Занятие предназначено для учащихся 5-6 классов.Задачи:1 Познакомить учащихся с устным народным творчеством( с понятиями " песня", " сказка", 2 пословица" и другими
2 Воспитание школьников через традиции русской культуры;
3 Обогащение словарного запаса, развитие речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«литературные посиделки" От былины до считалки" »
Внеклассное занятие.
Литературные посиделки.
(для учащихся 5-6 классов)
«От былины до считалки»
Задачи: 1 Познакомить учащихся с устным народным творчеством ( с понятиями « сказка». « песня», « пословица» и др.)
2Воспитание учащихся через традиции русской культуры( уважение к прошлому)
3Коррекционная задача : обогащение словарного запаса, развитие речи
Оформлена Книжная выставка « От былины до считалки» Разделы:
1»В некотором царстве ,в некотором государстве.»
2 « Пословица до веку не сломится»
3 «Загадки- дело серьезное»
Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы собрались с вами на посиделки .И говорить мы будем о русских народных песнях и сказках, о мудрых пословицах и поговорках, о хитрых загадках, считалках и многом другом, что называется устным народным творчеством или фольклором.
А начать наш разговор я хочу с одной истории про ловкого солдата.
Петр 1 проверял однажды караул и увидел , что один солдат вроде спит.
-Спишь?- спрашивает царь.
-Никак нет- отвечает солдат- не сплю.
- А что же ты делаешь?
- Звезды считаю
-Ну и много насчитал?
- Здесь тьма тьмой, здесь -семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать- вы помешали .Попробуй, проверь этого солдата. А сколько на Руси песен. Их также невозможно сосчитать, как сказочному герою- звезды .Обычно русские народные песни делят на 2 группы: песни обрядовые и необрядовые.
Обрядовые песни связаны с каким-то обрядом, например- свадьба. Песни необрядовые – это песни беседные, их исполняли на беседах, на различных вечеринках, посиделках.
Библиотекарь: У каждого народа- свои сказки и свои герои. Старый рассказывает сказку и поучает, малый слушает и поучается. Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. А начинается сказка с того, что « в некотором царстве, в тридевятом государстве живет герой. Он еще не догадывается. Какие испытания ему предстоят. Сказка сказывается и мы узнаем, что в жизни герою встречаются такие препятствия, которые кажется и преодолеть-то нельзя. Но у героя доброе и отзывчивое сердце, он честен и трудолюбив. Поэтому даже звери и птицы, деревья и горы готовы прийти на помощь. Герой совершает подвиги не для того, чтобы получить награды и почести. А во имя добра и любви. Я вам уже подсказала, что сказки бывают волшебные, а еще какие бывают сказки? (ответы детей. Сказки бывают бытовые и сказки о животных )
В бытовых сказках речь идет о жизни дореволюционной России: о барине, о попе, о бедном мужике, о ловком солдате .Например, « Как мужик гусей делил» или « Каша из топора» Вот на таких посиделках как наша всегда находились такие сказочники, которых слушали затаив дыхание, вот и мы с вами сейчас послушаем и посмотрим русскую народную сказку
« Цапля и журавль»
(Инсценировка)
Дом журавля .Журавль задумчиво ходит во дворе дома.
Журавль: Уж сколько лет живу один.
И стал давно я важной птицей.
Такой солидный господин
. Пора мне журавлю женится
Да и невеста есть подстать:
Я знаю на болоте цаплю.
Ее нетрудно отыскать
Пойду, не буду ждать ни капли.
Журавль отправляется в путь, идет по болоту и мечтает вслух.
Журавль: Приду, представлюсь, поклонюсь.
Не может цапля не влюбится.
В любви до гроба поклянусь,
И все- пожалуйте жениться
Журавль скрывается за кулисами.
Сцена вторая
Дом цапли. Хозяйка хлопочет по хозяйству во дворе дома. Появляется журавль.
Журавль: (важно) Привет, соседка
Цапля: И тебе привет
Входи, располагайся, будь как дома
Журавль: Живем с тобою порознь столько лет
Решил тебя сегодня взять я в жены.( покровительство)
Не надобно меня благодарить
Я, это по-соседски. Так и быть
Цапля: (возмущенно)
Что!? Мне в мужья?! Такой урод?
Уж нет, увольте. Я еще не дура!
Лягушкам на смех! Пугало болот?
Кикимор лишь пугать такой фигурой.
Журавль:( опешив)
Ты смеешь издеваться надо мной?
Все прочь! Не быть тебе моей женой?
(саркатически)
И ей хотел оказывать я честь!
(решительно)
Ноги моей не будет больше здесь!
Журавль возмущенно уходит
Цапля: (крича ему вслед)
Давай-ка , женишок ,катись!
Да на болоте не споткнись
Сцена 3
Проходит ночь
Цапля: А все же одиноко жить одной,
Быть может я напрасно горячилась!
Ведь солидный господин такой,
Да я в него почти уже влюбилась!
Пойду и помирюсь, и может быть
Обиду он сумеет позабыть.
Цапля отправляется в путь. Цапля идет по болоту и рассуждает.
Цапля: Скажу: « Сосед ,
мне так несладко жить одной,
я поддаюсь на уговоры
согласна быть твоей женой!
(мечтательно)
И так мы славно заживем!
Вон показался его дом.
Сцена 4
Дом Журавля. Журавль выглядывает в окно. Замечает подходящую цаплю и издевательски произносит.
Журавль: Кто к нам пришел,
Скажи на милость!
Цапля: (сконфуженно)
Я давеча погорячилась.
Но ты прости, друг милый мой,
согласно быть твоей женой.
Журавль: Ну нет, подружка, все ты врешь!
Теперь меня не проведешь.
Зачем скажи-ка, мне нужна,
Как ты сварливая жена?
Иди назад, в свое болото!
Болтать с тобой мне не охота!
Цапля опустив голову, удаляется за кулисы. Журавль остается один.
Сцена 5
Проходит ночь
Журавль: (задумчиво)
По правде сказать,
Зря я цаплю прогнал,
Не так уж она и сварлива.
И может быть, если б не этот скандал,
Мы с цаплей зажили счастливо.
(решительно)
Схожу -ка к ней в гости опять и скажу
Что более зла на нее не держу,
Что снова готов ее взять себе в жены
И больше не буду таким раздраженным.
Решил -и за дело!
Не мешкая в путь,
Я цаплино сердце смогу разомкнуть.
Журавль идет по болоту, разговаривая сам с собой
Журавль: Ну что же, до счастья осталось чуть-чуть
,Один поворот и еще шагов двести,
А солнечный свет освещает мой путь
И ноги несут меня прямо к невесте.
Сцена6
Дом Цапли. К дому подходит Журавль. Цапля выглядывает из окна.
Цапля: Чего тебе надо болотный зазнайка?
Журавль: Пришел я мириться, ты выйди, хозяйка.
Цапля: Еще чего! Надо мне ноги топтать!
Дел много! С тобой недосуг мне болтать.
Иди восвояси. Раз важный такой.
А то помогу. Вон ухват под рукой!
Журавль: Да полно, хозяйка, довольно браниться,
Ведь я в самом деле хочу помириться
Мы оба горячи, но надо остыть,
Ведь трудно сейчас в одиночку прожить
Цапля: И слушать я больше тебя не желаю!
Давай уходи! Я тебя оставляю.
Цапля скрывается внутри дома. С треском закрывая окно.
Журавль: ( обращается к зрителям)
Ну что же нам делать и как же нам быть?
Кому-то ведь надо хоть раз уступить.
А то так и будем всю жизнь день за днем.
Ходить друг за другом пока не умрем.
Цапля: ( выглядывает в окно)
Обидеть легко, но ведь может случиться.
Что будет труднее в сто раз помириться
Об этом дружок не забудь ненароком
Пусть эта история будем уроком
Цапля и журавль: ( вместе)
Пусть наша история будем уроком.
Библиотекарь : Да жить одному несладко, наши герои к счастью. Это поняли: поняли, что ссора до добра не доведет.
В наши дни загадывание загадок- это детская игра, забава.А прежде это тоже было занятием взрослых и они относились к нему с большой серьезностью. Известна древнегреческая легенда- о Сфинксе- чудовище с телом льва и головой женщины. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и тоже: « Что ходит утром на 4-х ногах. В полдень на – 2-х. а вечером на 3-х».Люди не могли ответить и оно их пожирало. И только герой Эней сумел догадаться -это человек. А теперь попробуйте отгадать мою загадку:
12 братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят.
( месяцы года)
Ребята загадывают друг другу загадки. Например такие:
Столько беленьких жильцов. ( подсолнечник) и другие загадки.
Библиотекарь: А теперь ребята послушаем небылицу в лицах.
Чтец 1: Как у вас поживают?
Чтец 2: На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят,
Наши сани едут сами.
А лошади наши с усами
Бегают в подполье за мышами
Чтец1: Так ведь это кошки!
Чтец 2: Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде,
Летают везде,
Прилетели во двор
Завели разговор- кар, кар, кар!
Кар. Кар.
Чтец1: Так ведь это вороны!
Чтец2: Мухомор тебе вареный!
Наша-то ворона ушаста, в огороде шастает часто,
скок да скок через мосток, белым пятнышком – хвосток.
Чтец 1: Да ведь это зайчишка!
Чтец2: В нос тебе – еловая шишка!
Нашего зайца все звери пугаются,
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес
Чтец 1: Да ведь это волк
Чтец2: По лбу тебя щелк
Неужели не слыхал ты что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой
Пообедал лебедой.
Чтец1: Да ведь это козлище!
Чтец2: Щелчков тебе тыща!
Наш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит, ставить сети велит
Чтец 1: Да ведь это налим
Чтец 2: Нет не налим.
Мы про налима
Не так говорим
Библиотекарь: Ребята кто знает- у кого есть ответ на все случаи жизни- и когда у тебя горе и когда радость, молод ты, стар, болен или здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался, на всякое переживание, на любую новость отзовется, даст разумный совет, утешит , развеселит- что это? Пословица. А сейчас я прочитаю стихотворение, ваша задача- найти в нем пословицы и поговорки, подсчитать, сколько их там встретиться.
Ну кто из вас не согласиться,
Что без труда мечта мертва,
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра.
Что друг не тот кто медом мажет,
А тот кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера
Коли делать нечего.
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И конечно без труда,
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь! Лень и плут
Да добра не доведут.
Ребята сейчас вы все ученики и ваш главный труд- учеба. Учиться всегда нелегко. А в старину на Руси особенно- ведь за каждый невыученный урок нерадивого ученика наказывали розгами. Так появилась пословица « Аз, буки, веди- страшат как медведи».Уже тогда люди поняли необходимость учиться и много знать. Давайте вспомним эти пословицы и возьмем их себе на вооружение.
Дети называют пословицы.
1 красна птица пером,а человек ученьем.
2 Век живи- век учись.
3 Грамоте учиться -всегда пригодится.
4 За ученого двух неученых дают
5 Неразумного учить- в бездонную кадку воду лить
6 Повторенье- мать ученья
7 Незнайка лежит, а знайка далеко бежит
8 С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
9 Не на пользу читать, коли только вершки хватать. И т.д.
Библиотекарь: А теперь проведем бой скороговорок .Кто правильнее и быстрее скажет скороговорку:
1 В печурки- три чурки, три гуся, три утки.
2 Зачем сторож сторожку сторожит?
Сторожка от сторожа не убежит.
3 Мамаша Ромаше дала сыворотки из под простокваши.
Библиотекарь: Как известно всем подружки и друзья,
Мастера частушки петь чуть ни с самого утра,
Ну- смелее выходите
И нас всех повеселите.
Дети поют частушки.
М.:- Кабы, кабы да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися
2 Это что же будет-то?
Больно рано будят-то!
По утру. По холоду
Посылают по воду.
3 Я не тятькина,
Я не мамкина-
Я на улице росла,
Меня курица снесла.
4 Шел деревней- девки спали.
Заиграл в гармошку- встали.
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.
5 Вы послушайте , девчата.
Нескладуху буду петь;
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
6 Подою я, подою
Черную коровушку,
Молочко -теленочку,
Сливочки -миленочку.
7 Мы с миленочком гуляли
Возле нашего пруда:
Нас лягушки напугали-
Не пойдем больше туда.
8 У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа-
Косолапы- женихи.
Библиотекарь: А сейчас мы поиграем с вами в русскую народную игру « Кузовок» (положить слова на ок)
Итак, мои юные друзья, наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Я желаю всем богатырского здоровья и силы Ильи Муромца, красоты и мудрости Василисы Прекрасной, веселого нрава и находчивости Иванушки. Пусть на протяжении всей вашей жизни народная песня, сказка, наблюдательная поговорка, замысловатая загадка отлично служат вам, учат, воспитывают и развлекают. До новых встреч!