1. Вступительное слово учителя-мастера Цель для мастера: показать актуальность темы, мотивировать осознанную деятельность участников, заинтересовать слушателей на освоение данных приемов и методов. Цель для участников: позитивно настроиться на занятие, подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе. Метод: словесный | Делимся на проектные команды. В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 6 человек). У каждой группы на столе распечатки материалов. Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками, расположенными на столах. Дорогие коллеги! Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей! Пора начинать наше новое путешествие - в мир Универсальных учебных действий! Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, используемые в рамках формирования универсальных учебных действий, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д. Все задания вы будете выполнять на компьютере. Работу в группах начнём с распределения ролей. Основные роли: Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы. Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы, Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое! Четвертая роль – инспектор, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат. Пятая роль – программист, который будет оформлять мысли на компьютере. Каждая команда в ходе мастер-класса будет детально работать как над вопросами формирования универсальных учебных действий в целом, так и над одним видом УУД. После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд, обмен опытом между командами. |
2. Основная часть: Формирование универсальных учебных действий средствами ИКТ Цель для мастера: обменяться опытом обучения, повысить уровень теоретической и методической подготовки участников при моделировании уроков с формированием УУД, создать предпосылки, условия для профессионального совершенствования учителя. Цель для участников: освоить приемы и методы, используемые в данной технологии, знать виды УУД, перенять опыт формирования УУД. Метод: объяснительно-иллюстративный | Постановка проблемы Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе - Работая в группах, определите, о каких способах идёт речь? Сформулируйте тему мастер-класса, цель и задачи, которые будут решаться. Знакомство с темой семинара, задачами, которые будут решаться. Такие разные Универсальные учебные действия Итак, пора приступать к активным действиям. Каждая из команд будет рассматривать один из видов универсальных учебных действий. Выберите один из видов УУД, с которым вы будете работать. команда - личностные универсальные учебные действия команда - регулятивные универсальные учебные действия команда - познавательные универсальные учебные действия команда - коммуникативные универсальные учебные действия На первом этапе работы вам предстоит разобраться, что понимается под каждым видом УУД, что входит в состав и что их владение дает школьнику. Что вам предстоит сделать? Ознакомьтесь с предложенными материалами по универсальным учебным действиям. На каждом столе лежит дидактический материал , просмотрев который вы получите основные знания по видам универсальных учебных действий. |
Практическая часть. Цель для гостей на данном этапе: уметь распознать ярко выраженное УУД в представленных материалах, осуществлять прогнозтическую и итоговую самооценку. Цель для мастера на данном этапе: создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса. Задачи: развивать умения контролировать свои действия, анализировать и обсуждать фрагменты мультфильмов. Методы: практическая работа, словесные, информационные. | Задание 1. Выберите из списка универсальных учебных действий те, которые относятся к действиям того вида, который вы рассматриваете. Учимся определять и находить УУД. Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД. Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД. Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому. Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД. В качестве предмета анализа выступят мультфильмы, которые вы найдёте в Интернете используя сервисы Youtube.com, Rutube. ru Что надо будет сделать? Задание 2. Заполните таблицу по просмотренному мультику: Название мультфильма | Какие УУД можем "найти" | Что полезного "транслирует " мультфильм | Кто сказал "Мяу" | | | Задание 3. Чему учит «лавочка» - Уважаемые коллеги, где в повседневной жизни мы учимся? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..) - Конечно, и наши дети все больше информации получают из телевизионных передач и от своих сверстников, потому что проводят много свободного времени вне школы. Чему они учатся, какой опыт получают, организуя свою жизнь при помощи мобильных телефонов, и просто… сидя на лавочке? Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? Замечательно! Я прошу группу определить место обучения и доказать, что здесь формируются универсальные действия. |
Представление собственной модели. Цель для гостей на данном этапе: получить представление о модели, представленной организаторами. Цель для организатора на данном этапе: Представить современную модель самооценки достижения планируемых результатов, разработанную педагогами МОУ гимназии № 7. Задачи: развивать умения слышать выступаюбщих, анализировать и усваивать полученную информацию. Методы: словесные, информационные. | Презентация выполненных заданий. Какие же интересные уроки преподносит нам жизнь вне школы, мы узнаем из выступлений группы? Какие места обучения выбраны и почему? Какие же универсальные действия сформировала «ЛАВОЧКА» ? Ответы – на доске прикрепляю магниты. Научила взаимодействовать с разными людьми Правильно – это коммуникативные универсальные учебные действия. (Магнит прикрепляю на доску). Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные) Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные) Адекватно реагировать на замечания (личностные) Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные) Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные) Выбор необходимой информации (познавательные) Установление причинно - следственных связей (познавательные) Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные) Прогнозирование результатов деятельности (регулятивные) Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе? Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации. Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных учебных действий несложно, а очень интересно. Анализ мультфильмов Название | Какие УУД он отражает | Что полезного "транслирует" детям | *Кто сказал "Мяу" | *Регулятивные - целеполагания, познавательные -поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно - следственных связей; коммуникативные -постановка вопросов. | *способ нахождения на интересующий вопрос, умение общаться, устанавливать коммуникативные связи | *Мультфильм отражает такие УУД: создание проблемной ситуации, познавательный поиск, коммуникативные связи. | *Создав проблемную ситуацию, мультфильм знакомит ребят через щенка с окружающим животным миром: кто как говорит | Как сформировать Универсальные учебные действия? - Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса. Но как? А вот это вместе нам и предстоит открыть. Для дальнейшей работыпосмотрим фрагмент урока математики в 1 классе.После просмотра Внесите ваш вклад в заполнение коллективной таблицы, где около предлагаемого результата необходимо представить возможные способы развития в учебной и внеучебной деятельности. Необязательно заполнять каждый лист - вписываете там, где вы можете предложить идеи. Все группы составляют памятку для учителя, как можно развивать универсальные учебные действия рассматриваемого вами вида. Пришло время обменяться опытом! Дайте оценку урока: позволяет ли данный урок формировать УУД каждого вида? Что учитель делала для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД? Какие ошибки допустил учитель? Что бы вы сделали по-другому. |
Рефлексия деятельности участников мастер-класса. Цель для гостей на данном этапе: адекватно оценивать результат своей работы, уметь анализировать основные этапы мастер-класса. Цель для организатора на данном этапе: создать ситуацию, побуждающую участников к анализу мастер-класса. Задачи: анализ диалога о создании модели самооценки, о механизмах формирования УУД, планирование дальнейшей деятельности. Методы: словесные, информационные. | Рефлексия Вот и закончился наш мастер-класс. Каким он вам показался? Хорошо, что вместе с вами были надёжные товарищи по команде, благодаря которым всё запланированное так здорово осуществилось, да и трудности тоже оказались преодолимыми. Помощником у нас был компьютер. Именно, благодаря ИКТ, вам были предоставлены материалы мастер – класса и вам удалось создать свой продукт. Мы вместе двигались по сложной, но очень интересной дороге УУД. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования, для этого важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Вы приобрели не только новые умения и навыки, но и надёжных друзей-единомышленников. И вместе мы многое сможем достичь! Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся? РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? ________________________________________________________________________________________________ Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые ________________________________________________________________________________________________ Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за все дни участия в мастер-классе. ________________________________________________________________________________________________ В чем Вы видите собственное приращение как педагога? Какие профессиональные качества удалось выявить или развить во время работы? Благодаря чему?_______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности.__________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время работы на мастер-классе. Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать?___________________ ________________________________________________________________________________________________ Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы. Предложения:____________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ | |