Уточнить и обогатить знания детей о бытовых приборах (их названии и назначении): холодильнике, пылесосе, электрочайнике, стиральной машине, утюге.
Закрепить правила безопасного поведения при использовании бытовых приборов.
Активизировать словарный запас детей при составлении описательных рассказов о бытовых приборах; развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.
Развивать навыки самоконтроля и самооценки при обследовании и описании предметов, при выполнении заданий на листах бумаги.
Материал: бытовые приборы (пылесос, утюг, чайник – настоящие; холодильник, стиральная машина – игрушки); кукла-перчатка; картинки с изображением бытовых приборов;листы альбома (с контурным точечным изображением бытовых приборов); фломастеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Домашние помощники»
«Домашние помощники»
ЦЕЛЬ:
Уточнить и обогатить знания детей о бытовых приборах (их названии и назначении): холодильнике, пылесосе, электрочайнике, стиральной машине, утюге.
Закрепить правила безопасного поведения при использовании бытовых приборов.
Активизировать словарный запас детей при составлении описательных рассказов о бытовых приборах; развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.
Развивать навыки самоконтроля и самооценки при обследовании и описании предметов, при выполнении заданий на листах бумаги.
Материал: бытовые приборы (пылесос, утюг, чайник – настоящие; холодильник, стиральная машина – игрушки); кукла-перчатка; картинки с изображением бытовых приборов;листы альбома (с контурным точечным изображением бытовых приборов); фломастеры.
Перед началом занятия – пальчиковая гимнастика.
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальчики подняты вверх.
Зайка взял свой барабан И ударил – трам-пам-пам.
Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу (произносить с разной интонацией).
После пальчиковой гимнастики, воспитатель: «Слышите, ребята, кто-то мяукает? (воспитатель надевает на руку театральную куклу-перчатку кота) Так это ты, кот Васька. Что случилось?»
Васька: «Мы с мамой решили вечером пойти в магазин и купить бытовые приборы, а я не знаю, что это такое - бытовые приборы? Помогите мне, ребята, пожалуйста!»
Воспитатель: «Ну что, ребята, поможем коту Ваське? Объясним ему, что это за приборы такие – бытовые. Пожалуйста, Васька, оставайся у нас на занятии и поучись вместе с нами!».
1 часть. Начало занятия. Педагог предлагает детям прослушать, а затем произнести с разной интонацией слова стихотворения:
Автор: Еж пыхтит и морщится.
Еж:
Что я вам, уборщица? Лес никак не уберу – Соблюдайте чистоту!
(произносить с разной интонацией, все вместе – хором, а затем – некоторые из детей.)
– еж-рука
Воспитатель и дети произносят текст с разной интонацией оказывая своими руками ежа.
Воспитатель: «Ребята, ежик убирается у себя в лесу. Мы, когда убираемся дома, какие предметы используем?». Дети отвечают: «Ведро, тряпку, веник». «А вы знаете, ребята!» – продолжает говорить воспитатель, – «Что кроме этих предметов есть у нас ещё и другие домашние помощники, которые помогают нам поддерживать чистоту и порядок в доме, облегчают нашу жизнь?
А что это за домашние помощники? – вы сейчас и отгадайте (воспитатель загадывает загадку – дети отгадывают):
Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит как лайнер: «Ту». Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Открыть пылесос. Рассмотреть его (описать).
Воспитатель: «Что есть у пылесоса? Хобот – шланг; щетка с отверстием внутри, куда засасывается пыль и мусор». Воспитатель спрашивает: «Что делает пылесос?». Дети отвечают: «Сосет пыль».
Воспитатель, совместно с детьми, рассматривает материал, из которого сделан пылесос (корпус – металл или пластик); дети – определяют его на звук, на ощупь...
Воспитатель: Зачем пылесосу шнур и вилка? (Она вставляется в розетку и электричество течет по шнуру к мотору пылесоса – он работает и мы пылесосим.) Затем, совместно с детьми, пылесосит ковер. После убирает пылесос в сторону, хвалит детей и предлагает им послушать следующую загадку:
Я, не хвастая, скажу, Всех друзей омоложу. Идут ко мне унылые – С морщинками, со складками. Уходят очень милые – Веселые и милые. Значит, я надежный друг – Электрический … утюг (открывает, рассматривает совместно с детьми, описывает).
Воспитатель, совместно с детьми, рассматривает утюг – что есть у утюга: ручка, гладильное полотно, переключатель нагрева, шнур, вилка. Дети на ощупь определяют из каких материалов сделан утюг; определяют, что утюг – нагревается, так как работает от электричества; утюг гладит одежду; затем воспитатель напоминает правила безопасности – нельзя самим включать утюг – может быть пожар; утюг – не игрушка, а очень серьезный бытовой прибор).
Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть электрический чайник (у него есть емкость, в которую заливается вода; есть крышка; ручка; внутри - нагревательный элемент; а также шнур и вилка. Воспитатель напоминает правила безопасного обращения с чайником – нельзя включать его, если в нем нет воды, – он может сгореть, может случиться пожар).
Далее воспитатель, совместно с детьми, рассматривает предметы-игрушки – холодильник и стиральную машину. Уточняет, из каких деталей состоят эти предметы и их назначение. Дети рассматривают (находят характерные признаки каждого предмета). Затем воспитатель, совместно с детьми, приходит к обобщению о большой важности и незаменимости этих предметов в быту.
Вводит понятие «бытовые приборы». Уточняет, что бытовые приборы продаются в специализированном магазине – где продается техника. После этого, предлагает детям ответить на следующие вопросы: что такое – бытовые приборы? Что у них у всех общего? (есть мотор; есть шнур и вилка; работают от электричества помогают людям в быту); Чем эти бытовые приборы различаются? (назначением: пылесос – сосет пыль; утюг – гладит одежду; электрочайник – нагревает воду; холодильник – сохраняет продукты в холоде, чтобы они не испортились); стиральная машинка – стирает белье. Затем к ребята приходит Капля-Капитошка (она говорит, что тоже хочет позаниматься и поиграть с ребятами). Предлагает им игру «Угадай-ку».
Коррекционные игры:
Игра 1 – «Угадай-ка».
Воспитатель (вместе с Капитошкой )говорят:«Ребята, среди схематичных картин, расположенных на доске, а также предметов-игрушек и настоящих бытовых приборов найдите те предметы, о которых мы с вами сегодня говорили и отгадывали загадки и положите схематичные картинки рядом с предметами в группе (игрушками и настоящими)».
холодильник пылесос стиральная машина утюг электрочайник
игрушка настоящий игрушка настоящий настоящий
Игра 2 – «Заколдованные предметы».
Воспитатель раздает детям листы с точечным изображением бытовых приборов; предлагают «расколдовать» точечные изображения бытовых приборов (дети фломастерами соединяют изображения по точкам – «расколдовывают»их), а затем описывают (не называя сам прибор) по схеме: «Ребята, не называя сам бытовой прибор, опишите его, а остальные догадайтесь – о чем эта описательная загадка. Например: «У этого бытового прибора есть шнур, вилка; он сделан из металла; он бывает большой и маленький; в основном всегда белого цвета; внутри него всегда холодно; там хранятся продукты. Как называется этот бытовой прибор?» (Дети стараются угадать, что это холодильник).Спросить 2-3 детей.
Игра 3 – «Определи на ощупь»:
воспитатель предлагает также, не называя сам предмет (по тактильным ощущениям описать его, выделяя характерные признаки), а остальные дети должны догадаться, о каком бытовом приборе идет речь. Спрашивает 2-3 детей.
Физминутка «Три медведя». Капля-Капитошка проводит вместе с воспитателем.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
(Руки вверх.)
Мама с ним – поменьше ростом,
(Руки на уровне груди.)
А сынок – малютка просто.
(Присесть.)
Очень маленький он был –
С погремушками ходил.
Динь-динь-динь.
(соприкасаются большим и остальными пальцами рук друг по другу.)
Мишки делают уборку, занимаются хозяйством (пылесосят, гладят, стирают и т.д.) – дети показывают.
Пантомимическая гимнастика:
Подражаю я слону – Я губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Тянем губы прямо к ушкам
Чтоб понравиться лягушкам, Улыбнусь, как Буратино! И как хитрая лиса, И как радостный ребенок, Что увидел чудеса!
Воспитатель предлагает Капле-Капитошке присоединиться к ребятам (садит ее на стул) и дальше предлагает детям поиграть с котом Васькой.« Мяу-мяу! Ребята, а сейчас хочу с вами вместе поиграть. Я очень люблю петь, а пою только гласные звуки. А какие это звуки? Это те звуки, что свободно поются и ничто не мешает их петь (ни губы, ни зубы, ни язык)». А после песенки мы с вами поиграем в игру «Звуковые ворота» (усложнение). Дети поют по таблице гласных звуков.
Игра на развитие фонематического слуха – «Звуковые ворота» – проводят воспитатель и кот Васька (прохлопывание по слогам и определение количества слогов в слове):
Затем воспитатель и кот Васька предлагают детям игру «Назови ласково».
Игра «Назови ласково»: воспитатель и кот Васька называют слова, а дети – эти же слова, но в уменьшительной («ласковой») форме:
Воспитатель и Кот:
Дети:
«У нас – пылесос. У нас – холодильник. У нас – стиральная машина. У нас – утюг. У нас – чайник»
«А у нас – пылесосик. А у нас – холодильничек. А у нас – стиральная машиночка. А у нас – утюжок. А у нас – чайничек»
Физминутка с показом цифр «Сосчитай и сделай»:
1 (один) – подняться, потянуться. 2 (два) – согнуться, разогнуться. 3 (три) – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На 4 (четыре) – руки шире. На 5 (пять) – руками помахать. На 6 (шесть) – на место тихо сесть.
Кот: «Мяу-Мяу! Спасибо вам, ребята, что все мне объяснили. Когда вечером мы с мамой пойдем в магазин техники, я не ошибусь и куплю все самые нужные бытовые приборы».
Далее воспитатель, совместно с детьми, подводит итог занятия: «О чем мы сегодня говорили на занятии? (О разных предметах). Каким названием мы можем обобщить все эти предметы? (Бытовые приборы) Что общего у всех бытовых приборов? (У них есть шнур, вилка, которая вставляется в розетку; они все работают от электричества). В чем различия бытовых приборов? (В их способе применения: пылесос – сосет пыль; утюг – нагревается и гладит вещи; электрочайник – нагревается и кипятит воду; холодильник – охлаждает продукты, сохраняет их свежими; стиральная машина – стирает вещи (одежду, полотенца, постельные принадлежности). Все эти бытовые приборы – помогают людям. Они наши домашние помощники».
Воспитатель проводит зрительную гимнастику: предлагает детям закрыть глазки, открыть их, поморгать ими, снова закрыть. «Закроем глазки, поморгаем ими. А сейчас кот Васька погладит тех ребяток, кто хорошо занимался, погладит по голове.» (гладит всех детей.).
Гладит все, чего касается, А дотронешься – кусается. (Утюг) В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. (Утюг) На что ни взглянет этот глаз – Все на картинке передаст. (Фотоаппарат) Поверчу волшебный круг – И меня услышит друг. (Телефон) Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым, Кто загудит его мотор, Глотает он пыль, и сор. (Пылесос) Летом папа наш привез В белом ящике мороз. И теперь мороз седой Дома летом и зимой Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник) День и ночь стою на крыше, Нет ушей, но я все слышу, Вдаль гляжу, хотя без глаз, На экране мой рассказ. (Антенна) Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (Антенна) Стою на крыше всех труб выше. (Антенна) Кричит горлан через море-океан. (Радио, радиопередача) По волне, по волне, Плывет музыка ко мне. (Радио, радиопередача)
Стоит красивый сундучок, Его не тронешь – он молчок. Но стоит руку повертеть, Он будет говорить и петь. (Радиоприемник) К дальним селам, городам Кто идет по городам? Светлое Величество! Это … (Электричество) Сам металлический, Мозг электрический. (Робот) На четыре ноги Надевала сапоги. Перед тем, как надевать, Стали обувь надевать. (Колеса, шины)
1. Сушит ветер-суховей*
Кудри мамочки моей.
(фен)
2. Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый.
(утюг)
3. Даже и в июльский зной
В нём морозно, как зимой.
(холодильник)
4. Из ковра чистюля-робот*
Тянет пыль и грязь в свой хобот.
(пылесос)
5. Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд.
(cтиральная машина)
6. Закипает изнутри
И пускает пузыри.
(чайник)
7. Застрочит, как пулемёт,
Платье новое сошьёт.
(швейная машина)
8. Сжал кулак свой исполин*,
Сделал соком апельсин.
(соковыжималка)
9. Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире.
(телевизор)
* * *
День и ночь стою на крыше, Нет ушей, но все я слышу, Вдаль гляжу, хотя без глаз, На экране мой рассказ.
Ответ: Антенна
* * *
Нет ушей, а слышит, Нету рук, а пишет.
Ответ: Магнитофон
* * *
Ей набили мясом рот, И она его жует, Жует, жует и не глотает – В тарелку отправляет.
Ответ: Мясорубка
* * *
Музыкант, певец, рассказчик, А всего – кружок да ящик.
Ответ: Патефон
* * * Пыль увижу - заворчу, Заверчу и проглочу.
Ответ: Пылесос
* * * По волне, по волне Плывет музыка ко мне
Ответ: Радио
* * * Мой друг живет со мной в квартире, Не разъезжает по стране, Но все, что делается в мире, Он раньше всех расскажет мне. Поднимет утром на зарядку, Потом мне песенку споет, Он загадает мне загадку И от меня ответа ждет.
Ответ: Радио
Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная.
Ответ: Телевизор
* * * Чудо-ящик – в нем окно, В том окошечке – кино.
Ответ: Телевизор
* * *
Поверну волшебный круг, И меня услышит друг.
Ответ: Телефон
* * *
Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам – Скажешь здесь, а слышно там.
Ответ: Телефон
* * *
Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые - С морщинками, со складками, Уходят очень милые - Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг, Электрический ...
Ответ: Утюг
* * *
Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.
Ответ: Фонарь
* * *
Дом - стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.
Ответ: Фонарь
* * *
Наведет Стеклянный глаз, Щелкнул раз – И помнит нас.
Ответ: Фотоаппарат
За белой дверцей стужа, лед. Там Дед Мороз, друзья, живет.
Ответ: Холодильник
* * *
Наша тетушка игла Строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, Будет платье вашей дочке.