Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Дидактическое обеспечение:
Плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися.
Картины о природе известных русских художников.
Выставка книг об экологии России и родного края.
Красная книга (в 2-х томах).
Аудиозапись «Берегите Землю».
Аудиозапись «Пение птиц».
Презентация «Катастрофы».
Видеоролик «Мы за чистый город».
Видеоролик семьи Прибытковых.
Видеоролик семьи Костериных.
Презентация «Правила поведения в природе».
Презентация «Наша планета».
Музыкальное сопровождение «Дорогою добра».
Эпиграф на доске:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент – Экзюпери)
Аудиозапись «Берегите Землю»
1 ведущий:
Наша планета называется Земля, её освещает солнышко, поэтому на ней светло, её окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит всё живое, на ней есть вода – поэтому есть жизнь.
2 ведущий:
Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, как быстро загрязняется наша планета, и что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.
3 ведущий:
Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.
1 ведущий:
Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
2 ведущий:
С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а выхлопных газов, химических фабрик, металлургических заводов, транспорта всё больше и больше.
3 ведущий:
Учёные подсчитали, что ежегодно во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Остатки стирального порошка. В результате деятельности человека во многих реках Европы (Сене, Дунае, Рейне и др.) уже нельзя купаться.
1 ведущий:
Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование. А сколько по вине людей возникает пожаров?!
2 ведущий:
Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.
3 ведущий:
Человек опасен для животных не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.
Презентация «Катастрофы»
1 ребенок:
Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями. Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие на окружающую среду.
Выброс в воздух вредных веществ из котельных, автопарков, химических и ремонтных заводов, выброс радиоактивных отходов (рисунки детей).
5 ребенок:
Пролив и утечка горюче-смазочных материалов.
6 ребенок:
Загрязнение почвы.
1 ученик:
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
2 ученик:
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
3 ученик:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
4 ученик:
А что же мы, дети, можем сделать, чтобы помочь планете? (Ответы детей)
Показ видеоролика, сделанный учениками школы «Мы за чистый город»
1 ведущий:
Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем?
2 ведущий:
Хорошо известно, как много беспокойства в нашу жизнь вносит шум: он влияет на здоровье человека, его работоспособность и настроение. Вы когда-нибудь прислушивались, как много шума в коридорах нашей школы?
3 ведущий:
Замечено, что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, дождя, шелест листвы, журчание ручья – благоприятно влияют на организм, успокаивают, расслабляют. Производственный или транспортный шум утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться.
1 ведущий:
А давайте мысленно представим себя, например, в лесу и спросим у его обитателей, как им живется?
Выступление учеников.
Поляна. Была я красивая, была я пригожая. А стала сама на себя не погожая! Траву на мне вытоптали, кусты повыломали, деревья на дрова срубили. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками да тряпками. Была я лесной поляной, а стала помойкой да свалкой.
Береза. Века прожила я на свете и все думала, что береза, но подошел ко мне прошлой весной турист и на боку у меня вырезал «Ваня».Осенью ученик присел отдохнуть в тени и вырезал на коре «Миша», а сегодня мальчик за соком березовым пришел, вытащил огромный ножище и вырезал «Витя». И почему все кому ни лень тычут в меня ножами?
Рябина. Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, раздели под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты, дуб, меня защитил.
Дуб. Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой. Что ни краше – в дровяной сарай кладут. Вот всю осень с меня желуди сшибали. Камнями да палками по голове колотили, всю душу вытрясли. Был я дубом, стал дубиной.
Ель. Мы молодые березки, дубки, елочки жалуемся на людей. Они топчут нас, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки. Просим понимания и защиты!
Цветы. Обрадовались мы солнцу, зацвели, думали сами радоваться будем и других радовать. А сейчас ни себе, ни другим. Кто пройдет – букет положит. Стоим ободранные – сами себе противны. Ветер, ветер, разнеси по земле наши печали!
Грибы. Что хотите с нами делайте: на куски режьте, жарьте, варите, даже маринуйте. Но только не выдергивайте с грибницей, не разрывайте лесную подстилку. А не послушаетесь, так вообще расти перестанем!
Звучит аудиозапись с голосами птиц
Птицы. А мы, птицы, жалуемся на коллекционеров, тех, кто собирает птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает в лесу гнезд, а ведь каждое яйцо это будущая птица.
2 ведущий:
Предлагаю всем посмотреть видеоролик, который подготовили для нас Костерина Кристина и ее мама Елена Юрьевна.
Показ видеоролика семьи Костериных.
3 ведущий:
Группа ребят, озабоченных состоянием нашей Земли, сейчас покажут вам сказку «Колобок», но не обычную, а экологическую.
Выступление школьного театра 5а класс.
Действующие лица и исполнители :
4 скомороха
Дед
Старуха
Заяц
Волк
Медведь
Лиса
Колобок
1 скоморох :
Собирайтесь, добры люди! Представление здесь будет!
2 скоморох:
Здравствуйте, гости дорогие! Да вы, хозяева родные!
3 скоморох:
Здоровья вам, да удали! Терпения и радости. А сказочку послушать не желаете? А где послушать, там и посмотреть. А сказка наша не простая, Хоть всем знакомая такая.
4 скоморох :
Отгадайте- ка загадку: Покатился без оглядки Через поле и лесок Наш румяный ……колобок.
1 скоморох:
Сказка – ложь, да в ней намёк, Посмотри и сам поймёшь.
Скоморохи убегают. Появляется дед.
Дед :
Вишь, дымок с трубы идёт? То старуха колобок мне сегодня испечёт. По сусекам поскребла, по амбарам помела – Аккурат на колобок там мучицы-то нашла.
А то всё с утра запела :
- Дед, нема её, нема. - Ух, а запах-то какой!
Старуха :
Всё, готово, испекла! Остудить теперь нужда.
Дед :
А хорош-то, а пригож. Так и съел бы! Старуха : -Ну, не трожь!
Дед :
Да не трону, не боись. А бедовый, а румяный.
Перекатывает колобок в руках , но он падает и катится
Дед :
Вот безрукий, непутёвый! Стой, куда ты, погоди!
Старуха :
Да держи его, держи! Дед : - Ой, лови его, лови! Бесполезно, не догоним ! Силы, мать, уже не те.
Старуха:
Что , допрыгался, чертяка. Говорила ведь, не трожь!
Дед :
Что же делать? Можь вернётся? Погуляет и придёт.
Старуха :
Нет, старик, он не вернётся. Посмотри, как он хорош!
Дед :
Ладно, бабка, не горюй! Да не плачь ты, ради Бога ! О-хо-хо ! Пойдём домой!
Скоморохи :
1 –Плачет баба, плачет дед, Колобка и следа нет,
2 – Покатился по дорожке, Не догонят резвы ножки.
3 – Покатился без оглядки, Засверкали только пятки. Через поле и лесок Наш румяный колобок.
На сцене появляются деревья, изображая лес
1 скоморох :
Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается.
Появляется заяц, голова забинтована, лапы перевязаны .
Заяц:
Ох-ох-ох! Не дай Бог! Что за запах аппетитный? Колобок?! Так поедим! Стой, ни с места! Ох-ох-ох! ( стонет)
Колобок :
Ты чего это, косой? И побитый, и хромой?
Заяц : - Попрошу не обзываться! А косой ты знаешь кто?
Колобок:
- Уж не я ли?
Заяц :
Нет, не ты! Есть кругляш у нас такие, Кто вчера здесь отдыхал, А потом бутылками пустыми По кустам, прицелившись, стрелял. А я как раз под кустиком лежал, Ну…, культурно отдыхал.
Колобок :
Вот беда! А что потом?
Заяц :
Что? Ты даже не поверишь! Мусор, грязь, осколки, банки, Целлофан, бумага, склянки. Это ж надо только думать! Это разве были люди?! Ведь поранятся зверята, Несмышленые ребята. Ты катись-ка дальше, друг, Всех предупреди вокруг.
2 скоморох :
Покатился без оглядки наш румяный колобок, А навстречу ему ….волк.
Колобок :
Здравствуй, серый! Аль не рад? У – у- у ! Что-то ты волочишь ноги? Довели тебя тревоги?
Волк :
Это верно, колобок, круглый и румяный бок. Был я резвым и весёлым, Никогда не был голодным. Добывал я пищу сам, Резво бегал по лесам! Дёрнул чёрт связаться с ним!
Колобок :
С кем?
Волк :
Да с бараном, что стащил. А барашек тот гулял По лугам, да по полям. А траву на тех полях Посыпают с самолёта, Обрабатывают что- то. Гербициды, пестициды… Вобщем, химия одна.
Колобок :
Ну, а дальше то чего?
Волк :
Всё тебе чего, чего! Съел того барашка я, Обглодал всего и вот… Живот пучит, лапы крючит, Зубы сводит, череп рвёт. Всё - лечиться надо мне. На поляне дальше есть травка, Что мне надо съесть, Ле-кар-ствен-ная!
Колобок:
Ты лечись, волк, поскорее, Впредь же будь теперь умнее. На поляне аккуратней: Там бутылки, банки, склянки, Себе лапы не порежь.
Волк :
Вот спасибо, круглый бок. Ну, катись и будь здоров!
Колобок :
И тебе здоровья тоже. Что творится-то! О, Боже!
3 скоморох:
Покатился Колобок, Волку он уже помог. Помогать не стыдно ведь. Глянь, сюда идёт … медведь.
Колобок:
Здравствуй, Миша-Генерал! Тоже что ли захворал?
Медведь:
Здравствуй, здравствуй, Колобок, Круглый и румяный бок! Я, друг мой, не заболел, Я в своём родном лесу Чуть живьём, брат, не сгорел.
Колобок :
Как же, Миша, так случилось? Правило-то надо знать, Что в лесу нельзя медведям Ведь со спичками играть.
Медведь :
Да не я! Я что уж, глупый, Чтобы спичками шалить? Шёл грибник, окурок бросил, Ума нет, чтоб потушить! Вспыхнул лес, трещал валежник, Еле ноги я унёс, а хотел берлогу строить, да… С бедою не поспорить. Птичек жалко, жалко белок, а ежата … Вот беда..
Колобок:
Ой-ой-ой ! Вот уж беда! Чем помочь такому горю? А в соседнем-то околке, Под большой ветвистой ёлкой, Места разве не найдёшь? Медведь: - Ты о чём, румяный бок? Нет околка, изрубили. Ёлок тоже нет- спилили. Что за люди, не пойму ? Сеют лишь одну беду! Ну, счастливо, Колобок, Не скучай и будь здоров!
Колобок :
Ох, ох, ох ! Да что тут скажешь?
Появляются Скоморохи. Второй – плачет
3 скоморох:
Ты чего?
2 скоморох:
Животных жалко!
3 скоморох:
Нам нельзя, брат, унывать, Будем сказку продолжать !
1 скоморох:
Покатился Колобок, Дует в спину ветерок. Что ж, катись, коль не сидится, Глянь, сюда бежит лисица.
Колобок:
Ба! Лисица! Вот так диво! Ты куда это спешишь? На меня и не глядишь! Не узнала что ль меня? Колобок я , глянь сюда! И по коробу скребён, По амбару я метён, На сметанке я замешан, На окошке остужён. И от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл. Вот плутовка, во даёт, Колобка не узнаёт.
Лиса:
Колобков уже не ем, На диете я теперь! А не то давно бы съела, Да боюсь полнеть не в меру. Ты в сельмаге не бывал, Курочки там не видал? В лесу птиц совсем не стало, Я чуть-чуть оголодала.
Колобок :
Сам в сельмаге не бывал, А от бабки-то слыхал Разговор её с соседкой, Что лежат, мол, год как В лавке Ножки Буша на прилавке.
Лиса:
Издеваться! Как так можно! Есть их даже невозможно! Нет ни запаха, ни вкуса Не губи ты мою душу ! С каждым днём в лесу всё хуже, Потравили даже лужи. Страшно воду пить в реке, Жизни нет зверью нигде!
Колобок:
Нет, не зря я совершил прогулку эту! Леса без птиц, И земли без воды. Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды!
Выходят все звери …
Заяц:
Как это страшно - Умиранье рода, Всех поголовно, всех до одного. Когда опустошённая природа Уже не в силах сделать ничего!
Волк:
И поползет проказа запустенья, И пересохнут ниточки воды, И птицы вымрут, И падут растенья, И зверь не обойдёт своей беды.
Медведь :
И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует, защиты. Она спасенья просит у людей!
1 ведущий:
Видите, ребята, какую роль играет человек в жизни природы. Хочу прочитать вам строки Л.Н.Толстого “Самая чистая радость- радость природы”. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе.
Презентация «Правила поведения в природе».
1 ребенок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни! (В.Берестов)
2 ребенок:
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
3 ребенок:
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса,
И на траве - зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
3 ведущий:
А вот как любит и охраняет родную природу семья Прибытковых.
Показ видеоролика семьи Прибытковых.
1 ведущий:
Природа - наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
2 ведущий:
И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.
Ребенок:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
1 ведущий:
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой – величайшее чудо, у нас она одна.
2 ведущий:
Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.