Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Использование технологии развития критического мышления в начальных классах»"»
Тема: «Использование технологии развитиякритического мышления в начальных классах»
Цели:
- расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
- показать приемы использования приемов в своей практической работе
Оборудование: интерактивная доска, презентации
Ожидаемый результат:
- знать приемы критического мышления;
- уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: педагоги школы
Ход мастер-класса
Психологический настрой
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
— Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.
Здравствуйте, те кто готов творчески работать! Здравствуйте, те кто окончил трёхуровневые курсы Здравствуйте те, кто умеет мечтать... Здравствуйте те, кто мечтает полетать! Здравствуйте те, кто хорошо отдохнул во время каникул! Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Свое выступление я хочу начать с притчи:
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках».
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося.
Что же даёт её применение?
Применяя ТРКМ у ученика формируется умение:
- ясно излагать свои мысли;
-воспринимать идеи других;
-проявлять настойчивость в достижении цели;
-быть готовым к исправлению своей ошибки, продолжая своё обучение;
-рассуждать;
-искать и находить решения с учётом мнения других.
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять на любых этапах урока: вызове ,осмыслении, рефлексии.
Приемы КМ:
Корзина идей
Составление кластера
Верные и неверные утверждения
Знаю – хочу узнать – узнал (ЗХУ)
Написание синквейна
Толстые и тонкие вопросы
Прогнозирование
Ассоциации
Написание эссе
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Прием «Верите ли вы…»
- Верите ли вы, что узнаете что – нибудь новое для своей дальнейшей педагогической деятельности по окончании моего мастер –класса? - Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения КМ? - Верите ли вы, что учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке? - Верите ли вы, что можно научить учеников тому, как учиться? -Верите ли вы, что учитель знает, как и что должен отвечать ученик?
Урок литературного чтения – 3 класс
Тема: Л.Н.Толстой «Акула»
Прием «Кластер»
- Какие ассоциации вызывает писатель Л.Толстой?
Прием «Верите ли вы, что…»
Верите ли вы, что писатель родился в Тульской губернии?
Верите ли вы, что Л.Толстой является автором «Азбуки», «Книги для чтения»?
Верите ли вы, что писатель прожил 100 лет?
Верите ли вы, что его произведения читают во всем мире?
Верите ли вы, что писатель рано осиротел?
Прием «Ассоциации»
- Какие ассоциации вызывает слово акула?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто...
Что...
Когда...
Мог ли...
Как звали...
Было ли...
Согласны ли вы...
Верно..
Дайте объяснение, почему...
Как по вашему мнению…
почему вы считаете...
В чем разница...
Предположите, что будет, если...
Как вы думаете, почему…
-Где стоял корабль?
-Где матросы устроили купальню?
-Кто был с матросами на корабле?
-Кого увидели матросы с палубы?
- Как, по вашему мнению, какие могли быть последствия выстрела?
- Как вы считаете, почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?
- Объясните, почему после выстрела артиллеристу стало страшно?
-Легко ли было принять такое решение?
Приём «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:
- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания по теме;
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные учениками к рассказу.
Акула
Огромная, кровожадная
Плавает, нападает, поедает
У акулы острые зубы
Хищник
Отец
Смелый, находчивый
Гордился, испугался, выстрелил
Любовь побеждает все!
Спасатель.
Прием «ЗХУ»
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Отец Смелый, находчивый Гордился, испугался, выстрелил Любовь побеждает все!
Спасатель.
- О событиях в рассказе;
-О героях рассказа;
- Тему рассказа.
-О геройском поступке артиллериста.
- Герои: артиллерист, моряки, мальчики;
- О любви родителей к детям
Я постаралась показать, как можно использовать приемы КМ на уроках. В данной технологии, меняются роли педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ. Большое спасибо.