Мастер-класс на тему: "Зажигание сварочной дуги и поддержание ее горения "
Мастер-класс на тему: "Зажигание сварочной дуги и поддержание ее горения "
В Мастер-классе были использованы различные приемы активации внимания. Изложение материала, для слушатей (эмоциональность, смена интонации), способствовало поддержанию интереса, на протяжении всего заявленного времени. Все были вовлечены в процесс, что отразилось, на благоприятной атмосфере мастер-класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Средства индивидуальной защиты сварщика (специальная одежда, маска, рукавицы);
Инструкция по технике безопасности и журнал по технике безопасности;
Алгоритм выполнения практических заданий
Отзыв
План проведения мастер-класса
№
п/п
Этапы мастер-класса
Время
( в мин.)
Примечание
1
Организационный момент
2 мин.
Встреча участников мастер-класса, рассаживание участников, подготовка рабочих мест
2
Сообщение темы и цели мероприятия мотивация на предстоящую деятельность
3 мин.
Проводиться преподавателем с/д Объявление темы мастер-класса, ее актуальности, практической значимости, ожидание результатов.
3
Экспресс-презентация
10 мин.
Участникам представляется информация по данной теме мастер-класса. Демонстрация презентации о сварочном производстве, ее значимости
4
Демонстрация способов зажигания дуги, необходимых инструментов и оборудования
10 мин.
Демонстрация макета сварочного трансформатора, электрододержателя и вставление электрода, способов зажигания дуги на образце металлической пластины, угол наклона электрода при его перемещении
5
Выполнение задания на бумаге
5 мин.
Приобретение первоначального навыка: манипуляции выполняются ручкой используя схему перемещения электрода
6
Инструктаж по технике безопасности
7 мин.
Инструктирование слушателей с техникой безопасности при сварочных работах, одевание спецодежды
7
Видеопросмотр
3 мин.
Видеопросмотр замедленной съемки процесса зажигания дуги и поддержание ее горения
8
Практическое занятие
35 мин.
Показ зажигания дуги двумя способами сопровождается подробным словесным объяснением.
На практическом показе в работе принимают участие участники мастер-класса.
9
Рефлексия
(подведение итогов),
отзыв о мероприятии
15мин.
Совместное обсуждение результатов мастер-класса. Высказывание каждого участника
Ход мастер-класса:
1 этап
Добрый день уважаемые коллеги
Мы с вами находимся в учебном кабинете «Спецдисциплин».
Кабинет предназначен для формирования профессиональных компетенций по профессии «Электрогазосварщик». Можете занять удобные для вас места. Сегодня день будет насыщенный, для выполнения тех или иных заданий. Все что необходимо для работы, лежит на ваших столах. И так, мы начинаем!
2 этап
Цели мероприятия:
- ознакомление слушателей с основами сварочного производства
- приобретение практических навыков зажигания сварочной дуги и поддержание ее горения
- обмен опытом по использованию инновационных технологий в обучении.
Задачи:
- ознакомить участников мастер-класса с основными понятиями сварочного производства и способами зажигания дуги
- провести демонстрацию зажигания сварочной дуги
- практическая отработка, с участниками, способов зажигания сварочной дуги и поддержания ее горения
3 этап
Все профессии нужны,
Все профессии важны,
А сварщика работа –
Всех нужней и всех важней! (слайд 1)
Социальная значимость профессии в обществе подтверждается постоянной востребованностью электрогазосварщиков на рынке труда. Профессиональное знание сварочного дела, а также умение проводить различные виды сварки во всех пространственных положениях всегда пользуется спросом (слайд 3).
Сегодня для Вас проводится занятие - практикум непосредственно с вашим участием. Вы познакомитесь со сварочным оборудованием, инструментами и принадлежностями сварщика, способами зажигания сварочной дуги и поддержания ее горения. (слайд 4).
Занятие пройдет по плану (слайд 5):
(Слайды 6-12) информация о сварочном производстве
4 этап
Для того, чтобы зажечь дугу, необходимо:
- Сварочное оборудование – у нас в мастерской сварочный трансформатор (показ макета трансформатора и подбора сварочного тока)
- Установка электрода электрододержатель (показ действия)
- Зажигание сварочной дуги (чирканьем, впритык). К поверхности заготовки (металлической пластины) подвести электрод, установить его под углом примерно 700 к поверхности заготовки на расстоянии примерно 20мм выше точки, где надо зажечь дугу.
Опустить маску прежде, чем зажечь дугу.
Подать предупреждение «Глаза!»
Возбудить дугу.
Отвести торец электрода на 2-5мм от поверхности заготовки Возбужденную дугу удержать в течении 5-10 секунд.
По мере сгорания электрода, постепенно подавать его к поверхности заготовки, выдерживая угол наклона и расстояние 2-5мм (длину дуги).
Дугу необходимо поддерживать возможно короткой. При короткой, дуге около шва образуется небольшое количество мелких капель металла, электрод плавится спокойно, давая равномерный - пучок искр, глубина проплавления свариваемого металла получается больше.
Длинная дуга не обеспечивает достаточной глубины проплавления основного металла, а электродный металл при плавлении окисляется и сильно разбрызгивается; в результате получается неровный шов с большим количеством включений окислов.
О длине дуги можно судить по звуку, издаваемому ею при горении. Дуга нормальной длины издает равномерный звук одного тона, слишком длинная дуга - более резкий и громкий звук, часто прерывающийся и сопровождающийся хлопками.
В случае обрыва дугу возбуждают вновь, тщательно заваривают кратер в том месте, где произошел обрыв дуги, и продолжают сварку шва. При сварке особо ответственных узлов, работающих в условиях знакопеременной нагрузки и подверженных явлению "усталости", не разрешается возбуждать дугу на основном металле вне зоны шва, так как это может привести к "ожогу" поверхности металла и явиться причиной начала последующего разрушения шва в данном месте.
5 этап
У вас на столах имеются карточки со схемой движения электрода вам необходимо взять ручки или карандаши и потренироваться данным манипуляциям, тем самым иметь представление о движении электрода при сварке или наплавке валика. Также можно взять в руки электродержатель, попытаться вставить электрод и уже электродом произвести манипуляционные движения.
Схема движений электрода (приложение 1),
6 этап
Прежде чем, перейти от теории к практике, для допуска к работе необходимо:
Пройти инструктаж по ТБ.
Надеть специальную одежду.
Ознакомление с инструкцией по ТБ (приложение 2). Демонстрация, как правильно одевать спецодежду сварщика и защитную маску.
Инструктаж по охране труда Вам дан, а теперь, пожалуйста, заполните журнал по ТБ (приложение 3).
7 этап
Перед тем, как пройдем в сварочную мастерскую, предлагаю вам посмотреть небольшой ролик, где вы увидите в замедленном действии процесс зажигания сварочной дуги двумя способами и ее горение. После чего сможете реально представить ваши действия и те процессы, которые вы увидите в видео
8 этап
Данный этап проходит непосредственно в сварочной мастерской. Следующий этап – это выполнение практической работы.
В процессе работы мы будем использовать сварочный трансформатор, для питания сварочной дуги. В сварочной кабине я покажу вам два способа зажигания дуги и поддержание ее горения. После чего вы сможете с моей помощью и самостоятельно испытать и увидеть данный процесс, выполняя поставленную задачу с использованием инструкционно-технологической карты. (приложение 4).
Итак, уважаемые коллеги, мы приступаем к выполнению практической работы.
Последовательность выполнения задания:
- Установка электрода в электрододержатель;
- Предупреждение о зажигании дуги
- Зажигание сварочной дуги (чирканьем, впритык) и поддержание ее горения;
9 этап
На ученической доске расположен рисунок сварщика, у участников на столе лежат из цветной бумаги красного и оранжевого цвета «огоньки». Участникам необходимо прикрепить выбранный «огонек» к рисунку сварщика. Выбранные «огоньки» будут отображать: красный – было интересно, доступно, понятно, оранжевый – мастер-класс является не нужным и бесполезным.