они табун под ветром огневым

Дозором объезжают верховым.

Две пары глаз, девичьих тёмных глаз,

Табун колхозный сберегут от волков –

Неведом страх ночной двум верховым

Двум девушкам, пастушкам боевым


Ведущий: Не менее ярок и колоритен образ комбайнерки-это знатная и решительная хозяйка комбайна, загорелая и красивая девушка

Стихотворение «Комбайнерка»

Девушка на комбайне.

От рассвета до темноты,

Сжав в руках штурвал комбайна,

Ловко им управляешь ты,

Зная техники сложной тайны.

По равнине комбайн плывёт

И руками, мой друг, твоими

Золотое богатство жнёт,

Чтоб прославить простое имя.


Образ Родины (Слайд 6)

Ведущий: Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. - А что для вас Родина? (вопросы задаются участникам гостиной)

-Это и место, где родился и вырос.

-Это и родные люди.

-Это место, где всегда поймут и примут в свой круг.

-Это место, куда всегда хочется возвращаться.

-Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься.

О чувстве любви к Родине можно говорить много. Но есть люди, которые говорили об этом чувстве стихами – это Николай Георгиевич Доможаков.

Стихотворение: “Родная моя земля” Хакасия – земля родная!
Ты существуешь с давних пор.
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор.
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
На всём следы былых страданий.
И если вслушаться в ручей, 
То звук старинных причитаний
Послышится в тиши ночей.
Как много – каждый неизвестен! – 
Хакасов гибло на пути.
И сколько сладкозвучных песен
Не вырвалось из их груди.

Тема войны ( Слайд7 )

Ведущий:

Ответом советских поэтов на события начавшейся Великой Отечественной войны и переживания народа, охваченного чувством патриотизма и ненависти к врагу, стала лирическая поэзия, представленная огромным количеством стихов и поэм. Тема ВО войны стала доминирующей и в творчестве Н.Доможакова

27 июля 1941 года в газете « Хызылаал» было опубликовано его стихотворение «Отечественная война» по своему гражданско-патриотическому накалу оно было созвучно песне Лебедева-Кумача « Священная война»


Чтец:

Слушай мой голос, хакасский народ,

Голос взволнованный мой,

Силы мне дай от великих щедрот,

Смертный чтоб выдержал бой.

Зорок твой глаз, охотник-хакас,-

Снайпером стать ты должен сейчас.

Если ты знаешь норов машин-

Степи родные глубже паши,

Пусть для победы созреет хлеб,

Сердце твое укрепляет гнев,

Будь же в бою бесстрашен, мой брат,

Будь неустанна в труде, сестра


Ведущий:

     В октябре 1941 года автором было написано стихотворение «Москва». Для поэта далекой окраины и его народа, для всей многонациональной державы Москва стала символом стойкости, мужества, спокойной уверенности в победе.
     В стихотворениях «За Родину, за Конституцию…» поэт видит силу Красной Армии в ее единении с народом.
     В стихотворении «Хакасские парни» Н. Доможаков прославляет сынов хакасского народа Райкова, Чаркова, сражающихся на суше и в небе.
     О кровной близости русского и хакаса в общей непримиримой борьбе с фашизмом рассказывает поэт Н. Доможаков в небольшой лирической поэме «Сестра» (1942) в более поздних изданиях названной «Галина». Кровь медсестры, что «родилась на Украине», возвращает жизнь солдату-хакасу из далекого степного Аскиза.

Коль пуля в русского вошла –
Вмиг станет больно и хакасу,
Хакаса если обожгла
Придет на помощь русский сразу.
Такой народ непобедим –
Врагу не справиться с таким!

    Последние годы жизни работал в жанре прозы, результатом этой работы явился первый хакасский роман «В далеком аале». Писатель, ученый, педагог Н.Г. Доможаков внес большой вклад в развитие хакасской национальной культуры, за что и был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Н.Г.Доможаков умер 16 ноября 1976 года.

Ведущий: (Слайд 8)

В его творческой и общественной деятельности ведущее слово «первый». Много сил и усилий приложил для создания первых организаций. Это делалось для блага народа и процветания родной Хакасии. Его слово - гимн о людях, любимом крае и родной природе. В его поэтических строках изображаются разнообразные степные и луговые цветы. Он, как цветок, красит жизнь ярким цветением, красотой слова и наполняет сердца людей любовью и нежностью.

Ведущий: (Слайд 9)

Сбылись пророческие слова поэта Мстислава Левашова, который писал Н.Г. Доможакову: «Для хакасского народа ты сделал так много, что должно пройти еще некоторое время, чтобы он все это осознал». Его именем названа Доможаковская средняя школа и Национальная республиканская библиотека. Имя Доможакова живо в памяти его учеников и последователей, поклонников его таланта







































Литература:

1.​ В. Карамашева. Творчество хакасских писателе в школе.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1995

2.​.И.К.Авраменко. Антология хакасской поэзии.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1961

3.​ К. Антошин. У истоков жизни.- Красноярское книжное издательство,1961

4. История хакасской литературы. - Абакан: Хакасское книжное издательство ,20011г., с.278









9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колесникова Валентина Яковлевна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства