Мероприятие является практикоориентированным, что нашло живой отклик у обучающихся, ведь дети и подростки всегда с удовольствием участвуют в традиционных религиозных праздниках. Оно же позволяет развивать у детей ценностно – смысловые компетенции направляя на размышления о смысле жизни, выборе жизненного пути.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На слайде изображение горящей свечи (Приложение 1)
В классе обучающиеся сидят за столом, в центре стола стоит свеча, у обучающихся на столе лежат изображение свечи. (Приложение 2)
Учитель. Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное изображение, свои мысли отразите на лучиках свечи.
(Обучающиеся записывают ассоциации)
Учитель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, если вы в нем услышали какие – то ассоциации, которые у вас не отражены на листочках, то можете их дописать.
(Обучающиеся слушают стихотворение, дописывают слова ассоциации к слову «Свеча»).
Учитель. Ребята перечислите, какие ассоциации у вас возникли к слову «Свеча».
(Ответы обучающихся).
Учитель. Образ свечи у каждого человека вызывают различные мысли, ассоциации, размышления. Батюшка Николай Гурьянов так выразил свои мысли.
СВЕЧА
Угодна ты Богу, свеча восковая, Пред образом Божьим ты в храме горишь. В тебе отражается жизнь трудовая, Ты звездочкой ясной для верных блестишь. Ты символ усердный души непорочной, Пред Богом горящей во тьме полунощной, Ты избранный светоч для всех христиан, Цена твоя – жертва святая на храм. В саду Гефсиманском Иуда- предатель С толпою злодеев иной имел свет. Его засветил древний змий зложелатель, И в свете Иудином радости нет. Твое же мерцанье, свеча восковая Нам радует сердце, мир Божий дает, Всевышний усердию верных внимая, На них чрез тебя свет Божественный льет. Угодна ты Богу, свеча восковая, Пред образом Божьим ты в храме горишь. В тебе отражается жизнь трудовая, Ты звездочкой ясной для верных блестишь.
Учитель. Это мысли современников. Как вы думаете, что значила свеча для наших предков, как они относились к свечам.
(Ответы обучающихся).
Учитель. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения давайте отправимся в далекое прошлое, для этого возьмемся за руки, посмотрим на горящую свечу, закроем глаза и произнесем «Свечка, свечечка, свеча, отнеси нас в далекие времена».
Мы с вами очутилисть в селе Босино Духовщинского уезда вечером 15 октября 1906 года в одной избе, кроме нас здесь собрались односельчане, интересно, что же за повод?
(Ответы обучающихся)
Давайте представим, что происходит: крестьяне молятся, а на печи в чугунке разогревается воск, крестьяне приносили его с собой, желательно, чтобы воск был свой. После того как разогрелся воск приступали к изготовлению свечи. Это происходило так:
« При этом употребляются гладко выструганные дощечки, на которых из остывающего воска делают вощаные пластинки, а из последних крутят свечу. Свеча обыкновенно состоит из главного ствола и из двух рожков, идущих из него и придающих ему форму трисвещника». Свеча могла состоять и из одного ствола.
Учитель. Как вы думаете, зачем проводили такой обряд?
(Ответы обучающихся. Коррекция ответов.)
Учитель. То, что мы с вами «увидели» называется чин «Празднования свечи», этот праздник получил свое начало еще в старину, в нем отражаются черты языческой древности, при этом он прочно вошел в христианскую жизнь русского народа, приняв христианский характер. Сучение (изготовление) свечи происходило осенью, после уборки хлеба.
Ребята, как вы думаете это весь праздник? Вам интересно, что происходило дальше?
( Ответы обучающихся).
Учитель. После того, как свеча была готова, ее одевали в холщовую рубашечку и украшали лентами. Затем в доме хозяина ужинали на общественные деньги. Нередко на ужин приглашали священника с причтом, причем здесь же просили его назавтра пожаловать с иконой. Свеча оставалась на ночь в святом углу, в емкости с зерном. Теперь нам известно какой целью собрались крестьяне в избе. А раз мы оказались в гостях у наших предках в день «Празднования свечи», может, примем участие в этом празднике.
(Ответы обучающихся)
Учитель. Изготовим свечу, наполним ее своими мыслями, просьбами, пожеланиями, а затем украсим ее, но для начала давайте помолимся, обратим свои мысли к Богу, попросим у него здоровья, благополучия себе и своим близким, а затем приступим к изготовлению и украшению. Растопленный парафин заливают в форму, пока он остывает обучающиеся готовят украшения для свечи, затем когда парафин уже принял форму, но еще не застыл каждый ученик украшает свечу бусинкой, маленьким рисунком, ленточкой.
Согласно обряду необходимо «одеть» свечку в рубашечку, а рубашечку украсить лентами. Нарядную свечу мы ставим к иконе святого Сергия Радонежского, ведь школа это дом (учения) и попросим радости, мира, спокойствия.
Согласно, традиции праздника теперь нас ждет «ужин».
(Вносится каравай и все вкушают хлеб с чаем)
Учитель. Ребята, а как вы думаете на этом «Празднование свечи» заканчивается.
(Ответы обучающихся).
Учитель. На следующий день совершался собственно чин «свечи», сопровождающийся своеобразными народными ритуалами. Он проходил так:
«Начинается богомоление. После молитвы в одном доме, свеча переносилась в другой и т. д. и по всей деревне. По окончании богомоления, свеча приносится опять в тот дом, откуда она, так сказать, вышла. Здесь дьякон приносит ектинью «Помилуй нас, Боже», на которой поминаются хозяин дома, хозяйка и сродники их. После этого свеча должна перейти на хранение до будущей осени к следующему по порядку хозяину. Это сопровождается следующим образом: оба хозяина берут ведра и наполняют их до краев квасом, поднимают икону и свечу и идут к воротам другого хозяина, у которого должна храниться свеча. У ворот они останавливаются. Прежний хозяин вливает новому в ведро свой квас, последний вливает его обратно в ведро первого, этот в свою очередь делает то же самое, и так повторяют шесть раз (по три раза каждый). После этого оба хозяина приветствуют друг друга словами «ну, куманек, будь здоров» и целуются. Священнослужители поют в это время приличествующие песнопения – величание иконе, или «Спаси, Господи, люди Твоя». После этого икона и свеча вступают к новому хозяину. Икона, по большей части, остается на один только день и отправляется потом в церковь, но свеча остается здесь до будущего года. У нового хозяина свечи вновь произносится ектенья «Помилуй нас, Боже», на который поминается хозяин с домочадцами. После этого священнослужителям делается угощение».
На следующий год к свече с такими же церемониями добавляется еще воска, она становилась объемней (иногда свеча могла достигать 2 пуда). Затем свечу переносили в другой дом итак пока не обойдет все дома в деревне. Когда свеча обходила все дома ее продавали, а вырученные деньги жертвовали на церковь или на украшение иконы, перед которой молились во время обряда.
Учитель. Нам известно, что происходило на второй день, попробуем немного приблизиться к тому таинственному и торжественному обряду. Зажжем свечу и будем передавать друг другу свечу, когда у вас окажется свеча, мысленно попросите у нее здоровья, успехов, благополучия, при этом звучит песнопение «Спаси, господи, люди Твоя».
После этого все садятся снова за стол, в центр ставят зажженную свечу, закрывают глаза и произносят «Свечка, свечечка, свеча, верни нас в настоящие времена»
Учитель. Сегодня мы с вами побывали на празднике «Празднование свечи». А как вы считаете, почему наши предки праздник посвятили свече?
Что символизирует свеча? Важен ли был этот праздник для наших предков и почему?
(Ответы обучающихся).
Учитель. Наши предки с большим почтением относились к свече. А этот праздник объединял людей, ведь они делали общее дело, вместе вкушали хлеб, желали друг другу только добра. Свеча - это символ очищения, жизни, возрождения, поэтому именно образ свечи часто используют в песнях, стихотворениях, рассказах. Попробуем и мы написать небольшое коллективное стихотворение приемом «Штрих»
Штрихи пишутся по следующим правилам:
1-я строка. 1 существительное.
2-я строка. 2 прилагательных.
3-я строка. 3 причастия.
4-я строка. 4 глагола.
5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
6-я строка. Предложение по теме.
(Составляется стихотворение).
Учитель. В ходе чина «Празднования свечи» мы украшали рушабечку для нашей свечи, а вас я попрошу заполнить «рубашечку для свечи» своим мнением о нашем мероприятии. (Приложение3). Обучающимся раздаются «мешочки», на них они записывают свои мысли по поводу данного мероприятия.
Звучит песня А. Макаревича «Пока горит свеча»
Учитель. Наше путешествие на «Чин «Празднование свечи» подошло к концу. Мы познавательно и увлекательно провели время. Хочется вам всем пожелать оставаться и в жизни такими же дружными, любознательным, счастливыми. Всем спасибо!