Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Танец как здоровьесберегающая технология»»
Мастер-класс «Танец как здоровьесберегающая технология»
Проводит: Ганиева Гульсина Адгамовна
Дата: 19февраля 2018 года
Место: ГБОУ РШИСП №5
Аудитория: воспитатели школы - интерната
ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей современного человека у воспитанников.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;
.- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
- фонограммы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
3. Рефлексия.
I. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
- Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки.
- Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье).
- В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формирования у воспитанников одной из базовых компетентностей современного человека – ответственное отношение к собственному здоровью.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ
- Сегодня Вы прослушали выступления, были участниками 2 мастер-классов и как никто понимаете, что чувствует ребенок после учебы, после 5-6 уроков в школе? (усталость).
- И нам необходимо не просто сменить деятельность, а снять накопившуюся усталость. В этом мне помогают элементарные приемы из восточных оздоровительных техник, где переплетаются стрейчинговые (упражнения на растяжку), силовые упражнения (для укрепления и разогрева опорно-двигательного аппарата) с дыхательными упражнениями. Обычно подобная работа проводится вначале занятия как разминка и в конце как заминка.
- Их цель – восстановить моральные и физические силы, создать настрой на внутренние ощущения, на понимание происходящих внутри себя процессов и использование этих ощущений в работе над движением в танце.
- Сейчас мы сделаем несколько элементов разминки, где у вас будет возможность почувствовать её воздействие. Как правило, хореографы с жесткой классической базой дают названия элементам по классической лексике (ронд, батман, плие и т.д.). Я буду называть элементы движений, используя европейский стиль названия элементов в восточных техниках. Дети на данный момент работы уже знакомы с терминологией и особенностями движений. Т.к. мы знакомимся с упражнениями ранее на занятиях спортивно-оздоровительного блока, но там акцент делается на качество движений, на их воздействие на системы организма, а не на внутренние ощущения. Поэтому в новом ракурсе раскрытые знакомые элементы становятся для детей ещё более интересными.
(Разминка)
Комментарий:
Подобную разминку я использую в процессе работы над танцем в стиле Джаз Модерн. Нам русским людям в силу своей эмоциональности близок вид Модерна, где движения во взаимосвязи с эмоциями (кто знаком с видологией Модерна понимает, о чём я говорю). И подобные упражнения не похожие на традиционные разминочные или классические упражнения у станка позволяют расширить границы восприятия танцевального искусства и ощутить многообразность танцевальной лексики. К тому же движения и позы, принимаемые в разминке, являются своеобразной подготовительной работой над танцем в плане освоения лексики, а не как традиционная подготовка всех систем организма к работе.
- Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе использовать данный прием и где или для чего?
- Далее я хочу поделиться с Вами некоторыми приемами работы по постановке танца в стиле Джаз Модерн. А именно с работой над техникой движений по плоскостям. Эта техника разработана канадцем Вильямом Форсайдом и широко используется в сценических постановках театральных спектаклей в Германии, причем не только хореографами. Методика фундаментальна своей этапностью. Танец Джаз Модерн дают детям среднего и старшего возраста, когда воспитанники уже сами участвуют в процессе создания и постановки танца.
Первое с чем мы начинаем работать это с пространством. Обратите внимание на схему. Современный танец, в частности Джаз Модерн, работает в III – х мерном пространстве.
I плоскость – оранжевая – плоскость, определяющая направление «вперед-назад» - плоскость «Колеса»;
II плоскость – желтая - плоскость, определяющая направление «вправо-влево» - плоскость «Двери»;
III плоскость – зеленая - горизонтальная полу – плоскость, определяющая направление «вверх-вниз» - плоскость «Пола» или плоскость «Стола» (в которой выполняются повороты, наклонные положения, движения на полу, сброс корпуса и т.д.).
- Я попрошу Вас разбиться на группы по 3-4 человека и, используя движения из 2-3 плоскостей составить небольшую хореографическую композицию на 2 «восьмерки». Вы можете использовать те движения и «позы», которые были в разминке. Любой танец начинается с образа, будь то образ человека, животного, растения и т. д. Я предлагаю Вам взять образ птицы. Хочу обратить Ваше внимание на то, что когда Вы сочетаете движения рук, ног, тела или головы в разных плоскостях одновременно это придает танцу именно современный окрас, что несвойственно для классического танца. Современный танец очень мобилен и информативен.
(Показ примера готовой постановки танца в стиле джаз-модерн)
Комментарий:
Наши занятия в дополнительном образовании дают возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень танцевальной подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы. Именно танец в стиле Джаз Модерн способствует раскрытию детской индивидуальности. Он не зажат строгими классическими хореографическими канонами (не требует натянутых колен или носков, четких линий при движении и их удержания). В процессе такой работы ребенок чувствует себя свободным и получает от процесса максимум удовольствия.
Работа над техникой движения по плоскостям более объемна и дальнейшее глубокое ее изучение я, к сожалению, в рамках одного мастер-класса показать не смогу.
- Следующий прием, с которым я хочу поделиться – работа над качеством движения.
Обратите внимание на схему.
- Каждое движение рассматривается с 3-х позиций: сила, направление и время. Таблица дает некоторую подсказку определением движения.
- Рассмотрим несколько движений с точки зрения их характеристики.
(Показ и объяснение движений)
- Я попрошу Вас в своих группах создать хореографическую композицию, использую эти сведения по качеству движений. Хочу обратить Ваше внимание на то, что при постановке танца достаточно выбрать 3-4 качества для определения сути танца. Т.е. определенной музыке соответствуют определенные качества движений, и их перебор приведет к неправильному восприятию, к своеобразному хаосу. В то же время однообразные по времени выполнения и по силе выполнения движения внесут монотонность, и зрительский интерес будет потерян.
Комментарий:
Это практически последний этап работы по изучению техники движений по плоскостям, где дети вооружены хорошим объемом сведений, и эти знания позволяют ставить вполне осознанные и интересные танцевальные композиции.
Всем известно, что движения человека- это проявление его внутреннего состояния или характера. Этот этап работы позволяет мне как педагогу отследить переживания ребенка и помочь скорректировать воспитательный процесс, не навязчиво через танец. Именно на этом этапе работы дети понимают, что танец - это не просто механическое выполнение или повторение движений за кем-то, а главным образом удовольствие от движения, возможность сказать о своих ощущениях и переживаниях через движение. У девочек старшего возраста это осознание происходит глубоко и весь процесс работы по созданию танца очень увлекает. Подчеркивать оздоровительное воздействие подобной работы я думаю излишне.
- Что понравилось в работе по приему, что вызвало затруднения? Что бы Вы могли использовать в своей работе?
- Создание танца – увлекательнейший процесс.
- Но есть необходимая работа, без которой тяжело будет делать все вместе, слаженно. Как Вы думаете, о чем я говорю? (Работа по созданию сплоченного коллектива).
- Для этого я использую специальные занятия в тренинговой форме, где ребенок не только познает других, учится взаимодействовать, но и познает себя, учится владеть своими эмоциями и позитивно реагировать на любую ситуацию.
- Сейчас я продемонстрирую Вам один из таких приемов.
Упражнение «Спина друга». Выполняется в паре.
- Разделитесь на пары. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии полуметра. А теперь постарайтесь без помощи рук, опираясь спинами друг о друга, устоять.
Упражнение «Один в поле не воин». Выполняется всей группой участников.
- Для следующего упражнения встаньте в круг, лицом друг к другу, возьмитесь за руки. А теперь, не отпуская рук, примите позу «Ласточки». Почувствуйте поддержку друг друга, энергию ближнего.
Комментарий:
Прием создает атмосферу сотрудничества и взаимодействия с помощью тренинговых упражнений.
III. РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Танец как здоровьесберегающая технология». Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга.
Комментарий: последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.