Это конкурсная программа для учащихся 5-6 классов по творчеству Х.Кристиана Андерсена - датского писателя. 2 апреля во всём мире празднуется день рождения этого всеми любимого писателя. На его сказках выросло не одно поколение детей. Они просты, понятны, интересны и поучительны, иногда смешны. Учащиеся 5-6 классов это как раз тот возраст, когда дети уже осознанно читают и знакомятся с литературными произведениями, особенно им интересны сказки. После того как дети познакомятся с творчеством и сказками автора можно провести вот такую соревновательную игру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная игра "Любимые сказки Андерсена" »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Талачево
Стерлитамакский район
Республика Башкортостан
Литературная игра «Любимые сказки Андерсена»
для 5-6 классов
подготовила и
провела
библиотекарь
Халиуллина З.Р.
2015
Литературная игра «Любимые сказки Андерсена»
Цели:
Знакомство с датским писателем, сказочником Г.Х.Андерсеном.
Воспитание интереса к сказкам Андерсена, к чтению, привитие духовно-нравственных ценностей через сказки;
Развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.
Форма: интеллектуальная игра.
Оформление : на стене высказывания,
- крылатые выражения Г.Х.Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь», «Человек должен быть: стойким, как оловянный солдатик, верным как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво», прямодушным, как мальчик в «Новом наряде короля», «Как раз из действительности и вырастает самая настоящая сказка!», «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца»;
- Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! Я очень рада вас видеть сегодня. А встретились мы с вами, чтобы вспомнить о великом сказочнике с мировой известностью - датском писателе, сказочнике Гансе Христиане Андерсене.
Библиотекарь: Давайте мы послушаем немного о самом авторе, Регина познакомит нас с биографией великого сказочника.
( Рассказ ученицы, показ слайдов)
Библиотекарь: Давайте мы с вами откроем книги со сказками Х.К.Андерсена и войдём в этот замечательный волшебный мир. И сделать это нам помогут наши друзья - книги, рисунки-иллюстрации, занимательные вопросы. Сопровождать нас будут хитрые вопросы: объяснялки, загадалки, рассуждалки, обгонялки и разоблачалки , ещё решим кроссворд по творчеству Андерсена.
Х.К.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Х.К.Андерсен, – это сказки.
– Сколько его сказок вы знаете? (Ответы). А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…
В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.
Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. На страницах сказок Х.К.Андерсена мы встречаем огромное количество различных цветов и растений: это тюльпаны и ромашки, лилии и кувшинки, фиалки и картошка, листья лопуха . Но больше всего писатель любил розы. Именно поэтому у нас в зале много этих цветов. В самых обычных предметах писатель открывает чудесный мир. Но это не только рассказы о вещах, на самом деле это рассказы про людей. В этих сказках Андерсен высмеивает самые разные недостатки людей. И при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.
Доверимся им, дорогие друзья, и последуем за ними. И начнем нашу литературную игру «Любимые сказки Андерсена». В игре будут участвовать 2 команды учащихся 5 и 6класса.
2. Представление команд.
Библиотекарь: А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками его сказок, командой “Снежная королева”5кл. и командой “Стойкий оловянный солдатик”6кл. Эти ребята прочитали очень много сказок Андерсена и готовы побороться за звание “Лучший знаток сказок Андерсена”. Задача каждой команды, участвуя в игре, должен набрать наибольшее количество жетонов. Итак, в путь!
1 тур – «Разминка»
Вопросы:
1.Какое слово составлял Кай в замке Снежной королевы из льдинок?
Холод
Вечность
Стужа
2. Почему король из сказки «Огниво» прятал свою дочь в замке от людских глаз?
Она была очень некрасивая;
Он боялся, что дочь сглазят;
Ему нагадали, что его дочь выйдет замуж за простого солдата.
3.Каким был замок у принцессы в сказке «Огниво»?
Деревянным
Хрустальным
Медным.
4.Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
В 15 лет
18лет
21год.
5.Как королева- мать узнала дорогу к дому солдата в сказке «Огниво»?
Привязала к платью принцессы дырявый мешочек с гречихой;
Послала служанку за принцессой;
Привязала к платью длинную нить.
6. Каким пухом были набиты перины, под которые положили горошину?
Лебяжьим;
Гагачьим;
Куриным.
7. Где раскинут летний шатер Снежной королевы?
На Северном полюсе;
В холодильнике;
В Лапландии.
8. На чем написала письмо старая лапландка своей знакомой финке?
На бумаге;
На сушеной треске;
На бересте.
9. Что сделала со своей обувью героиня сказки «Красные башмаки», чтобы ноги ее перестали танцевать?
Сожгла башмаки в костре;
Сняла башмаки;
Развязала шнурки.
10.Почему когда Оле-Лукойе поднимается по лестнице, его шагов почти не слышно?
Он ходит в мягких домашних тапочках;
К подошвам его сапог приклеен поролон;
Он ходит без обуви – в одних чулках.
2 тур « Подбери сказку».
Ш. Перро
Книга джунглей
В.Гауф
Калиф – аист
Братья Гримм
Красная Шапочка
Г.Х.Андерсен
Кот в сапогах
Р.Киплинг
Дюймовочка
Кто быстрее справится с заданием тот выбирает следующую тему .
3 тур «По сказкам Андерсена»
«Русалочка»
Из чего сделан дворец морского царя? ( Из кораллов)
Сколько у Русалочки было сестер? (5)
Как называется сильный ветер на море? (Буря,шторм)
Что отдала Русалочка морской ведьме за ноги? (Голос)
Сколько лет живут русалки в море? (300)
Что отдали сестры Русалочки за её спасение? (Свои волосы)
Какого цвета были глаза у Русалочки? ( Синие, как море)
Во что превратилась Русалочка после свадьбы принца? (В морскую пену)
В каком городе поставлен памятник Русалочке? ( В Копенгагене)
Какая статуя стояла в садике у Русалочки? (Мраморный мальчик)
«Огниво»
Как называлась заплечная сумка у солдата? (Ранец)
Сколько волшебных собак встретили солдата в подземелье? (3)
Каким образом можно было укротить страшных собак из подземелья?(Посадить каждую собаку на передник ведьмы)
Что было в третьем сундуке? (Золото)
Что было во втором сундуке? (Серебро)
Что было самым ценным в подземелье? (Огниво)
Как называется современное огниво ? (Зажигалка)
В чем заключалось волшебное свойство огнива? ( Оно вызывало собак, которые исполняли желание)
Женился ли солдат на принцессе? (Да)
Сколько дней играли свадьбу солдата и принцессы? (8дней)
«Гадкий утёнок»
В какое время года вылупился из яйца гадкий утёнок? (Летом)
Куда отправились утка и утята , когда те вылупились из яйца? (На птичий двор)
Какой породы была самая знатная утка на птичьем дворе? (Испанской)
Почему гадкий утёнок сбежал с птичьего двора? (Его все обижали)
Кого встретил утёнок в избушке у старушки? ( Кота и курицу)
Как называла старушка курицу? ( Коротконожка)
Что умел делать кот? (Выгибать спину и пускать искры)
Что делала курица в доме у старушки? (Несла яйца)
Почему утенок ушёл от старушки? ( Он мечтал плавать и нырять)
В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
«Снежная королева»
Как звали мальчика и девочку – главных героев сказки? ( Кай и Герда)
Кем они приходили друг другу? (Просто соседями)
Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы)
Какого цвета были их розы? ( Красная и белая)
Что за осколок стал причиной всех бед, случившихся с Каем и Гердой? (осколок зеркала)
Куда осколок зеркала попал Каю? (В глаз, а потом в сердце)
Что вертелось в голове у Кая, когда он хотел прочесть молитву? ( Таблица умножения)
Что стала делать Герда, когда исчез Кай? (Искать его)
Кто спас Герду от разбойников? ( Маленькая разбойница)
Кто подсказал Герде, где искать Кая? (Голуби)
«Стойкий оловянный солдатик»
Сколько всего солдатиков было в коробке?(25)
Кем приходились солдатики друг другу?(Братьями)
Кто была их мама? (Старая оловянная ложка)
Чем отличался последний солдатик от своих братьев? (Он был одноногим)
В кого влюбился солдатик? (В бумажную танцовщицу)
Кто жил в табакерке? (Маленький черный тролль)
С какого этажа упал солдатик? ( с третьего)
Из чего сделали мальчишки лодочку для солдатика? (Из старой газеты)
Какой документ попросила крыса у солдатика под мостом? (Паспорт)
Что осталось от солдатика и танцовщицы в конце сказки? ( Кусочек олова и брошка)
«Дюймовочка»
Какое зерно дала старая колдунья бедной женщине? ( Ячменное)
Сколько денег заплатила женщина за это зерно? (12 грошей)
Что выросло из ячменного зернышка? (Цветок, похожий на тюльпан)
От чего цветок распустился? (женщина поцеловала)
Какого роста была девочка в цветке? ( Один дюйм или 2,7см)
Что служило колыбелькой для Дюймовочки? (Скорлупка грецких орехов)
Кто похитил Дюймовочку из дома? (Жаба)
У кого перезимовала Дюймовочка? ( У полевой мыши)
Кто официально сватался к Дюймовочке, соблюдая все правила? (Крот)
Кто помог Дюймовочке сбежать от Крота? (Ласточка)
11.За кого вышла замуж Дюймовочка? (За короля эльфов)
12. Самым лучшим подарком для Дюймовочки стали … (Прозрачные крылышки)
4 тур « Кроссворд»
По вертикали
Имя главной героини сказки «Снежная королева» ( Герда)
На лепестке этого цветка плавала маленькая девочка (тюльпан)
Самая лучшая певчая птица. По ее имени названа сказка. (Соловей)
Имя, которым назвал эльф Дюймовочку. (Майя)
Самый красивый цветок в мире, он присутствует в нескольких сказках Андерсена? (Роза)
Из чего девочка плела своим братьям рубашки? ( Из крапивы)
Предмет, сделавший солдата счастливым? (Огниво)
Птица, которой помогла Дюймовочка? (Ласточка)
Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)
Имя сестры одиннадцати братьев из сказки «Дикие лебеди»? (Элиза)
5 тур Объяснялки
Объяснялки для команды “Снежная королева”
1. Это “почтенный, старый” сказочный герой. “Много лет он нёс службу, но теперь его решили уволить”. Он “с ужасом ждал завтрашнего дня: завтра он должен был явиться на смотр в ратушу, где решат, годен ли он ещё к службе или нет”. (Старый уличный фонарь)
2. События этой сказки происходят в Китае, во дворце императора. Главным героем является маленькая чудесная птичка, которую пригласили жить при дворе, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к ней 12 слуг; каждый держал её за привязанную к её ножке шёлковую ленточку. (Соловей)
Объяснялки для команды “Стойкий оловянный солдатик”
1. Этому герою пришлось встретиться со старой безобразной ведьмой, со страшными собаками-сторожами, прежде чем стать обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Солдат из сказки “Огниво”)
2. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена. Герои её – одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой ради их спасения. (“Дикие лебеди”)
6 тур Загадалки
Загадалки для команды “Снежная королева”
1. Этот сказочный герой – неодушевлённый предмет.
2. Эта героиня не любила чёрной работы и боялась сломаться.
3. “Её переехала ломовая телега, и она осталась лежать на мостовой”. (Штопальная игла)
Загадалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”
1. Эти герои живут в одной сказке Г.Х.Андерсена.
2. “Оба они молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки”.
3. Они совершают путешествие через трубу на крышу и обратно. (Пастушка и трубочист)
7 тур Рассуждалки
Рассуждалки для команды “Снежная королева”
Это смастерил один сказочный герой. В нашей настоящей жизни это никаким волшебством не обладает. Это есть в каждом доме, в каждом учреждении и даже в каждой дамской сумочке.
Всё “доброе и прекрасное” в этом “уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов”.
В сказке это разбилось. (зеркало)
Рассуждалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”
В субботу это “было похоже на большую китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых, кивая головами стояли маленькие китайцы”.
Эти предметы принадлежат одному герою из сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям всю ночь снятся чудесные сны…
В настоящей жизни это мы используем в дождливую погоду. (Зонтик Оле-Лукойе)
8 тур Обгонялки
1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Маленькая разбойница из сказки “Снежная королева”)
2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)
3. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)
4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец. (Роза и соловей из сказки “Свинопас”)
5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина из сказки “Принцесса на горошине”)
9 тур Разоблачалки
Разоблачалки для команды “Снежная королева”
Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Русалочка”.
На самом морском дне во дворце отца-царя жили пять принцесс-русалок. Самой красивой из них была младшая русалочка. С раннего детства они любили подолгу плавать на поверхности воды, у берега и наблюдать за людьми. В одну из бурь Русалочка спасла юного принца и полюбила его. Морской ведьме за её колдовство Русалочка отдаёт свои чудесные волосы. Зная, что принц женится на другой, Русалочка возвращается к сёстрам в море. (Всего 4 ошибки)
Разоблачалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”
Речь пойдёт о сказке Х.К. Андерсена “Снежная королева”.
В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.
Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок)
Библиотекарь: А теперь поиграем со зрителями.
Викторина по сказкам Х.К.Андерсена
Назовите дату рождения Г.Х.Андерсена? 2 апреля 1805 года)
В какой стране родился Андерсен? ( Дания)
В каком городе родился писатель? (В Оденсе)
Кем был отец Андерсена? (Сапожником)
Кем была его мать? (Прачкой)
В каком городе поступил в университет? (Копенгаген)
В каком году была издана первая книга автора? (1829)
Сколько сказок написал Г.Х.Андерсен? (170)
В каком году умер Андерсен и где? . (1875)
- Представление выставки книжных изданий сказок Х.К.Андерсена.
- Подведение итогов игры.
1. Подсчёт жетонов, объявление победителей, вручение дипломов : за участие, за рисунки.
2. Подведение итогов конкурса рисунков.
8. Заключительное слово библиотекаря.
- А самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. По убеждению Х.К.Андерсена
«человек должен быть: стойким, как оловянный солдатик, верным как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво», прямодушным, как мальчик в «Новом наряде короля» и ребята, спешите делать добро как герои сказок Андерсена!
Использованная литература:
Сборник сказок Х.К.Андерсена
Журнал «Библиотека»,2012
Учебник литературы под редакцией Черкезовой, Дрофа , 5класс, 2014