kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по произведениям А.С.Пушкина "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам методическую разработку внеклассного мероприятия. Данная разработка дедет полезна учителям первой и второй ступени, библиотекарям. Цель: приобщение современной молодёжи к духовному и нравственному наследию русской литературы через изучение биографии и творчества А.С.Пушкина. Задачи: образовательные: проверить уровень знаний обучающихся по бибграфии и творчеству А.С.Пушкина; Развивающие: развивать речь, память, наблюдательность, интерес к русской лмтературе; Воспитательные:  воспитывать уважение к творчеству А.С.Пушкина, культурному наследию страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка интеллектуально-познавательной игры по произведениям А.С.Пушкина "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу"»

Методическая разработка

интеллектуально - познавательной игры

по произведениям Александра Сергеевича Пушкина

(для 5-6 классов)























Автор: Рифель Людмила Петровна, педагог-библиотекарь

Образовательное учреждение: МБОУ «Голдыревская средняя общеобразовательная школа»






2015 год



Цель: приобщение современной молодёжи к духовному и нравственному наследию русской литературы через изучение биографии и творчества С.Есенина.


Задачи:

Образовательные: проверить уровень знаний обучающихся по биографии и творчеству А.С.Пушкина;

Развивающиеся: развивать речь, память, наблюдательность, интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор обучающихся;

Воспитательные: воспитывать уважение к творчеству А.С.Пушкина, культурному наследию страны. Воспитывать командный дух, чувство локтя во время соревнований.


Оборудование: портрет Сергея Есенина, выставка произведений поэта и о поэте, выставка рисунков обучающихся по творчеству А.С.Пушкина, музыкальное оформление.

Ход мероприятия.


  1. Беседа о роли книги в жизни человека.

Ребята! Вы пытливы и любознательны, вам нужно всё понять, во всё проникнуть, - ведь вы будущее нашей страны. Сегодня – обучающиеся в школе, а завтра–станете рабочими, учителями, врачами, инженерами. Мечтать, узнать о новом, готовиться к будущему вам помогают книги. Книги обогащают вам ум, вооружают стойкостью, помогают преодолевать трудности. Книга дает знания, а знания – большая сила.

В нашей стране ежегодно издаются миллиардными тиражами детские книги. Книга! Какая великая сила таится в ней! Сколько нового, интересного узнаете вы из книг. Из одних книг узнаете о том, что вас окружает: о земле, о воздухе, о воде, о горах, о лесах; Другие книги знакомят вас, как делается автомобиль, как работает станок, почему летит самолет и плывет пароход, как люди покорили космос и атом.

А ведь путешествия и чтение – занятия родственные между собой. Путешествуя, мы узнаем новые края, города, сёла, видим, как за далью вновь и вновь открывается другая манящая даль. Узнавая в пути ранее неведомых нам людей, приобретая друзей, расширяя круг знакомых, мы глубже постигаем самих себя…

Но разве не, тоже происходит с нами при чтении литературы? От книг к книге мы идем, как путник от горизонта к горизонту.

По мере того, как человек читает, всё выше и выше над ним поднимается, размахивается во всей глубинной красоте солнечный звездный небосвод, открываются новые, ранее неведомые материки знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по произведениям А.С.Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин… Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который бы не знал и не любил Пушкинские сказки.

Гордись, Россия вековая:

Ты миру Пушкина дала.

Скорби, Россия, плач, страдая,

Что ты его не сберегла!


Вперед на многие столетья

Стихи из-под его пера

Потомкам, обретя бессмертье,

Несут мощь разума, добра.


Отстаивал он непреклонно

В недобрый век

Свет душ людских.

Бил даже в царскую корону

Его литой, прощальный стих.


Не только пламенным поэтом,

Был гордым гражданином он,

Великим следуя заветам,

Клеймил неправедный закон.


Зарядом мужества огромным

Известна пушкинская песнь

Могучий светоч в царстве темном,

Луч, в людях укреплявший честь.


Это стихотворение «Пушкин жив» как нельзя лучше выражает чувства миллионов людей, говорит о том, как мы любим, знаем, чтим рукописные творенья поэта.

И так, мы начинаем литературную викторину. Просим занять свои места за столиками. Пожелаем участникам легких вопросов, быстрых ответов, удачи в сегодняшней игре.

Количество баллов каждой команды будет учтено таким образом, на сколько быстрыми, правильными, четкими будут ваши ответы.

Команды готовы, мы начинаем!

1 тур: разминка (по биографии)

1. Где и когда родился А.С.Пушкин? / 26 мая (6 июня) 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы в Немецкой слободе /ныне ул. Баумана/ у жильца регистратора Скворцова/

2. Учась в лицее, в одном из пригородов Петербурга в Царском селе, Пушкин начал всерьёз сочинять стихи. Назвать первое напечатанное стихотворение Пушкина? / к другу стихотворцу/

3. Какое время года Пушкин любил более всего? /осень/

4. Что читал пятнадцатилетний Пушкин в лицее на публичном экзамене перед Державиным? /воспоминания в царском селе/

5. Годы ссылки в Михайловском пережились легче и быстрее потому, что рядом была верная и любимая, любящая душа. Она стала героиней стихотворения, написанного там. Кто она? /няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка)

6. Назовите друзей поэта? /Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Жуковский, Глинка, Муравьёв, Чаадаев, Бестужев, Тургенев, Вяземский, Осипова, Керн, Рылеев./

7. Зимой 1828-1829 годов на одном из балов Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Сколько ей было лет? /16 лет/

8. Почему родители Н.Н.Гончаровой долго уклонялись от помолвки, а позже и от венчания молодых? /мать невесты не считала его завидным женихом, состояния не было никакого, не в чинах и не служил, к тому же на плохом счету у правительства/

9. Назовите причины приведшие Пушкина к гибели? /к 1835 года насчитывалось около 60 тысяч долгу. Мучительное безденежье, цензура, тайный полицейский надзор, столкновения с министром просвещения, грязные сплетни вокруг великого поэта и его жены. Последней каплей, переполнившей чашу, был анонимный пасквили, подло обвинявший его жену в измене./

10. Назовите дату и место, где происходило это трагическое событие /дуэль/ тех лет? /27 января 1837 года, Черная речка, недалекий пригород Петербурга/

Очень радостно, что разминка прошла успешно для обеих команд. Каждая команда оказалась достойным соперником. Ну, а теперь объявляется начало второго тура.

2 тур: «Кто это. Узнай героя»

1. Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели. /Маша Миронова «Капитанская дочка»

2. «Высока, стройна, бела

И умом, и всем взяла,

Своенравна и ревнива… »

/царица «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»/

  1. «Молодой офицер, невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». /Швабрин «Капитанская дочка»/

4. «Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама – то величава,

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит»

/царевна «Сказка о царе Салтане»/

5. «Ей было семнадцать лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия. Она не имела подруг и выросла в уединении. Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

/Марья Кирилловна «Дубровский»/

6. «От роду ему 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. » /Владимир Дубровский/

7. Арапов длинный ряд ведет

Попарно, чинно, сколь возможно.

И на подушках осторожно

Седую бороду несет.

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею.

Горбатый карлик из дверей;

/Колдун Черномор «Руслан и Людмила»/

8. «Идёт – бредёт сама собой» /ступа с бабою ягой/

9. «Голубка дряхлая моя» /няня/

10. «С ним одним она была добродушна, весела» /зеркальце/

11. «Нами ты была любима и для милого хранима» /Царевна из сказки «О мертвой царевне»

12. «Сказочное существо, живущее в океяне - море» /золотая рыбка/

3 тур: Золотая рыбка задает вопросы ребятам.

  • Какие чудесные дары получил князь Гвидон от царевны Лебедь?

/ чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря и дядьку Черномора/

  • С каких слов начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»?

/ «Жил-был поп, толоконный лоб»/

  • Каким было последнее желание старухи? /быть владычицей морскою/

  • В кого поочередно хотела превратиться старуха? /в столбовую дворянку, вольную царицу, владычицу морскую/

  • Каким ремеслом занимались старуха и старик, живя в своей землянке? /старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу/

  • Чем подчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах?

/заморскими винами с печатными пряниками/

  • Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? /монета/

  • Кто верный сторож царя Дадона? /петушок/

  • В кого поочередно превращался князь Гвидон? /в комара, муху, шмеля/

  • С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? / свет мой, зеркальце, скажи.

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?/

  • Сколько раз закидывал невод в море старик? /3 раза/

  • Сказочное существо, живущее в океяне - море? /золотая рыбка/

  • О каком времени года идет речь в начале сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»? /зима/

  • Что приготовил царь-отец в приданое молодой царевне из сказки «О мертвой царевне»? /7 торговых городов, да 140 теремов/

  • Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? /весть царевну в глушь лесную/

  • Чем угрожала злая царица Чернавке? /рогаткой/

  • Кто и в какой сказке говорит такие слова: «Да, такая есть девица. Но жена не рукавица, с белой ручки не встряхнешь, да за пояс не заткнешь»? /«сказка о царе Салтане», царевна-лебедь /

  • Из какой сказки этот отрывок «Чтоб концы своих владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать»? /«Сказка о золотом петушке»/

  1. тур: «Черный ящик»

  • В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? Что это за предмет и какая сказка? /яблоко. «Сказка о мертвой царевне»/

    • В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? Какой? /соболь/

    • В ящике лежат драгоценности, которыми старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» украсила шею. Какие? /жемчуга/

    • В ящике лежит предмет, который в сказке Пушкина говорит человеческим голосом. Что это? /зеркало в «Сказке о мертвой царевне»/

  1. тур: «Подарок Пушкину»

Настал самый приятный и интересный момент конкурса. Представьте свой подарок Пушкину. /Обучающиеся читают стихотворения А.С.Пушкина/

Подведение итогов. Награждение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Рифель Людмила Петровна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250893


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства