В настоящее время происходит бурный рост научно-технического прогресса, общественная жизнь наполнена яркими событиями. Наши дети, как губка, впитывают все, что предлагает им общество. Ведь никто не будет спорить, что современный ребенок много знает: он легко запоминает иностранные слова, овладевает сложными компьютерными играми, знает, что на земле много стран и континентов, он знаком с великими людьми всех времен и народов и многое, многое другое. Вся эта информация, конечно, важна и нужна школьнику. А вот что наши дети знают об истории и жизни того места на земле, где они родились и живут?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Люби и знай свой чудесный край!»
Люби и знай свой чудесный край!
Цель Формирование познавательного интереса к истории родного края
Задачи
Прививать чувство ответственности за родной посёлок;
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
Воспитывать умение ориентироваться в социальной и культурной жизни общества.
Ход занятия
Вводная беседа
Пожалуй, нет такого населенного пункта в Ростовской области, как Матвеев-Курган, о происхождении названия которого не ходило так много легенд. Вот почему первая работа по истории села Миусского бассейна была посвящена поселку Матвеев-Курган. Автором ее был Флоренсов - директор Таганрогской гимназии конца 40-х годов 19 века. Уйдя в отставку, он остался жить в Таганроге, приняв участие в общественной жизни и занялся изучением местной старины. Он написал повесть "Матвеев-Курган", где с удивительной простотой и знанием местной старины, рассказывает предание об основании Матвеев-Кургана, к сожалению, это такая редкая книжка. Это, несмотря на все мои поиски, более одного экземпляра мне не удалось найти ни здесь, ни у столичных антиквариев", - так писал первый историк г. Таганрога П.П. Филевский в своей книге "Очерки из прошлого Таганрогской гимназии", изданной в 1906г.
Беседа по тем.
Название поселка состоит из двух слов - "Матвеев" и "Курган". Каково же их происхождение?
На карте Приазовья - столетней давности, в южной части поселка показан один курган, а к Западу в 3 км - семь. Они разбросаны одиночками, малыми и большими группами и являются неотъемлемой частью пейзажа степи. Многие их них усыпаны над могилами еще в эпоху бронзы. Оставили после себя могильные курганы и последующие кочевые племена, жившие в Приазовье: скифы, половцы...
Были курганы и сторожевые.
Но кто же скрывается по именем Матвея?
Более 60 лет тому назад среди старожилов Матвеев-Кургана ходили три легенды.
Первая из них: в далекую старину на этой территории действовал со своей ватагой разбойник по имени Матвей. Он грабил купцов, чумаков, прочихприезжих и прохожих, передвигавшихся по степному шляху, проходившему мимо одинокого кургана близ р. Миус. Этот курган был наблюдательным пунктом разбойников и ему впоследствии присвоено имя Матвея.
Вторая легенда рассказывает, что Матвей был первым жителем, положившим основание поселку.
Третья легенда по своему содержанию напоминает сказку о работнике и хозяине.
В сл. Покровской жил крестьянин, у которого был сын Матвей, физически сильный, но слабый умом. Работать в хозяйстве отца он не хотел и ушел на заработки в слободу Синявку, где нанялся на работу к богачу -владельцу рыбного завода. Когда хозяин спросил его, сколько он хочет получить за год работы, Матвей ответил, что ему достаточно "спасибо" за работу. Удивился хозяин, но согласился. Принялся Матвей за работу, и там, где он указывал закинуть сеть, всегда ловилось много рыбы и к тому же в таких местах, где по мнению бывалых рыбаков, ее не должно было быть. С каждым годом богател хозяин, а Матвей три года работал на него "за спасибо". На четвертый год Матвей отказался возобновить работу и заявил хозяину, что ему надо повидать родных.
Жалко было хозяину расставаться с таким работником. Дал он ему лошадь с телегой, нагрузив ее отборной рыбой.
По дороге Матвей встретил старика с сумкой. Старик попросил подвезти его. По дороге обернулся Матвей посмотреть на старика, а тот в этот момент ударил его ножом в грудь. Удар ножа пришелся в широкий образок -родительского благословения. Это спасло Матвея от смерти. Столкнул он старика с телеги, а тот, оправившись от падения, бросился догонять его, но не смог. Увез Матвей сумку старика, а в ней оказались золотые монеты. Разбогател Матвей. Случилось как-то одним летом несчастье - сгорела везде степь. Не хватало корма для скота. Только у Матвея сохранилось много травы.
В это время приехал к нему богатый калмык с табуном лошадей и попросил у него разрешения на попас. За эту услугу калмык подарил Матвею 350 голов лошадей. Возвращался как-то Матвей степным шляхом из одного села. На пути ему встретился курган у дороги, недалеко от р. Миус. Взошел он на курган, чтобы посмотреть на родные просторы степи. Там его неожиданно застала смерть. Похоронили Матвея на этом кургане и назвали курган его именем, а когда позднее возникло здесь село, то и селу присвоили название Матвеев-Курган.
Действительно так было, или нет - неизвестно. Эти три предания были записаны И. Филатовым из Макеевки в 1918г.
События, создавшие эти предания, относятся к началу 70-х годов 18 века, когда началось усиленное заселение Приазовья. Сюда бежали крепостные крестьяне, переселялись свободные.
Крепостных сюда влекла воля, которой они были лишены на родине, бежали сюда и те, кто объявлен был вне закона, некоторые из них создавали разбойничьи шайки.
Из трех приведенных преданий наиболее реальное - первое.
Итог занятия
Какие три версии происхождения названия нашего посёлка вы сегодня узнали?