ЖЕНЩИНА И ВОЙНА
Цели мероприятия:
- формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования и на примерах песен военных лет;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
Задачи:
- создание условий для эмоционального переживания обучающимися трагедии войны, подвига солдата;
- воспитание бережного отношения к историческому прошлому Отчизны;
- расширение представления обучающихся об истории возникновения военных песен;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
ОФОРМЛЕНИЕ: класс был оформлен следующим образом, на доске большая карта «Великая Отечественная война», на которой размещены фотографии героинь мероприятия. Стены украшены праздничными плакатами. На столе, за которым сидят ведущие мероприятия, тематическая композиция в которой портреты К.И. Шульженко, Ю.Друниной, В.Серовой, военный котелок, книги К. Симонова, ваза с букетом полевых цветов, синий платочек и вязаная салфетка, свеча, которая горела на протяжении всего мероприятия.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, телевизор, микрофоны.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(в начале мероприятия ведущие зажигают свечу )
Марина Анатольевна (ведущий-1)
Женщина и война. Казалось бы, эти понятия несовместимы. Изначальным предназначением женщины было продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей, умиротворение воинственности мужчин. Но когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, почти миллион женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели.
Евгения Михайловна (ведущий-2)
С первых дней войны они подавали заявления об отправке их в действующую армию.
В ряды защитников Родины встали около 500 тыс. девушек, из них 200 тыс. комсомолок. Советские женщины служили в войсках Противовоздушной обороны страны и в Военно-Морском флоте. Они были связистками и летчицами, санинструкторами на передовой, врачами в военно-медицинских учреждениях, ходили, наравне с мужчинами, в разведку. Из женщин было сформировано 3 авиационных полка, бойцы которых с честью сражались за освобождение своей земли от фашистских захватчиков.
Говорят, у войны не женское лицо. Но во время Великой Отечественной войны военную форму надели не менее 800 000 женщин. Курсы Всевобуча подготовили: 6097 миномётчиц, 4522 станковые пулемётчицы, 7796 ручных пулемётчиц, 15290 стрелков-автоматчиц, 45509 связисток, 2484 стрелка-снайпера. За годы Отечественной войны им было подготовлено 300 тыс. медсестер и свыше 500 тыс. сандружинниц.
Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки - радисты, вооруженцы...
При этом, женщины - авиаторы сражались как в составах обычных "мужских" авиационных полков, так и отдельных "женских".
Двести тысяч из них награждены боевыми орденами, 90 стали Героями Советского Союза. Свыше двухсот женщин были удостоены высшего знака солдатской доблести ордена Славы, который невозможно получить ни за какие заслуги, кроме подвига на поле боя.
Четыре женщины стали полными кавалерами этого ордена.
Около 150 000 женщин были награждены орденами и медалями СССР. 90 стали Героями Советского Союза. 49 — посмертно.
Лидия Анатольевна (ведущий-3) читает стихи Ю. Друниной.
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать - это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить, пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко -
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
(Включается музыка, минусовка «Темная ночь». На фоне музыки звучит текст о писательнице Светлане Алексиевич и выдержки из её книги «У войны не женское лицо». На ноутбуке презентация «Женщины и война», слайды сменяются по тексту.)
Марина Анатольевна (ведущий-1)
Алексиевич Светлана Александровна, белорусская писательница, родилась уже после войны в 1948 в городе Ивано-Франковск, в семье военнослужащего. Окончила Белорусский государственный университет. Работала учительницей, сотрудничала в редакциях ряда газет, в журнале «Неман». Первая ее книга «У войны не женское лицо» была написана в 1983 г., но два года оставалась неизданной, т. к. автора обвиняли в развенчании героического образа советской женщины и излишнем пацифизме.
Россия столкнулась в эти годы со смертельной опасностью. Беда оказалась слишком велика. Под угрозой гибели оказалось само существование народа, его свобода и независимость, будущее страны. Поэтому естественной ответной реакцией стало желание дать отпор врагам.
Женское начало проходило испытание на прочность войной. От нестерпимого страдания корчилась в муках душа, болело тело…
Женщины войны… Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Кто-то из них пытался приспособиться к реальности, копируя мужские черты в поведении. Возможно поэтому, что особенно ярко видно в прозе С. Алексиевич, они воспринимались окружавшими их мужчинами как "сестрёнки”. Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь.
Если для мужчин на войне олицетворением жизни была женщина, то для женщины - вся повседневность без остатка: природа, окружающая человека, отношения между людьми во всём их многообразии. Женщинам свойственна природная мягкость, хрупкость, нежность и стремление любить. Любовь - это чувство, не поддающееся объяснению с помощью только разума, здравого смысла. Именно потому, что женщина живёт чувствами и ощущениями, в отличие от мужчин, то и в памяти у неё остаются не имена военноначальников, армейские уставы, место и время проведения боевых операций, а ужас, страх, смерть и "запах крови”, царившие на войне.
Издательства и журналы отказывают Светлане в публикации романа: «слишком страшная война». Всем нужны подвиги и благородные чувства.
Книга Светланы Алексиевич собрана из реальных голосов женщин, рассказывающих о том, как их судьбы переплелись с войной. Эти голоса перебивает взволнованный, искренний, живой комментарий автора.
выдержка из книги читает Евгения Михайловна (ведущий-2)
- вспоминает К. Г. Крохина, одна из героинь повести "У войны не женское лицо”
"Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Горький фронтовой опыт порождал огромную душевную усталость: «Я чувствовала себя очень уставшей, намного старше своих сверстников, даже старой. Подружки танцуют, веселятся, а я не могу, я смотрела на жизнь уже другими глазами. Внешне это не было видно, за мной молодые ребята ухаживали, а душа моя была уставшая. Мужчины не все выдерживали, что я видела...”.
выдержка и книги читает Лидия Анатольевна ( ведущий-3)
«Кто-то нас выдал... Немцы узнали, где стоянка партизанского отряда.
Оцепили лес и подходы к нему со всех сторон. Прятались мы в диких чащах, нас спасали болота, куда каратели не заходили. Трясина. И технику, и людей она затягивала намертво. По несколько дней, неделями мы стояли по горло в воде.
С нами была радистка, она недавно родила. Ребенок голодный... Просит грудь... Но мама сама голодная, молока нет, и ребенок плачет. Каратели рядом... С собаками... Собаки услышат, все погибнем. Вся группа — человек тридцать... Вам понятно?
Принимаем решение...
Никто не решается передать приказ командира, но мать сама догадывается.
Опускает сверток с ребенком в воду и долго там держит... Ребенок больше не кричит... Ни звука... А мы не можем поднять глаза. Ни на мать, ни друг на друга—»
выдержка из книги читает Марина Анатольевна (ведущий-1)
«Когда мы брали пленных, приводили в отряд... Их не расстреливали, слишком легкая смерть для них, мы закалывали их, как свиней, шомполами, резали по кусочкам. Я ходила на это смотреть... Ждала! Долго ждала того момента, когда от боли у них начнут лопаться глаза-зрачки... Что вы об этом знаете?! Они мою маму с сестричками сожгли на костре посреди деревни...»
«Я до Берлина с армией дошла. Вернулась в свою деревню с двумя орденами Славы и медалями. Пожила три дня, а на четвертый мама поднимает меня с постели и говорит: «Доченька, я тебе собрала узелок. Уходи... Уходи... У тебя еще две младших сестры растут. Кто их замуж возьмет? Все знают, что ты четыре года была на фронте, с мужчинами»
Звучит песня «Темная ночь» в исполнение осужденной
(Сменяется фон музыки, минусовка «Давай закурим». На ее фоне звучит текст о К.И.Шульженко, слайды презентации «Женщины и война» сменяются на ноутбуке по тексту)
Евгения Михайловна (ведущей-2) читает текст о великой советской певице К.И.Шульженко
Клавдия Шульженко со знаменитым платочком в руках
Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, в первый год ленинградской блокады она дала 500 концертов, исполняя «Записку», «В вагоне поезда», «О любви не говори», «Руки», «Синий платочек»... Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Ее песни звучали на передовых и в госпиталях. От них веяло запахом весенней земли, тишиной ночей, голубизной неба… такой знакомой и забытой…
В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. На этом концерте певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда».
На фронте Шульженко выступала в гимнастерке. Однажды солдаты попросили ее надеть платье. С тех пор перед бойцами Шульженко появлялась в красивом наряде. Укрываясь в окопе от налета фашистской авиации, Клавдия Ивановна прижимала к себе чемодан с платьем и кофр с духами и умоляла: «Только не в это, только не в это». У нее был независимый характер, собственное мнение (Брежнев называл ее «дерзкой хохлушкой»), и власти ее не жаловали. Удивительный факт – за всю жизнь Клавдия Ивановна не подписала ни одной кляузы или коллективного обращения.
О войне
В первый год войны я выступила в пятистах концертах. Конечно, когда я была моложе и сильнее, крепче была сила воли и духа – предстояла борьба с врагом не на жизнь, а на смерть. И я воевала, чем могла, – голосом, песней, словом, призывом к победе.
О фронтовых концертах
Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками. К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками. Двое музыкантов наших умерли от голода. Дело было в блокадном Ленинграде – что уж тут подробно рассказывать. Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил...
Из воспоминаний фронтовиков
Солдаты знали, что коль артистка здесь, значит, завтра в наступление. Ведь она выступала в самые решительные моменты, будто угадывала, что армия не ногами идет, а песней. Максимовский «Платочек» стал такой же эмблемой победы, как и волнующее «Жди меня» Симонова. Рассказывают, командир окруженной врагом роты вздернул на штыке кусок синей ткани и с криком «За синий платочек!» повел солдат в атаку. Враг был разбит. Этот же призыв применяли и артиллеристы. Они писали на снарядах: «За синий платочек!»
Как только закончились последние минуты величайшего танкового сражения на Курско-Орловской дуге, на улицах Орла появились не гаубицы и танки, а мирный автомобиль ЗИС с радиоустановкой в кузове. И первое, что услышали в наступающей тишине жители и воины, – «Синий платочек».
Вспоминает оперная певица Галина Вишневская
Она создала в этом жанре свой собственный стиль и царила на эстраде десятки лет. Из известных мне певиц я могу сравнить ее по степени таланта только с Эдит Пиаф, хотя по характеру дарования они совершенно разные: в Пиаф – надломленность, трагический надрыв, в Шульженко – мягкая лиричность, светлая женственность. После ее пения хотелось жить.
С джаз-ансамблем Клавдия Ивановна гастролировала в действующий войсках на протяжении всей войны
9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды
Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою. "Синий платочек" и сейчас с нами - на всю жизнь", - сказал 30 лет спустя Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В.Ф.Голубев.
Первые увлечения Клавдии Шульженко
Довольно влюбчивая, она увлекалась не однажды – страстно, от всей души. С первым из своих гражданских мужей, Иваном Григорьевым, познакомилась еще в Харькове, жила у него и даже носила обручальное кольцо. До того самого времени, пока жизнь не подарила ей встречу с Владимиром Коралли.
Иван Григорьев уговаривал молодую певицу не бросать его – тщетно... Много лет спустя Клавдия Ивановна встретилась с ним в одном из военных госпиталей. Уже выходя из палаты, где лежали получившие сильнейшие ожоги танкисты, она услышала знакомый голос: «Кунечка!» Через несколько часов Григорьев умер...
...Владимир Коралли - настоящая фамилия его была Кемпер. А тем временем в книге записей актов гражданского состояния появилась надпись: «Клавдия Ивановна Шульженко-Кемпер».
Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части. Ленинградский фронт, 1941 г.
Звучит песня «Синий платочек» в исполнении осужденной
Меняется фон музыки, минусовка «В лесу прифронтовом». На ее фоне звучит текст о Юлии Друниной, сменяются слайды презентации «Женщины и война» по тексту.
Марина Анатольевна (ведущий-1) читает текст о поэтессе и военном санинструкторе Юлии Друниной.
"Я родом не из детства, из войны..."
Она сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Как у других - любовь.
У Юлии Друниной тоже была любовь. Но война заслоняла все. Большая часть ее стихов – на военную тему, и эта тема просверкивала неожиданно в творчестве поэтессы и через двадцать, и через тридцать, и через сорок лет после войны. Война пробудила когда-то ее душу – и бередила память до последнего дня, когда поэтесса сама решила, что пора уходить...
Как и все ее поколение, Юля мечтала о подвигах и отчаянно жалела о том, что сама еще так молода, что ни в чем не может поучаствовать, ей казалось, что все самое главное проходит мимо: «Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания — вот чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно… Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев…».
ВОЙНА
Она как раз закончила школу, когда грянула война. Конечно, сразу бросилась с военкомат. И конечно, ее попросту прогнали: ведь ей едва исполнилось семнадцать! А на фронт брали с восемнадцати лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Юля завидовала, тем девушкам, кто был старше ее на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки.
В начале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице – к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Там, во время одного из авионалетов, она потерялась, отстала от своего отряда, и ее подобрала группа пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Юля умела перевязывать… Правда, она с самого детства ужасно боялась крови, ей дурно становилось при виде даже крохотной ранки… Но комсомолка должна была воспитывать в себе железную волю. И Юля справилась со страхом перед кровавыми ранами, тем более что очень скоро ей пришлось хлебнуть куда более серьезных опасностей. Пехотинцы попали в окружение, им пришлось выбираться, тринадцать суток они шли к своим.
Вспоминает Юлия Друнина: «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться! Случались и минуты отчаяния, безразличия, отупения, но чаще для этого просто не было времени – все душевные и физические силы были сконцентрированы на какой-нибудь одной конкретной задаче: незаметно проскочить шоссе, по которому то и дело проносились немецкие машины, или, вжавшись в землю, молиться, чтобы фашист, забредший по нужде в кусты, не обнаружил тебя, или пробежать несколько метров до спасительного оврага, пока товарищи прикрывают твой отход. А надо всем – панический ужас, ужас перед пленом. У меня, девушки, он был острее, чем у мужчин. Наверное, этот ужас здорово помогал мне, потому что был сильнее страха смерти».
Именно там, в этом пехотном батальоне – вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую.
В стихах и в воспоминаниях она называет его Комбат – с большой буквы. Но нигде не упоминает его имени. Хотя память о нем пронесла через всю войну и сохранила навсегда. Он был не на много старше ее… Красивый парень с голубыми глазами и ямочками на щеках. А может, красивым он стал потом, в воспоминаниях поэтессы, в ее воображении: «…конечно, помогала моя вера в комбата, преклонение перед ним, моя детская влюбленность. Наш комбат, молодой учитель из Минска, действительно оказался человеком незаурядным. С ним солдаты чувствовали себя как за каменной стеной, хотя какие «стены» могли быть в нашем положении?». И Комбат пошел по полю, пошел на мины… Которые, к счастью, оказались противотанковыми и от веса человека не детонировали. Тогда он позвал за собой солдат. И уже на краю поля, когда они все посчитали себя в безопасности, одна из мин оказалась противопехотной… Комбат погиб и два человека, которые шли за ним, тоже погибли. Юля уцелела.
Вспоминает Друнина: «Мина, убившая комбата, надолго оглушила меня. А потом, через годы, в стихах моих часто будут появляться Комбаты…».
«Нет, это не заслуга, а удача – стать девушке солдатом на войне, нет, это не заслуга, а удача…»
Дописала это стихотворение она только двадцать лет спустя:
Нет, это не заслуга, а удача —
Стать девушке солдатом на войне,
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Она знала о войне – все…
А было ей тогда только девятнадцать. Косы, которые она почитала своей единственной красою и берегла, несмотря на все сложности фронтового быта, обрезали практически под ноль, когда ее в беспамятстве привезли в госпиталь. Она была ужасно худа и очень похожа на мальчишку. К тому же в том госпитале вообще не было палаты, предназначенной для женщин, и Юля лежала в мужской. Раненые с соседних коек деликатно отворачивались, когда приходили санитарки, чтобы осуществить необходимый уход за тяжелораненой, не встававшей с койки «сестричкой». Они вообще были очень почтительны с единственной в палате девушкой и каждого новоприбывшего предупреждали, чтобы не вздумал матюгаться во время перевязок…
А молоденькая повариха, разносившая раненым еду, и вовсе влюбилась в Юлю, будучи уверена, что перед ней – совсем молоденький мальчик. Жалела, подкармливала, а когда выяснила истину – наградила оплеухой за обман, инициатором которого, в общем-то, была не сама Юля, а ее соседи по палате.
Стихи Ю. Друниной «Баллада о десанте» читает обучающаяся
БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был...
Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку -
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Бессмысленной гибели нету на свете -
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды...
Меняется фон музыки, минусовка «Утомленное солнце». На ее фоне читается текс о прекрасной актрисе военных лет Валентине Серовой. Сменяют слайды презентации «Женщины и война» по тексту.
О красивой женщине, актрисе военных лет текст читает Евгения Михайловна (ведущий-2)
Валентина Серова стала звездой в одночасье-после выхода на экраны в 1939 году фильма «Девушка с характером».
С Константином Симоновым 22-х летняя Валентина познакомилась уже, будучи звездой, матерью и вдовой.
Её первый муж, единственная безоговорочная любовь, лётчик-герой Анатолий Серов разбился 11 мая 1939 года за три месяца до рождения маленького Толечки. Эту трагедию актриса переживала, как могла, дни и вечера проводила в театре.
24-х летний Симонов влюбился в Серову так, как только может влюбиться поэт. Была оставлена жена, даже годовалый сын Алексей не удержал в семье потерявшего голову советского Ромео. Роман двух звёзд обсуждала вся страна. Поэт посвящал актрисе тонны стихов, их читали и переписывали. Симонов посвятил Серовой лирический сборник «С тобой и без тебя», в нём было и легендарное стихотворение «Жди меня».
Не смотря на то, что во время войны у Валентины Серовой был страстный роман с маршалом Рокоссовским, выйти замуж она всё же предпочла в 1943 году за Симонова.
Вот такие тёплые слова писал Симонов жене в разлуке. «Нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю и считаю дни.…Верю, как никогда, в счастье с тобой вдвоем».
Военный корреспондент Константин Симонов и актриса Валентина Серова вместе ездили по фронтам в концертных бригадах. Это было самое счастливое время для них.
В 1975 году трагически оборвалась жизнь красивейшей женщины советского кино, жены лётчика героя, любимой женщины маршала, музы поэта. Женщина, которая умела ждать!
Стихи. Константин Симонов «Жди меня», читает Лидия Анатольевна
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Звучит песня «Случайный вальс» в исполнении осужденной
Меняется фон музыки. Минусовка «Журавли». На ее фоне читается текст о военных летчицах, сменяются слайды презентации «Женщины и война» по тексту.
Текст о «Ночных ведьмах» читает Марина Анатольевна (ведущий-2)
НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ
Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб!
В 46-м гвардейском полку не было мужчин. Все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины.
23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек. Большинство из них были в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.
Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы.
23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них – Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.
46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (он же – По-2). Девушки нежно называли свои машины «ласточками»
В ряду женщин — Героев Советского Союза особняком стоит имя Марины Расковой. Одна из первых обладательниц "Золотой звезды", знаменитый штурман, перелетевшая более шести тысяч километров через тайгу, самолет которой совершил уникальную посадку на непроходимые болота, легендарный майор, уполномоченный особого отдела НКВД, лично сформировавшая авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного. Именно отважных девушек-пилотов 588-го полка противник более всего боялся и наделил звучным прозвищем Ночные ведьмы. Однако увидеть День Победы Марине Михайловне не довелось…
Звучит песня «10 наш десантный батальон» в исполнении осужденных
Завершает мероприятие Лидия Анатольевна, читает стихи о женщине
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена -
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, -
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Поздравляем вас с праздником Победы!!!!
Почтим память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания .(Объявляется минута молчания)
6