Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»
Матяш Елена Викторовна
Молчаново
2014г.
Проблема, на решение которой направлено мероприятие:
поиск способов работы с обучающимися (7 – 17 лет), воспитание толерантного отношения друг к другу посредством знакомства с простейшими техниками декоративно – прикладного творчества.
Цель мастер - класса: овладеть технологией киригами.
Задачи мастер- класса:
познакомить с историей возникновения киригами;
развить творческие способности и навык в работе;
овладеть практическими умениями и навыками работы с необходимым инструментом;
вызвать интерес к данной технике, желание самовыразиться;
развить коммуникативные способности, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу.
Планируемые результаты
Предметные:
- овладение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
- выделять и формулировать учебную цель;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания
Структура мастер - класса:
Организационная часть
Теоретическая часть
Знакомство с историей возникновения техники киригами.
Знакомство с необходимыми инструментами и материалами.
Презентация «Конструирование птиц в технике киригами. Лебёдушка» Поэтапное описание работы.
Примеры использования техники киригами для оформления интерьера, подарков.
Физкультминутка
Практическая часть (приложение №1)
Заключительная часть
Оборудование:
мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран);
электронная презентация «Открытки в технике киригами»;
материалы для практикума;
наглядные пособия: цветные иллюстрации, фотографии работ.
приложение №1 «Технологическая карта»
приложение №2 «Анкета обратной связи»
приложение №3 «Буклет – памятка к мастер – классу»
Деятельность руководителя:
работа под девизом «знаешь сам – научи другого»;
умение владеть вниманием аудитории;
максимальное вовлечение участников.
План-конспект:
Учитель: Сделанная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души. Киригами – это один из видов оригами, в котором допускается использование ножниц. (слайд 1, 2)Само слово «киригами» состоит из 2 частей – «киру», что означает резать и «ками», что означает бумага. (слайд 3) Любимые всеми детьми снежинки из бумаги это тоже техника киригами. Складывая фигурки, обучающийся мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания.
История квиллинга.
Киригами это совсем молодое искусство. Оно родилось в Японии в 1980 году. Его родоначальником считается архитектор Масахиро Чатани.
Техника киригами используется для дизайна интерьера и для изготовления подарков, в том числе очень оригинальных и изысканных открыток киригами.(слайды 4, 5, 6)
Некоторые работы киригами представляют из себя настоящий шедевр. Например, замок из бумаги японца Ватару Ито с красивым названием «Замок на воде». Он делал этот замок в течение 4 лет и его конечные размеры 2,4 х 1.8 x 1м. (слайд 7)
Европу бумагорезание захватило совершенно недавно, но уже некоторые любители нового покорили его, впрочем, в некоторых странах оно существовало в примитивных задатках. Так в Америке любят вырезать человечков, в Франции флажки, а у нас всем известные с детства снежинки. Занятие киригами не требует особой подготовки материалов, достаточно вооружиться бумагой плотной, карандашом и ножницами, для некоторых элементов может ещё понадобиться схема, нож и клей. (слайд 8) Для выполнения более точной работы мастерами часто используются готовые схемы, которые можно купить, особенно это эффективно для новичков, или сделать самому, в том случае если человек уже занимался киригами и имеет представление о его схемах. В Японии продаются целые книги посвящённые схемам киригами, в наших же странах данное искусство не настолько освещено, поэтому в лучшем случае схемки можно увидеть в разделе книги по рукодельным увлечениям. Открытки киригами Открытки киригами отличаются своей объёмностью и оригинальностью, для их создания фактически не нужны материалы, но нужно внимание, терпение, фантазия и желание, тогда подаренная открытка никогда не будет забытой. Для того чтобы сделать открытку необходимо взять лист плотной бумаги, к примеру, ватман и нанести на него готовую схему. Для новичков желательно выбирать схемы с прямыми перегибами, так как их выполнить проще. После нанесения схемы на лист бумаги в специально помеченных местах нужно сделать разрезы и надрезы, а затем ножом или другим приспособлением продавить места сгибов. Сгибать стоит по обратной стороне будущей открытки, следуя схеме, для большего удобства лучше сначала согнуть базовый сгиб (место складывания), затем продолжить по убыванию сгибаемой поверхности сначала обрабатывая большие сгибы доходя до мелких. После работ на тыльной стороне открытки переходим на лицевую сторону и выпрямляем, исправляем её детали. Когда обе стороны будут обработаны, открытку следует сложить пополам и окончательно сгладить все сгибы. Окончательный шаг в открытке киригами – открыть готовую открытку и подарить.
Презентация «Конструирование птиц из бумаги в технике киригами. Лебёдушка». (слайд 9, 10)
Традиционная техника киригами отличается большой трудоемкостью, так как требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения их порядка. Тем не менее и в этой сложной технике есть способы, на основе которых даже ребенок дошкольного возраста может свободно и творчески конструировать разные поделки.
Материалы и принадлежности для работы (слайд 11):
Практикум «Конструирование птиц из бумаги в технике киригами. Лебёдушка»».
Все мы в детстве любили вырезать снежинки - этакий русский вариант киригами. Для изготовления изделий в технике «киригами» используют листы бумаги или тонкого картона, которые надрезают и складывают. Наглядно, эти модели сравнимы с замысловатыми 'pop-up' - открытками. В отличие от традиционных pop-up-открыток, эти бумажные модели обычно надрезают и складывают из одного листа бумаги. Чаще всего разрабатывают трехмерные воспроизведения архитектуры, геометрические узоры и различные повседневные объекты
С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых изысканных проектов.
Учитель: А как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?
Примерные ответы обучающихся: будем делать поделку, что-нибудь в технике киригами.
Учитель: Молодцы, но перед тем, как приступить к работе, давайте, разомнём наши пальчики.
Физминутка «Пальчиковая гимнастика». Выполняем движение пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)
Учитель: А теперь мы с Вами будем конструировать птицу из бумаги в технике «киригами». (слайд 12 – 16)
Используя инструкционную карту (Приложение №1), слайды презентации приступаем к работе.
Удачи Вам, вдохновения, полета фантазии.
Рефлексия участников мастер-класса – анкета обратной связи: (Приложение №2) (слайд 17)
При подготовке материала мастер-класса были использованы:
Интернет-ресурсы:
http://stranamasterov.ru/node/263110
http://club-3t.ru/cat_18/655-post655.html
http://iz-bumagi.com/shemy-kirigami
http://kugotova.ucoz.ru/publ/tekhniki/kirigami/2-1-0-5