Метод «фокус-групп» заключается в проведении группового, фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод фокус групп в методической работе»
Метод фокус групп в методической работе
Исполнитель:
Лазаренко Н.А.,
заместитель директора
по УВР ДОШ №80
Метод «фокус-групп» заключается в проведении группового, фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем.
«групповое» - в ходе исследования анализируются не просто мнения отдельных индивидов, а группы, то есть взаимодействующих людей, объединенных общими интересами, идеями и т.п.
«фокусированное» - подчеркивает сознательную ограниченность круга обсуждаемых вопросов, приоритет максимально углубленного рассмотрения небольшого спектра проблем.
Этот прием, заимствованный из социологии и маркетинга, может эффективно использоваться в учебно-воспитательном процессе.
Цель фокус группы - планирование своей деятельности, оценка своей работы, качественного улучшения образовательных услуг. Часто этот метод используется и для решения более масштабных задач - постановки стратегической цели или долгосрочного планирования. Таким образом метод фокус группы позволяет решать разносторонние задачи, которые включают:
Получение информации о том, что люди думают, представляют или как воспринимают то или иное событие, являющееся непосредственным интересом вашей школы;
Проверку собственных выводов по тем или иным событиям;
Стимулирование обсуждения по поставленной теме;
Предоставление возможности получить дополнительную информацию по заданной теме.
Число участников фокус группы колеблется от 6 до 12 человек. Считается, что меньшее число респондентов не позволяет в полной мере использовать все возможности метода, делая обсуждение проблемы скучным, а полученную информацию - неполной и однообразной. Большее число лиц, включенных в дискуссию, не дает возможности в равной степени высказаться всем желающим.
Длительность работы фокус группы обычно не превышает 2 часов.
Алгоритм проведения фокус группы:
Приветствие.
Информация о целях проведения фокус группы
Обсуждение вопросов.
Понимание проблемы, путей ее решения.
Привлекательность.
Приемлемость.
Вовлеченность.
Предложения по изменениям.
В ДОШ №80 метод фокус групп был применен при решении методической проблемы школы:
Реализация ресурсного подхода в образовательный процесс как фактор самореализации ученика и учителя в условиях внедрения Государственного стандарта образования.
Были созданы три фокус группы по 8 учителей.
Первая фокус группа исследовала формы и методы работы, инновационные технологии, направленные на повышение творческого потенциала учителя. По итогам работы фокус группы создана антропоцентрическая модель творческого учителя. Для изучения, апробации и внедрения инновационных технологий педагоги школы принимали участие в альтернативных курсах, семинарах, фестивалях:
г. Киев (интерактивное обучение),
г. Запорожье (технология ТРИЗ),
г. Москва, Санкт-Петербург (педагогическая технология мастерских),
Ялтинский фестиваль педагогических идей и др.
Вторая группа занималась проблемой повышения качества знаний учащихся через внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий. По итогам работы группы учителями проведен ряд мастер-классов с использованием таких инновационных технологий: интерактивных, технологии мастерских, ТРИЗ-технологии, здоровьесберегающих технологий, ИКТ.
Для третьей группы ставилась задача выбора форм, методов работы по активизации деятельности учащихся во внеурочных мероприятиях: олимпиадах, предметных конкурсах, МАН, исследовательской работе. По итогам группы предложено проведение в школе конкурсов «Интеллектуал», «Новое поколение».
Все материалы, представленные фокус группами, внедрены и используются в учебно-воспитательном процессе.
Результаты работы:
Активизировалось участие педагогов в профессиональных конкурсах –
районного и областного уровней – «Учитель року», «Кращий працівник у сфері освіти», «Кращий класний керівник» и др.
За последние 3 года в этих конкурсах приняли участие 72% учителей школы, из них 60% призовых мест в районном этапе, 30% - в областном.
По итогам аттестации, повысили квалификационную категорию 40% учителей, из них присвоено звание «старший учитель» 10% педагогов.
Созданы и апробируются на школьном уровне авторские технологии алгоритм урока-ТРИЗ, технология ассоциативного воздействия, технология эмоционального воздействия.
За последние три года повысилось качество знаний учащихся на 27%, возросло количество учащихся, имеющих достаточный и высокий уровни учебных достижений на 9%.
Активизировалось участие школьников в разнообразных конкурсах: это призеры районного этапа олимпиад, призеры и участники областного этапа конкурса-защиты научно-исследовательских работ МАН; высокая активность и результативность во Всеукраинских конкурсах «Кенгуру», «Колосок», и др.
В школе проводится ежегодный школьный конкурс для учащихся 1-4 классов «Интеллектуал», который предполагает выявление в раннем школьном возрасте детей, проявляющих способности по отдельным предметам. Конкурс проводится в виде опроса, бесед (для 1-2 классов), тестирования по ряду предметов (для 3-4 классов).
Активизировалась исследовательская работа учащихся: стало традиционным проведение конкурса проектов «Новое поколение» для учащихся 1-11 классов, где принимают участие до 15% школьников. Учащиеся 10 класса приняли участие в областном конкурсе на базе Университета управления «Менеджер – проект», где заняли 1 место с проектом «Маленькое чудо – центр для будущей матери».
Таким образом, использование метода фокус групп способствует внедрению педагогических инноваций в УВП, созданию атмосферы открытости в педагогическом коллективе, росту имиджа школы.