kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод фокус групп в методической работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод «фокус-групп» заключается в проведении группового, фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод фокус групп в методической работе»

Метод фокус групп в методической работе

Исполнитель:

Лазаренко Н.А.,

заместитель директора

по УВР ДОШ №80

Метод «фокус-групп» заключается в проведении группового, фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем.

«групповое» - в ходе исследования анализируются не просто мнения отдельных индивидов, а группы, то есть взаимодействующих людей, объединенных общими интересами, идеями и т.п.

«фокусированное» - подчеркивает сознательную ограниченность круга обсуждаемых вопросов, приоритет максимально углубленного рассмотрения небольшого спектра проблем.

Этот прием, заимствованный из социологии и маркетинга, может эффективно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Цель фокус группы - планирование своей деятельности, оценка своей работы, качественного улучшения образовательных услуг. Часто этот метод используется и для решения более масштабных задач - постановки стратегической цели или долгосрочного планирования. Таким образом метод фокус группы позволяет решать разносторонние задачи, которые включают:

  • Получение информации о том, что люди думают, представляют или как воспринимают то или иное событие, являющееся непосредственным интересом вашей школы;

  • Проверку собственных выводов по тем или иным событиям;

  • Стимулирование обсуждения по поставленной теме;

  • Предоставление возможности получить дополнительную информацию по заданной теме.

Число участников фокус группы колеблется от 6 до 12 человек. Считается, что меньшее число респондентов не позволяет в полной мере использовать все возможности метода, делая обсуждение проблемы скучным, а полученную информацию - неполной и однообразной. Большее число лиц, включенных в дискуссию, не дает возможности в равной степени высказаться всем желающим. 

Длительность работы фокус группы обычно не превышает 2 часов.

Алгоритм проведения фокус группы:

  1. Приветствие.

  2. Информация о целях проведения фокус группы

  3. Обсуждение вопросов. 

  4. Понимание проблемы, путей ее решения. 

  5. Привлекательность. 

  6. Приемлемость. 

  7. Вовлеченность. 

  8. Предложения по изменениям. 

В ДОШ №80 метод фокус групп был применен при решении методической проблемы школы:

Реализация ресурсного подхода в образовательный процесс как фактор самореализации ученика и учителя в условиях внедрения Государственного стандарта образования.

Были созданы три фокус группы по 8 учителей.

Первая фокус группа исследовала формы и методы работы, инновационные технологии, направленные на повышение творческого потенциала учителя. По итогам работы фокус группы создана антропоцентрическая модель творческого учителя. Для изучения, апробации и внедрения инновационных технологий педагоги школы принимали участие в альтернативных курсах, семинарах, фестивалях:

  • г. Киев (интерактивное обучение),

  • г. Запорожье (технология ТРИЗ),

  • г. Москва, Санкт-Петербург (педагогическая технология мастерских),

  • Ялтинский фестиваль педагогических идей и др.

Вторая группа занималась проблемой повышения качества знаний учащихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий. По итогам работы группы учителями проведен ряд мастер-классов с использованием таких инновационных технологий: интерактивных, технологии мастерских, ТРИЗ-технологии, здоровьесберегающих технологий, ИКТ.

Для третьей группы ставилась задача выбора форм, методов работы по активизации деятельности учащихся во внеурочных мероприятиях: олимпиадах, предметных конкурсах, МАН, исследовательской работе. По итогам группы предложено проведение в школе конкурсов «Интеллектуал», «Новое поколение».

Все материалы, представленные фокус группами, внедрены и используются в учебно-воспитательном процессе.

Результаты работы:

  1. Активизировалось участие педагогов в профессиональных конкурсах –

    • школьных – «Педагогическая олимпиада», ««Классный» классный», «Методический калейдоскоп»;

    • районного и областного уровней – «Учитель року», «Кращий працівник у сфері освіти», «Кращий класний керівник» и др.

За последние 3 года в этих конкурсах приняли участие 72% учителей школы, из них 60% призовых мест в районном этапе, 30% - в областном.

  1. По итогам аттестации, повысили квалификационную категорию 40% учителей, из них присвоено звание «старший учитель» 10% педагогов.

  2. Созданы и апробируются на школьном уровне авторские технологии алгоритм урока-ТРИЗ, технология ассоциативного воздействия, технология эмоционального воздействия.

  3. За последние три года повысилось качество знаний учащихся на 27%, возросло количество учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений на 9%.

  4. Активизировалось участие школьников в разнообразных конкурсах: это призеры районного этапа олимпиад, призеры и участники областного этапа конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН; высокая активность и результативность во Всеукраинских конкурсах «Кенгуру», «Колосок», и др.

  5. В школе проводится ежегодный школьный конкурс для учащихся 1-4 классов «Интеллектуал», который предполагает выявление в раннем школьном возрасте детей, проявляющих способности по отдельным предметам. Конкурс проводится в виде опроса, бесед (для 1-2 классов), тестирования по ряду предметов (для 3-4 классов).

  6. Активизировалась исследовательская работа учащихся: стало традиционным проведение конкурса проектов «Новое поколение» для учащихся 1-11 классов, где принимают участие до 15% школьников. Учащиеся 10 класса приняли участие в областном конкурсе на базе Университета управления «Менеджер – проект», где заняли 1 место с проектом «Маленькое чудо – центр для будущей матери».

Таким образом, использование метода фокус групп способствует внедрению педагогических инноваций в УВП, созданию атмосферы открытости в педагогическом коллективе, росту имиджа школы.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Метод фокус групп в методической работе

Автор: Лазаренко Наталья Альбертовна

Дата: 26.04.2017

Номер свидетельства: 411732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Методическое пособие «Использование кейс - технологий в учебном процессе на уроках  обществознания, мировой художественной культуры и истории». "
    ["seo_title"] => string(161) "mietodichieskoie-posobiie-ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-v-uchiebnom-protsiessie-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-mirovoi-khudozhiestviennoi-kul-tury-i-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "112315"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408516406"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока английского языка по теме "Экология. Загрязнение воздуха" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-ekologhiia-zaghriaznieniie-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "135732"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416967050"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Английский язык 7 класс "
    ["seo_title"] => string(25) "anghliiskii-iazyk-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "219226"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434053003"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Ведение психологического кружка в начальных классах сельской школы. Тезисы проекта"
    ["seo_title"] => string(80) "vedenie_psikhologicheskogo_kruzhka_v_nachalnykh_klassakh_selskoi_shkoly_tezisy_p"
    ["file_id"] => string(6) "538123"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580590270"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Математический капустник"
    ["seo_title"] => string(26) "matiematichieskiikapustnik"
    ["file_id"] => string(6) "295681"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455862640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства