Просмотр содержимого документа
««Масленица пришла — открывайте ворота!» (сценарий фольклорного праздника)»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительный образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы».
«Масленица пришла — открывайте ворота!»
(сценарий фольклорного праздника)
Предназначен для детей 9-10 лет
Выполнила:
педагог дополнительного образования Захарова Е.Ю.
Чита, 2012
Перед праздником проводится подготовительная работа. Педагог рассказывает детям об истории праздника, вспоминает древние традиции русского народа, которые своими корнями уходят в далёкое языческое прошлое Руси. Обычай праздновать Масленицу связан с древнеславянским обычаем проводов зимы и встречи весны.
Древние славяне отмечали этот праздник в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник сохранился, и с 16 века стал называться Масленицей. Гулянья длились целую неделю, они были всеобщими, весёлыми и озорными: катались с горок, играли в снежки, на базарных площадях устраивали представления, всех угощали блинами, сжигали чучело зимы, олицетворяя этим её проводы.
При подготовке к празднику педагог разучивает с детьми «призывы» Масленицы, песни, частушки, репетирует хороводы, танцы, индивидуально работает с детьми, играющими Скоморохов, Петрушку и др., готовят костюмы.
Цель праздника:
познакомить детей с некоторыми обрядами масленичного гулянья, показать яркий, насыщенный колорит народного веселья.
Задачи.
1). Познакомить детей с традициями проведения масленичных гуляний, воссоздать атмосферу праздника.
2). Развивать творческий потенциал детей, память, внимание, воображение.
3). Воспитывать интерес к прошлому своей Родины, уважение к традициям своего народа; чувство коллективизма, коммуникабельность.
Действующие лица:
Ведущий - педагог;
Чтецы - 2 ребёнка;
Скоморох;
Фома и Ерёма;
Петрушка;
Мальчик, девочка;
Мать, сын.
Оборудование.
Помещение украшается яркими платками, шалями, расшитыми узорами. «Завалинка»: макет домика, возле него - деревянная скамейка, «снежные сугробы» (из ваты и белой ткани). В центре - чучело зимы. На столах - угощения к чаепитию (чай, блины, варенье, бублики, пряники).
Сценарий праздника
Ведущая приветствует всех собравшихся:
- Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! На дворе Масленица. Повсюду на Руси её ожидают с нетерпением. Это, пожалуй, самый весёлый, поистине всеобщий праздник.
1 чтец:
Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметанные, горы блинные,
Лишь бы скорее приехала она,
Честная, весёлая, широкая боярыня!
Ведущая: Встречали и провожали Масленицу целую неделю, олицетворяя этим проводы зимы и встречу весны. Повсюду устраивали гулянья, ярмарки и, конечно же, пекли блины.
2 чтец:
И уже на неделю гульба,
На весь мир напечены хлеба,
И народом площадь полна,
Врыты столы широкие,
Накатаны горы высокие,
Качели уже качаются,
Детвора в балаган не вмещается,
Едет масляна, едет сырная,
Разгульная, а не смирная!
Прощайся, народ, с тоской!
Праздник общий, мирской!
Ведущая: Мы попали с вами на ярмарку. А здесь всякого товара видано-невидано!
Продавцы выкрикивают:
- Лучшие самовары!
- Весёлые матрёшки!
- Самые вкусные пряники!
Ведущая: Смотрите! А на площади-то что-то затевают!
Скоморох входит в центр площади:
Ото всех дверей
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ!
Открываются ворота,
Выходи, кому охота!
А кому неохота,
Тоже выходи!
Припасли мы на вас забавушки
На всякий вкус -
Кому сказку, кому правду,
Кому песенку.
Появляются Фома и Ерёма (мальчики в русских костюмах). Оба окают. У Ерёмы на плече палка с узелком. Он идёт издалека.
Фома: Здорово, брат Ерёма!
Ерёма: Здорово, брат Фома!
Фома: Куда путь держишь?
Ерёма: На ярмарку иду!
Фома: На работу - так позади последних, а как на ярмарку - наперёд первых!
Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?
Фома: Видел, как на сцене водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.
Ерёма (вместе с другими детьми): Это ведь медведь был!
Фома: Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерёма: Всё ты, брат, говоришь не так! Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.
Ерёма (вместе с детьми): Да это ведь заяц!
Ерёма: И байки, брат Фома, сказывать-то перестань. Давай лучше все вместе споём и станцуем.
Все ребята выходят на песню-хоровод «Утушка».
На площадь выскакивает Петрушка:
Тра-ля-ля! А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Надел шапку на макушку,
Знаете, кто я?
Все вместе: Петрушка! Петрушка:
Угадали, молодцы!
Всё по свету шёл да шёл.
Да на ярмарку пришёл!
А кто из вас скороговорки говорить горазд?
Дети произносят несколько скороговорок.
Петрушка: А мою скороговорку повторить сумеете? Вам её повторить, что комара словить!
1. Шёл Егор через двор,
Нёс Егор с собой топор,
Шёл Егор чинить забор.
2. Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
3. Свинья тупорыла,
Носом рыла, рыла, рыла.
Весь двор перерыла.
Дети повторяют сами, кто лучше.
Петрушка: Мне с вами ужасно интересно! А в игры вы умеете играть? Я знаю весёленькую игру «Домик».
Игра «Домик». Дети разбиваются на 4 команды. Из каждой команды выбирается один человек и держит в руках расписной платок - это «домик». Когда играет музыка, весь народ гуляет на площади. Как только музыка заканчивается, каждый должен быстро оказаться возле своего домика. Петрушка:
Ух, и наигрался я с вами!
Всем гостям моё почтенье!
До следующего представления!
Петрушка уходит, а ребята рассаживаются на свои места. Представление продолжается.
Ведущая:
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас - на весь двор
Ещё лучше разговор!
Посмотрите.
Выходят девочка и мальчик. Они ведут шуточный диалог.
Девочка: Федул? Что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожёг.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.
Ведущая: А в лесу!
Выходят два других ребёнка.
Девочка: Фома, что из лесу не идёшь?
Мальчик: Да медведя поймал.
Девочка: Так веди его сюда.
Мальчик: Да он не идёт.
Девочка: Ну, так сам иди.
Мальчик: Так он меня не пускает!
Ведущая: А в доме!
Появляются новые два человека: мать и сын.
Мать: Сын, сходи за водой.
Сын: Да живот болит.
Мать: Сынок, иди кашу есть!
Сын: Что ж, раз мать зовёт, надо идти!
Ведущая:
Что-то засиделся наш народ.
Какое же веселье без частушек.
Эй, девочки-хохотушки!
Затевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Выходят девочки на площадь и поют поочерёдно под аккомпанемент:
Я частушек много знаю,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
После этих слов девочка приплясывает.
Пошла плясать бабушка Лукерья.
На затылке нет волос -
Привязала перья!
У меня коса большая,
Ленточка коротенька.
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька!
5. На окошке сидит кошка
С белыми котятами
Как не стыдно вам, ребята,
Бегать за девчатами?
Мальчики сделали вид, что приняли «вызов».
Один из них говорит:
А мы тоже не лаптем щи хлебали.
А ну, ребята, нашу любимую!
Теперь все мальчики выходят выступать.
На окошке два цветочка -
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Сидит ёжик на берёзе -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
Мальчики выходят на «присядку». После этого девочки принимают эстафету мастерства и удальства и исполняют «Цыганочку».
Мальчики, чтобы поддержать девочек, поют 1 куплет «Очи чёрные».
Теперь ребята расходятся в разные стороны.
На площадь выходят девочка и мальчик, который держит в руках самовар.
Девочка:
Кум-куманёк, где ты живёшь? Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?
Мальчик:
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!
Теперь вступают другие ребята, приглашая всех угоститься блинами с чаем:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара!
- С сухарями!
- С кренделями!
- И с блинами вкусными!
- С сушками, ватрушками!
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Хором все:
Два корыта киселя,
92 блина!
Приходите, приходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!
Во время угощения все поют песню о блинах.
1. Как на масляной неделе
Со стола блины летели.
Припев:
Ой блины, мои блины,
Блины масляные!
2. Как на масляной неделе
Из печи блины летели!
Припев:
Ой блины, мои блины,
Блины масляные!
3. Как на масляной неделе
Животы у всех болели!
Припев:
Ой блины, мои блины,
Блины масляные!
Ведущая: Какое же веселье без игр!
На Руси очень любили прыгать через костёр. Самым смелым и ловким считался тот, кто выше и дальше прыгнет через костёр.
В помещении мы делаем символический костёр и ребята соревнуются в ловкости.
Ведущая: А ещё самым любимым занятием детворы было перебрасывание снежками.
Задание первое: нужно бросить «снежок» дальше всех; второе - попасть в цель, бросив «снежок» с закрытыми глазами.
Ведущая: А теперь я предлагаю вам очень сложное задание - нужно пройти препятствие и получить приз!
Один взрослый держит один конец верёвки, а другой идёт на противоположную сторону, держа в руках другой конец. На этой верёвке привязаны колокольчики на разном уровне. Когда один смельчак проходит через такое препятствие, взрослые стараются опустить так верёвку, чтобы колокольчики зазвенели и, значит, препятствие не пройдено. Здесь ребята должны проявить сноровку и всё же победить. Победителям — приз! Это могут быть блины с разной начинкой или заранее приготовленные сюрпризы. Праздник — проводы Зимы завершается символическим сжиганием её чучела.