Методическая разработка для проведения конкурса «Моя профессия – медицинская сестра»
Методическая разработка для проведения конкурса «Моя профессия – медицинская сестра»
Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России», «Принципы профессиональной этики» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (выполнение практической манипуляции), так же творческой работы. Методическая разработка конкурса профессионального мастерства проводится в виде внеаудиторного мероприятия на втором курсе по специальности Сестринское дело.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.
- ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
- ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
- ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Воспитательная цель – продолжить формирование общих компетенций:
- ОК 4.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 4.7.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Развивающаяцель – развивать способности у студентов:
-ОК 4.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
-ОК 4.4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
-ОК 4.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК 4.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
Примерная хронокарта конкурса (сценарий)
№
Название этапов конкурса
Время этапа
1.
Организационный момент, вступительное слово преподавателя
3 мин.
2.
Представление жюри и членов экспертной комиссии
2 мин.
3.
1 этап. Самопрезентация участниц конкурса
20 мин. (по 5 минут на каждую участницу)
4.
2 этап. Блиц – турнир «Без истории нет будущего»
20 мин.
5
3 этап. Манипуляционная техника
5 мин.
6
4 этап. Внимание! Аварийная ситуация!
Игра с болельщиками «Чёрный ящик»
5 мин.
7.
5 этап. Мозговой штурм
20 мин. (по 5 минут на каждую участницу)
8.
6 этап. Домашнее задание «Милосердие – часть моей души»
20 мин. (по 5 минут на каждую участницу)
9.
Подведение итогов конкурса, награждение участниц конкурса
5 мин.
МОТИВАЦИЯ КОНКУРСА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Здравствуйте, уважаемые гости, участники конкурса, жюри и болельщики. Мы рады приветствовать вас на конкурсе «Моя профессия – медицинская сестра». Профессия медицинской сестры ответственна и сложна. Новые технологии в практическом здравоохранении, возрастающие требования к качеству медицинской помощи, вызывают необходимость повышения качества медицинских услуг, ориентированного на профессионализм, компетентность и ответственность медицинских сестёр. Профессиональный модуль 04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» является фундаментом для изучения на старших курсах профессиональных модулей ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий; ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах; ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях, закладывает основу для всей будущей практической работы. Профессиональный конкурс «Моя профессия – медицинская сестра» позволяет расширить профессиональный кругозор студентов отделения Сестринское дело, повысить мотивацию на овладение профессиональными компетенциями и престиж будущей профессии. Основная цель сегодняшнего конкурса – поднять престиж профессии медицинская сестра. Высокий профессиональный уровень, воспитанность, высокие моральные качества должны быть свойственны каждой медицинской сестре. Медицинская сестра в учреждении здравоохранения должна стать профессионалом, имеющим ясно очерченный круг функциональных обязанностей, который следует актуализировать с учётом потребностей пациентов и квалифицированной подготовки медицинской сестры. Сегодня мы должны посмотреть чему вы научились при изучении ПМ 04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и выбрать достойного претендента на звание «Лучшая медицинская сестра».
Представление жюри, экспертной комиссии
Председатель жюри - главная медицинская сестра ГБУЗ НСО «Барабинская ЦРБ» - Гавриленко Татьяна Александровна.
Члены жюри (эксперты) – преподаватели профессионального модуля 04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»:
- Владимирова Ольга Владимировна
- Михайлова Ирина Владимировна
- Хвалова Валентина Владимировна
Социальный педагог – Петрова Ирина Сергеевна
ЭТАП 1. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАСТНИЦ КОНКУРСА
«МОЯ ПРОФЕССИЯ – МОЯ ГОРДОСТЬ»
Цель этапа – оценить сформированность профессиональных и общих компетенций:
- ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
- ОК 4.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 4.7.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
-ОК 4.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
-ОК 4.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Задача конкурсантов - каждая участница конкурса представляет свою творческую работу – мультимедийную самопрезентацию «Моя профессия – моя гордость».
Задача жюри: оценить творческие способности, оригинальность, находчивость, артистичность, умение организовать собственную деятельность.
Критерии оценки:
- содержательность и зрелищность выступления;
- соответствие принципам и ценностям профессиональной этики и культуры;
- индивидуальность и оригинальность представления;
- соответствие теме этапа.
Время этапа – 20 минут (5 минут для каждого участницы).
Максимальная оценка - 5 баллов.
Задание этапа – представить жюри эскиз своей эмблемы, девиз, защитить свою мультимедийную презентацию.
Оснащение этапа:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- мультимедийные презентации участниц конкурса.
ЭТАП 2. БЛИЦ – ТУРНИР «БЕЗ ИСТОРИИ НЕТ БУДУЩЕГО»
Цель этапа – оценить сформированность профессиональных и общих компетенций:
- ОК 4.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 4.7.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Задача жюри – оценить знания студентов по истории развития сестринского дела, истории колледжа, профессиональной этике и деонтологии.
Время этапа – 20 минут (по 5 минуты для каждой участницы).
Максимальная оценка - 1 балл за 1 правильный ответ.
Задание этапа – ответить на вопросы ведущего. Вопросы задаются индивидуально каждой участнице (по 5 вопросов), ответ должен следовать быстро без обдумывания.
Критерии оценки: - правильность и быстрота ответа.
Оснащение этапа:
- вопросы по истории сестринского дела, профессиональной этике и деонтологии для каждой участницы конкурса;
- эталон ответов;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер.
- презентация.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭТАПА
Вариант№1. Дайте правильный ответ на 5 вопросов.
1.Назовите дату принятия «Этического кодекса медицинской сестры в России» под первой редакцией.
2.Может ли предоставляться информация о состоянии здоровья дееспособного пациента его родственникам и близким?
3.Чем определяется ценность человеческой жизни в биомедицинской этике?
4. В каком году возникла первая (в современном понимании) больница?
5. В каком году началась реконструкция старого корпуса ЦРБ?
Вариант №2. Дайте правильный ответ на 5 вопросов.
1.Назовите этическую основу профессиональной деятельности медицинской сестры.
2.Имеет ли право медицинская сестра раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне?
3.Что не входит в понятие «милосердие»?
4.Кто выполнял роль сиделок до 1735 года?
5.Кто является основателем Барабинского медицинского училища?
Вариант №3.Дайте правильный ответ на 5 вопросов.
1.Назовите важнейшую задачу профессиональной деятельности медицинской сестры.
2.Какие взыскания не могут быть применены за нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации?
3.Дайте определение понятию «долг».
4.В каком году был создан "Институт сердобольных вдов"?
5.Кто возглавил Барабинское медицинское училище в качестве первого назначенного директора?
Вариант №4. Дайте правильный ответ на 5 вопросов.
1.На кого распространяются Положения Кодекса?
2.Что такое личная информация?
3.Основной принцип биоэтики для современной модели профессиональной морали.
4.В каком году была создана Крестовоздвиженная община сестер милосердия?
5.В каком году было открыто Барабинское медицинское училище?
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Вариант 1:
1.В первом чтении III Всероссийской конференцией по сестринскому делу в июне 1996 г.
2.Только с согласия пациента.
3.Уникальностью и неповторимостью личности.
4. В 1618 году при Троицком монастыре возникла первая (в современном понимании) больница.
5. Реконструкции старого здания лечебного корпуса ЦРБ началась в 1987 году.
Вариант 2:
1.Гуманность и милосердие.
2.Только с согласия самого пациента.
3.Готовность выполнить любую просьбу человека.
4.Роль сиделок выполняли отставные солдаты до 1735г.
5.Цуриков Анатолий Дмитриевич - главный врач Центральной районной больницы города Барабинска.
Вариант 3:
1.Комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий.
2.Замечание.
3.Требования совести и следствия морального идеала.
4.В 1818 году был создан "Институт сердобольных вдов", а при больницах появились курсы сиделок для женщин.
5.Канаво Елена Ивановна – заведующая станцией скорой и медицинской помощи.
Вариант 4:
1.На всех медицинских сестер, независимо от профиля деятельности.
2.Информация, полученная в ходе профессионального общения, являющаяся частной в отношении пациента или членов его семьи, раскрытие которой может нарушить право на частную жизнь, вызвать неудобство, смущение или нанести иной вред пациенту или членам его семьи.
3.Принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента.
4.В 1854 году была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия.
5. 25 марта 1965 года было принято решение Областного Исполнительного Комитета об открытии Барабинского медицинского училища на 90 мест.
ЭТАП 3. МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА
Цель этапа – оценить сформированность профессиональных и общих компетенций:
- ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
- ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.
- ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий: оказывать помощь медицинской сестре при осуществлении искусственного кормления пациента через назогастральный зонд.
- ОК 4.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Задача жюри – оценить сформированность профессиональных и общих компетенций – приложение № 1.
Время этапа – 5 минут.
Максимальная оценка – 15 баллов
Задание этапа:
– оказать помощь медицинской сестре при осуществлении искусственного кормления пациента через назогастральный зонд в соответствии с алгоритмом, обосновать свои действия.
Критерии оценки:
- 15 баллов выставляется за полное соответствие ответа с алгоритмом манипуляции;
- снимается 1 балл за нарушение одного этапа алгоритма манипуляции;
- снимается 0,5 балла за неточность;
– снимается до 15 баллов за несоответствие ответа алгоритму манипуляции.
Оснащение этапа
№ п/п
Наименование оборудования
Кол-во
1.
Процедурный стол
4
2.
Фантом
4
3.
Фонендоскоп
4
4.
Система для непрерывного режима зондового кормления
4
5.
Шприц Жане объёмом 50 мл, шприц объёмом 20 мл
4
6.
Зажим хирургический
4
7.
Салфетки, лейкопластырь
4
8.
Полотенце
4
9.
Воронка
4
10.
Физиологический раствор натрия хлорида
4
11.
Ёмкость с питательной смесью
4
12.
Перчатки
4 пары
13.
Почкообразные лотки
4
14.
Ёмкости для отработанного материала с дезинфектантом
4
15.
Ёмкости для отработанного материала без дезинфектанта
4
ЭТАП 4. ВНИМАНИЕ! АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ!
В лечебно-профилактических учреждениях сестринский персонал подвергается воздействию различных групп токсических веществ, содержащихся в лекарственных препаратах, дезинфицирующих и моющих средствах. Особую опасность для пациента и медицинского персонала представляют пары ртути. Каждая медицинская сестра должна чётко уметь обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала.
Цель этапа: оценить сформированность профессиональных и общих компетенций:
- ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
- ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность: проводить комплекс противоэпидемических мероприятий при повреждении ртутного термометра.
- ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
- ОК 4.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Задача жюри:
- оценить умение студента обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала (проводить комплекс противоэпидемических мероприятий при повреждении ртутного термометра – приложение № 2).
Время этапа – 5 минут.
Максимальная оценка – 13 баллов.
Задание этапа:
- собрать укладку для проведения демеркуризации;
–провести демеркуризацию при повреждении ртутного термометра в палате в соответствии с алгоритмом, обосновать свои действия.
Критерии оценки:
- 13 баллов выставляется за полное соответствие ответа с алгоритмом;
- снимается 1 балл за нарушение алгоритма;
- снимается 0,5 балла за неточность;
– снимается до 13 баллов за несоответствие ответа алгоритмом.
ОСНАЩЕНИЕ ЭТАПА
№ п/п
Наименование оборудования
Кол-во
1.
Сменный халат
4
2.
Перчатки
4 пары
3.
Респиратор
4
4.
Сменный колпак
4
5.
Ёмкость толстостенная с крышкой
8
6.
Лейкопластырь ленточный
4
7.
Шприц или резиновая груша
4
8.
Стружка мыла хозяйственного 40,0
20
9.
Сода кальцинированная (в навесках) 50,0
20
10.
Журнал учёта аварийных ситуаций
4
11.
Контейнер для укладки
4
Игра со зрителями «Чёрный ящик»
Задание нашим зрителям.
Желающим предлагается извлечь из черного ящика один из предметов ухода, назвать его и объяснить цель его применения. Если предмет будет назван верно – получаете 1 балл, за цель применения еще 1 балл, максимальная оценка – 2 балла.
Предметы ухода в чёрном ящике:
1. Тонкий желудочный зонд
2. Туберкулиновый шприц
3. Газоотводная трубка
4. Уретральный катетер
5. Пузырь для льда
6. Резиновая груша
7. Тонометр
8. Термометр
9. Стеклянная банка
10. Грелка
11. Кружка Эсмарха
12. Шприц Жане
ЭТАП 5. МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Пятым этапом конкурса «Моя профессия – медицинская сестра» является «Мозговой штурм». Условия данного этапа конкурса заключаются в следующем: каждому участнику конкурса задаются 7 теоретических вопросов из различных разделов профессионального модуля 04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», без обдумывания конкурсанты должны быстро отвечать на задания.
Цель этапа: оценить сформированность профессиональных и общих компетенций:
- ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.
- ПК. 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий: оказывать помощь медицинской сестре при осуществлении искусственного кормления пациента через назогастральный зонд.
- ОК 4.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Задача жюри:
- оценить знания студентов по разделу 1.Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала и разделу 2. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
Время этапа: 20 минут (по 5 минут на каждую участницу)
Максимальная оценка: 7 баллов. За каждый правильный ответ участники получают по 1 баллу.
Задание этапа: ответить на 7 теоретических вопросов.
Критерии оценки: правильность и быстрота ответа.
ОСНАЩЕНИЕ ЭТАПА
1.Текст вопросов для каждого участника конкурса.
2.Эталон ответа на каждый вопрос.
ВОПРОСЫ ДЛЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА
Вопросы первому участнику конкурса:
1. Количество этапов сестринского процесса.
2. Полное уничтожение микроорганизмов и их спор.
3. Появление сахара в моче.
4.Удаление ртути с поверхностей в ЛПУ.
5. Частота пульса в норме.
6. Уровни обработки рук.
7. Проба на моющее средство.
Вопросы второму участнику конкурса:
1. Стерильность в крафт-пакетах сохраняется?
2. Количество ступеней в пирамиде Маслоу?
3. Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов называется……
4. Резкое снижение температуры тела называется …….
5. Количество воды для полного промывания желудка.
6. Количество порций при дуоденальном зондировании.
- ОК 4.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 4.7.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
-ОК 4.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
-ОК 4.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Задача конкурсанток:
- представить выступление, отражающее отношение конкурсантки к будущей профессии через этические ценности, видение себя в профессии, понимание понятия «милосердие».
Время этапа: 20 минут (по 5 минут для каждой конкурсантки).
Максимальная оценка: 5 баллов.
Критерии оценки:
- содержательность выступления;
- соответствие принципам и ценностям философии сестринского дела;
- индивидуальность и артистичность.
Оснащение этапа:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер.
Подведение итогов конкурса:
Жюри подводит итоги конкурса (Приложение № 3), объявляет победителей среди участниц конкурса и зрителей, указывает на положительные моменты, недостатки, выявленные по ходу выполнения раундов конкурса.
Список использованных источников
1.Кулешова, Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: [Текст]/Л.И. Кулешова. – Изд.3-е. – Ростов на/Дону: Феникс, 2012. – 733 с.
2.Двойников, С.И. теория сестринского дела: [Текст]/ С.И. Двойников, Л.А. Карасёва, Л.А. Пономарёва. – Самара: ГП «Перспектива», 2002. – 160 с.
3.Кулешова, Л.И. Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях: [Текст]/ Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова, Л.А.Рубашкина – Ростов н/Д: Феникс. – 2003. – 352 с.
4.Стандарт. Министерство здравоохранения и социального развития РФ Общероссийская организация «Ассоциация медицинских сестер России».
Представиться пациенту (если пациент в сознании), проинформировать о предстоящем кормлении, составе и объеме пищи, методе кормления (проверяем сформированность ПК 4.1., 4.2.)
2.
Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика) - (на этом этапе и до конца алгоритма проверяем сформированность ПК 4.6, 4.3.; ОК 4.1.)
3.
Подготовить питательный раствор; подогреть его до температуры 30–35градусов С.
Выполнение процедуры
4.
Определить предписанный пациенту режим кормления – непрерывный или перемежающийся (фракционный)
5.
Поднять головной конец кровати на 30-45 градусов.
6.
Проверить правильность положения зонда.
7.
Присоединить шприц объемом 20 см3 к дистальному участку зонда и аспирировать содержимое желудка, оценить характер содержимого – при появлении признаков кровотечения прекратить процедуру, при выявлении признаков нарушения эвакуации желудочного содержимого – прекратить кормление.
8.
Присоединить к дистальному участку зонда шприц, заполненный 20 см3 воздуха и ввести воздух внутрь, одновременно аускультируя область эпигастрия.
9.
Осмотреть кожу и слизистые оболочки носовых ходов, исключить признаки инфицирования и трофических нарушений, связанных с постановкой назогастрального зонда.
10.
Проверить качество фиксации зонда, при необходимости заменить пластырную повязку.
Окончание процедуры
11.
Аускультировать перистальтические шумы во всех квадрантах живота.
12.
Обработать ротовую полость, вытереть лицо пациента от загрязнений.
13.
Подвергнуть дезинфекции использованный материал
14.
Снять перчатки, поместить их в ёмкость с дезинфектантом, обработать руки гигиеническим способом, осушить.
15.
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации
Приложение № 2
ЛИСТ ЭКСПЕРТА – (Алгоритм проведения текущей демеркуризации) – 13 баллов
+ - пункт выполнен
- пункт не выполнен (снимается 1 балл)
± допущена неточность(снимается 0,5 балл)
№ п/п
Название этапа
Оценка
+/-/±
Подготовка к процедуре
1.
Вывести всех пациентов из помещения. Пациентов, находящихся на строгом постельном или постельном режиме, транспортировать на каталке или кресле-каталке (проверяем сформированность ПК 4.1., 4.2., 4.7.).
2.
Надеть на себя сменный комплект спецодежды: халат, колпак, фартук, респиратор, резиновую обувь, резиновые перчатки ( на этом этапе и до конца алгоритма проверяем сформированность ПК 4.7., 4.11. и ОК 4.2.).