Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Игра «Семь чудес России»»
Методическая разработка. Игра «Семь чудес России»
Игра «Семь чудес России» призвана подвести итоги знакомства
с самыми известными памятниками нашей Родины
по курсу «Истоки» в 4 классе.
Цель: осознание своей принадлежности к памяти об истоках России, понимание места и роли в неразрывной цепи памяти поколений, способных нести ответственность за настоящее и будущее России.
Задачи:
- развивать базовые национальные ценности в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- приобщать учащихся к глубинным пластам выдающихся памятников, явлений отечественной культуры;
- воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, привязанности к малой Родине, семье;
Жюри: заранее формируется жюри из числа педагогов.
Игровая задача:
- рассмотреть универсалии российской цивилизации как предмет отдельного и специального осмысления.
Учащиеся, пришедшие на игру, делятся на команды по 4 человека. Команды, правильно отвечая на вопросы, должны заработать максимальное количество баллов. Ответ на вопросы тура принимается после визуального сигнала, поданного командой. За каждый правильный ответ -1 балл.
I.Ресурсный круг знакомства.
Задачи:
- формирование у учащихся положительной эмоциональной направленности;
- включение всех участников игры в деятельность;
- создание атмосферы доверительного уважительного отношения друг к другу;
- развитие коммуникативных умений (развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого по общению, диалоговое сотрудничество).
Ведущий:
- Какие темы изучали на уроках «Истоки» в 4 классе?
- Перечислите 7 чудес России.
(Соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, храм Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, летописи).
Назовите свое имя, школу.
Ответьте на вопрос:
Что из семи чудес России вам ближе и почему?
II.Блиц-тур.
Задачи:
- приобщение учащихся к главным категориям жизни Отечества
через содержательный аспект цикла «Память и мудрость Отечества»;
- формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков управления своей деятельностью.
Блиц-тур состоит из вопросов, направленных наактуализацию знаний по курсу «Истоки» 5 класс. Группе задается вопрос. В случае отсутствия ответа группы, право голоса передается следующей команде. За каждый правильный ответ - 1 балл (жетон)
1. Перечислите 7 чудес России.
(Соха и топор, крестьянские хоромы, Соловки, храм Покрова на Нерли, икона «Живоначальная Троица», Московский Кремль, летописи).
2. Перечислите названия российских орденов, названные именами полководцев
(орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден Жукова и т.д.)
3.Как говорили о хорошем плотнике в народе?
(Думает плотник с топором)
4.В каких пословицах речь идет о топоре и о чем они?
(О верных друзьях – Их топором не разрубишь.
Про злого человека – Как топор – не обрежет, так зашибет.
Про ясность объяснения – Сказал, как топором обрубил.
Когда у народа терпение лопнет – Пора, братцы, за топор приниматься.
О важном – Топор всему голова.
5.На что похожа Баба – Яга?
(На соху)
6. Перечислите секреты сохи.
- соха хорошо приспособлена к лесной полосе России, не вгрызаясь в землю, «скользит» по верхнему слою почвы.
-при помощи сошников соха легко приспосабливается к особенностям разных полей.
7.От каких бед защищала соха деревни?
(Опахивали деревни от пожаров, от заразных болезней).
8.Перечислите храмы, срубленные одним топором.
(Храм в с. Нелазское, Кижи).
9. Какие три мира скрыты в вертикальных ярусах дома?
- исторический памятник культуры,( стены из гранитных валунов, старинные книги, иконы )
- мир преображенной природы, (ботанический сад, каналы, сухой док,дамба)
- памятник скорби.
14. Назовите церковь, о которой идет речь в тексте.
Церковь, построенная за один год, невелика, но стройна и высока. Ширина церкви – всего 10 метров, а высота от земли до вершины креста – почти 30 метров. Стены храма белы как снег. А в солнечный день кажется, что они сами излучают свет. Это не случайно. Именно такой православные люди представляют Богородицу.
(Церковь Покрова на Нерли)
15.Назовите имя человека, задумавшего и построившего церковь Покрова на Нерли.
(Князь Андрей Боголюбский)
16.Кто написал икону «Живоначальная Троица»?
(Преподобный Андрей Рублев)
17.Зачем в иконе «Живоначальная Троица» А.Рублев использует множество кругов?
(Иконописец хотел показать, что Живоначальная Троица совершенна и вечна, т.к. круг еще с древних времен знаменовал завершенность и вечность.)
18. Продолжите фразу «Московский Кремль – это
- военный щит, (именование некоторых башен говорит о военном назначении Кремля: Оруженая, Арсеальная, Набатня; в башнях Кремля имеются отверстия для ближнего, дальнего и среднего боя).
- духовный щит, (на территории Кремля расположен Успенский собор. Он является патриаршим собором; Благовещенский, Верхоспасский, Архангельский, Двенадцать апостолов, церковь Ризположения, колокольня (81метр), прозванная «Иван Великий». Главным сокровищем храмов считаются иконы.)
- хранитель государственных регалий: шапка Мономаха, двуглавый орел, держава, скипер, императорские короны; символов Российской державы.
- усыпальница великих князей и царей Московских (Архангельский собор усыпальница).
-хранитель истории, доблести и славы (Большой Кремлевский дворец, где Георгиевский зал хранит память о выдающихся победах России; Оружейная палата.
- творение культуры (Грановитая палата, фрески, иконы, символы Российской державы, экспонаты оружейной палаты, ювелирные изделия и др.)
19.Назовите первый русский орден.
(Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Первым.)
20. Перечислите, что изображено на старинном гербе Российского государства.
(всадник с копьем, поражающий змея, т.е. герб Московских князей; двуглавый орел - герб Византийской империи) .
21.Назовите самого первого летописца.
(МонахКиево – Печерского монастыря Нестор)
22. Что он написал?
(Летопись «Повесть временных лет» - энциклопедию древней русской истории.)
23.Что такое «синодики»?
(Списки воинов, положивших жизнь свою за Отечество)
24.Перечислите книги душеполезные и мудрые.
– библия;
- псалтырь;
- часослов;
- святцы;
- житие святых;
- летописи
25. В чем проявляется монашество?
-в чувстве покаяния,
-в стремлении к совершенствованию,
-монах становится духовным звеном между миром и Богом,
-отказывается отличного счастья и все свои силы концентрирует в молитве.
Подводятся итоги: подсчет жетонов, определение лучших знатоков «Истоков».
Работа в четверках.
Задачи:
- формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие управленческих навыков (работа в коллективе, роль лидера, структурирование времени при выполнении задания);
В группах выбирается лидер, который отвечает за работу команды (дисциплина, организованность, обсуждение ответов, структурирование времени на обсуждение и ответ, делегирование ответа). Время выполнения заданий – 20 мин.
Задания.
1. Напишите небольшой рассказ о женской половине русской избы как одной из важнейших ее частей. (Как она называлась. Что там располагалось и чем там занимались.) За развернутый рассказ -10 баллов.
Женская половина называется – бабий кут. Обычно он располагался напротив печного устья. Здесь готовилась пища для всей семьи, варево для скотины. Здесь женщины – старые и молодые – вели свои разговоры. Мужчины заходили сюда редко и не задерживались. Здесь причитала невеста перед свадьбой. Здесь же родители прощались с дочерью-невестой, наказывая ей дружно жить с мужем. Отсюда увозили невесту к венцу. Лавка, которая выходила из женской половины и шла вдоль стены, также предназначалась для женщины – сидя на ней пряли и шили.
2.Вставьте в текст пропущенные слова.
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
Столица нашей Родины – (Москва). Давным – давно на том месте, где сейчас стоит Москва, была топь, болото, которое на языке наших предков называлось («моск»). Вот так Москва и получила свое имя.
Сердце Москвы – (Красная площадь). Но было у площади и другое название – (Пожар). В старину, когда почти все здания строились из дерева, во время пожара площадь сгорала дотла.
На Красной площади стоит один из самых красивых в мире православных соборов – (Храм Василия Блаженного). Все десять куполов его ярко окрашены, и ни один из них не похож на другой.
Рядом с Красной площадью находится (Московский Кремль). Сначала он был деревянным, а потом его стены перестроили – сложили их из белых камней. С тех пор Москву стали называть (белокаменной).
В Московском Кремле (20) башен. У каждой из них есть свое название и назначение. Главные часы нашей страны – куранты находятся на (Спасской башне). (Боровицкая башня) получила свое название благодаря густому хвойному лесу. В (Тайницкой башне) был тайный подземный ход к Москве-реке. (Кутафью башню) построили для защиты мостов, которые вели в крепость. Самая маленькая башенка, (Царская), похожа на терем, поставленный на стену. Когда-то с неё царь Иван Грозный любил смотреть, что происходит на Красной площади.
В Кремле стоит знаменитая (Царь – пушка): она одна из самых больших в мире, но вот в боевых действия никогда не участвовала. Здесь же находится великан (Царь – колокол), который никогда не звонил.
В Московском Кремле также имеется (6) музеев. Самый старый из них называется (Оружейной палатой) – там хранятся сокровища российских царей.
3.Кроссворд.
4.Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)
(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)
Грамотой неграмотна, зато (памятью)… памятна.
Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто (хлеб-соль)…… помнит.
Богу молись, да за (соху)… держись.
Соха кормит, топор (одевает) … .
Кто (ленив)… с сохой, тому весь год плохой.
Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его (большим)… колосом.
Коли есть топор, делайи (топорище)….
Топор всему делу (голова)….
Согласную семью и (горе)… не берет.
И тесен дом, да (просторен)… он.
Терпение, (молитва)… и труд –все перемогут, все (перетрут)….
Доброе братство – милее (богатства)… .
Ищи добра – на стороне, а (дом)… люби по старине.
Без (корня)… и полынь не растёт.
Что написано (пером)…, не вырубишь топором.
Кто в (Кремле) …не бывал, тот красоты не видал.
Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – (отчизна)…..
Экспертная оценка.
Экспертная оценка осуществляется через презентацию группового задания. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Учащиеся дают оценку своейдеятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности других).
Рефлексия.
Участники игры встают в ресурсный круг.
Ведущий задает вопросы:
-Что помогало вам при работе в четверках.
-Чему учат «Истоки»?
- Где это вам может пригодится?
- С каким настроением уходите с игры и почему?
Награждение.
Жюри подсчитывает баллы каждой команды и определяет победителя. Общее количество баллов состоит из баллов блиц-тура и группового задания.
Победители получают дипломы и подарки. Остальные участники игры получают сертификаты и подарки.
Литература
1.Истоковедение,М., Издательский дом «Истоки», том № 11,2009 г.
2. Истоковедение, М., Издательский дом «Истоки», том № 2,2010 г.
Столица нашей Родины – (-----------------------------------). Давным – давно на том месте, где сейчас стоит Москва, была топь, болото, которое на языке наших предков называлось (----------------------------). Вот так Москва и получила свое имя.
Сердце Москвы – (---------------------------------- ----------------------------------). Но было у площади и другое название – (----------------------------------). В старину, когда почти все здания строились из дерева, во время пожара площадь сгорала дотла.
На Красной площади стоит один из самых красивых в мире православных соборов – (----------------- ----------------------------- ----------------------------------). Все десять куполов его ярко окрашены, и ни один из них не похож на другой.
Рядом с Красной площадью находится (---------------------------------------------------- -----------------------------------). Сначала он был деревянным, а потом его стены перестроили – сложили их из белых камней. С тех пор Москву стали называть (---------------------------------------------------------------).
В Московском Кремле (-------------) башен. У каждой из них есть свое название и назначение. Главные часы нашей страны – куранты находятся на (------------------------------------------------ ----------------------------). (------------------------------------------------------------------------------) получила свое название благодаря густому хвойному лесу. В (------------------------------------------------------ -------------------------) был тайный подземный ход к Москве-реке. (---------------------------------------------------------------------------------------) построили для защиты мостов, которые вели в крепость. Самая маленькая башенка, (-----------------------------------------------------), похожа на терем, поставленный на стену. Когда-то с неё царь Иван Грозный любил смотреть, что происходит на Красной площади.
В Кремле стоит знаменитая (--------------------------------- -------------------------------): она одна из самых больших в мире, но вот в боевых действия никогда не участвовала. Здесь же находится великан (----------------- ----------------------------),который никогда не звонил.
В Московском Кремле также имеется ( ------) музеев. Самый старый из них называется (------------------------------------------------- ------------------------------------) – там хранятся сокровища российских царей.
Задание № 2.
Важным местом избы была женская половина. Напишите небольшой рассказ о ней. (Как она называлась. Что там располагалось и чем там занимались.)
Задание № 3
Кроссворд.
Вопросы по горизонтали: 1,3,4,6,7,8,11,12.
1.Как называют тяжёлый топор с толстым обухом, которым колют дрова? (Колун)
3.Она состояла из еловых плах с длинными необрубленными сучьями. Эти плахи соединялись друг с другом и прикреплялись к оглоблям. (Борона)
4.На каком острове срубив церковь, плотник бросил топор в Онежское озеро, сказав: « Не было, нет и не будет..». Сейчас там редкий по красоте ансамбль храмов. (Кижи)
6.Как называется небольшая изба, которую крестьянин пристраивал к основному жилью? (Зимовка)
7.В центре деревни крестьяне собирались на деревенский ….. (сход)
8.Как называлась какая-либо срочная и большая работа, с которой крестьянская семья не могла сама справиться? (Помочи)
11.Как называется главный храм Соловков? (Преображенский)
12.Храм Покрова на Нерли стал символом ……….(Примирения)
Вопросы по вертикали: 2,5,9,10,13.
2. Среди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека отмечены топор и ….(соха)
5.Как называется жилая часть хозяйственных построек крестьянина? (Изба)
9.Для одних – это общерусская святыня, для других – неповторимый памятник культуры, для третьих – мир преображенной культуры…О чем идет речь? (Соловки)
10. Во главе Соловецкого монастыря с 1548 по 1566 год стоял игумен…… (Филипп)
13.Как назывались в храмах для вечного хранения списки воинов, отдавших жизнь свою за Отечество? (Синодики)
====Кроссворд.
Вопросы по горизонтали: 1,3,4,6,7,8,11,12.
1.Как называют тяжёлый топор с толстым обухом, которым колют дрова?
4.На каком острове срубив церковь, плотник бросил топор в Онежское озеро, сказав: « Не было, нет и не будет..». Сейчас там редкий по красоте ансамбль храмов.
3.Она состояла из еловых плах с длинными необрубленными сучьями. Эти плахи соединялись друг с другом и прикреплялись к оглоблям.
5.Как называется жилая часть хозяйственных построек крестьянина?
6.Как называется небольшая изба, которую крестьянин пристраивал к основному жилью?
7.В центре деревни крестьяне собирались на деревенский …..
8.Как называлась какая-либо срочная и большая работа, с которой крестьянская семья не могла сама справиться?
11.Как называется главный храм Соловков?
12.Храм Покрова на Нерли стал символом ……….
Вопросы по вертикали: 2,5,9,10,13.
2. Среди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека отмечены топор и ….
5.Как называется жилая часть хозяйственных построек крестьянина?
9.Для одних – это общерусская святыня, для других – неповторимый памятник культуры, для третьих – мир преображенной культуры…О чем идет речь?
10. Во главе Соловецкого монастыря с 1548по1566 год стоял игумен……
13.Как назывались в храмах для вечного хранения списки воинов, отдавших жизнь свою за Отечество?
Задание № 4.
Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)
(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)
Грамотой неграмотна, зато (памятью)… памятна.
Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто (хлеб-соль)…… помнит.
Богу молись, да за (соху)… держись.
Соха кормит, топор (одевает) … .
Кто (ленив)… с сохой, тому весь год плохой.
Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его (большим)… колосом.
Коли есть топор, делай и (топорище)….
Топор всему делу (голова)….
Согласную семью и (горе)… не берет.
И тесен дом, да (просторен)… он.
Терпение, (молитва)… и труд – все перемогут, все (перетрут)….
Доброе братство – милее (богатства)… .
Ищи добра – на стороне, а (дом)… люби по старине.
Без (корня)… и полынь не растёт.
Что написано (пером)…, не вырубишь топором.
Кто в (Кремле) …не бывал, тот красоты не видал.
Рыбам –море, птицам – воздух, а человеку – (отчизна)…..
4.Вставьте в пословицы пропущенные слова: (дополнительное задание.)
(За каждое правильно вставленное слово 1 балл)
Грамотой не грамотна, зато ……………………………….… памятна.
Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое – того, кто ……………………………………………………………………………..помнит.
Богу молись, да за ……………………………………..держись.
Соха кормит, топор ……………………………………………….… .
Кто …………………………………………………..с сохой, тому весь год плохой.
Мать-сыра земля, прими зернышко, возврати мне его …………………………………………………………………..… колосом.
Коли есть топор, делай и …………………………………………………………….
Топор всему делу …………………………………………………………………………
Согласную семью и ……………………………………………………………..не берет.
И тесен дом, да …………………………………………………………………………….он.
Терпение, ………………………………………….и труд – все перемогут, все ………………………………………………………………………………..