ЗАДАЧИ: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ПОЭТОВ, УЧИТЬСЯ ДЕКЛАМИРОВАТЬ СТИХИ,ВОСПИТЫВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА.РАЗРАБОТКА РАССЧИТАНА НА УЧАЩИХСЯ4-5 КЛАССОВ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Книжная выставка «Очей очарованье», кабинет украшен осенними букетами и картинами на осеннюю тему.
Библиотекарь: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас в стенах нашей школьной библиотеки. Сегодня мы собрались с вами в литературной гостиной, чтобы поговорить об удивительном времени года- осени.
В природе есть праздник. Первый снег. Ледоход. Капель после сильных морозов. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды! Парчовые и золотые. В эти дни кажется, что она начинает светиться. Теплый красный свет идет от осин, пронзительно желтый – от берез, огненный – от рябин. Глянет солнце- все вспыхнет яркими красками и сердце замрет в восторге от этой дивной красоты. Очарование. И вас закружит праздник Осень, праздник листопада. Осень - удивительная пора, которая не может оставить равнодушным никого, ни взрослых, ни детей.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика,
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Осень приходит к нам незаметно, украдкой. Первый ее признак - желтый лист. Это значит, что лето прошло. Наступила пора ранней осени.
Дети читают стихи.
Фет А.А.. Ласточки пропали.
Толстой Л.Н.. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Библиотекарь: В старину осень открывалась 14 сентября, когда наступала самая сокровенная ее пора – бабье лето. Это раздолье света и тепла, доходящего до зноя.
Дети читают стихи.
Тютчев Ф.И.. Есть в осени первоначальной.
Некрасов Н.А.. Славная осень! Здоровый, ядреный…
Библиотекарь: Но осень берет свои права. Тускнеют живые краски лета, предваряя разгар красок осенних. Задумчивый сентябрь, как маститый художник начинает расписывать своей волшебной кистью лес. Сначала - верхушки деревьев, то позолотит прядь листвы на макушке березы, то подрумянет кусты рябины. И вот уже раскрашенным стоит боярышник, чуть позже - клен и липа, за ними - дуб и береза. Сказочным чертогом выглядит осенний лес.
Дети читают стихи.
Бунин И.А. Листопад.
Майков А.Н.. Кроет уж лист золотой.
Библиотекарь: Осень- любимая пора Пушкина. Он оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты.
Дети читают стихи
Унылая пора. Очей очарованье
Уж небо осенью дышало…
Октябрь уж наступил…
Библиотекарь: Кроме желтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. До чего увлекательно наблюдать, как природа всего тремя красками пишет сначала радостный яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и наконец тусклый, мрачный и унылый.
Плещеев А.Н.. Скучная картина
Есенин С.А.. Нивы сжаты, рощи голы.
Библиотекарь: Ребята, я тоже очень люблю осень. Мне нравиться гулять в парке или в лесу в это время года. Душа радуется разноцветью красок, а какое счастье гулять под осенним дождем.
А сейчас, я попрошу вас написать несколько строчек об осени. Раздаю осенние листья.
Учитель музыки: Ребята мы будем слушать музыкальные произведения П.И.Чайковского. Но прежде чем мы будем слушать эту удивительную музыку, надо научиться ее слышать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаем состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по ее громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т.д. Также и в музыке « Музыка- это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души»- такое точное определение дал ей композитор Александр Серов. В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. «Стенографией чувств» назвал музыку Л.Толстой, « От сердца к сердцу»- сказал о ней Бетховен.
Сейчас вы услышите музыкальную пьесу П.И.Чайковского « Октябрь»- это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. Пьеса «Октябрь» называется еще « Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Мы услышим в мелодии 2 голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный - короткие музыкальные фразы уговаривают, успокаивают, утешают.
Прослушивание музыкальной пьесы.
Учитель рисования: Великие художники также не могли пройти равнодушно мимо осенних пейзажей и с помощью красок и кисти написали удивительные картины осени, которыми мы любуемся сегодня. Сегодня мы рассмотрим картину Левитана « Золотая осень». Для этой картины художник выбрал не позднюю осеннюю пору, когда кругом все пусто и уныло. В богатом уборе, торжественно предстает перед нами ранняя осень. Какие здесь звучные яркие краски! Золотые, багряные, синие…
И картина получилась жизнерадостной, светлой. Мы видим, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и прозрачную голубизну неба. Земля покрыта мягким и желто-зеленым ковром.
День теплый, безветренный. Не шелохнутся деревья. Медленно течет река. Все охвачено тишиной и осенним покоем. И только яркая изумрудная зелень озимого поля вдали говорит нам о том, что придет весна и земля пробудится к новой жизни.
Дети рисуют осень.
Библиотекарь: До новых встреч в нашей литературной гостиной!