Методическая разработка классного руководителя "Мы за здоровый образ жизни"
Методическая разработка классного руководителя "Мы за здоровый образ жизни"
В социальном проекте "Мы за здоровый образ жизни" Вы найдете полезную и интересную информацию для проведения своих классных мероприятий на тему ЗОЖ. В ней предоставлены классные часы как для младших школьников, так и тесты и мероприятия для учащихся среднего и старшего звена пропагандирующие здоровый образ жизни. Надеюсь, Вы найдет эту информацию полезной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного руководителя "Мы за здоровый образ жизни" »
Мы за здоровый образ жизни!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Болтинская средняя общеобразовательная школа
Социальный проект
«Мы за здоровый образ жизни!»
Автор проекта:
Классный руководитель 5 класса
Муленкова Анастасия Ивановна
Болтинка, 2013
Обоснование проекта
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека не только способности к творческому мышлению, инициативности, но и самостоятельности в принятии решений. Это касается и ведения здорового образа жизни.
В мире много соблазнов, которые рекламирует радио и телевидение. И не всегда они положительно влияют на здоровье человека. Особенно это касается рекламы табака и алкогольной продукции. Не потому ли еще в начальных классах девочки и мальчики пробуют закурить сигарету, а на дне рождения поднимают бокалы с шампанским, купленным собственными родителями. Впоследствии возникают проблемы, связанные со здоровьем.
Одни врачи справиться с этой проблемой не в состоянии, поэтому школа,
администрация сельского поселения в своей работе должны большое внимание уделять пропаганде здорового образа жизни.
В этих условиях мы нашли способ повлиять на еще не окрепшее сознание наших детей и изменить их отношение к пагубному влиянию курения, алкоголя и наркотиков.
Индивидуальное здоровье зависит от наследственности – около 20%, от
индивидуального образа жизни – 50%, от медицины – 10%, от окружающей среды – 20%.
В основном здоровье человека зависит от индивидуального образа жизни, поэтому данный проект посвящен этой проблеме. Так как социум сильнее одноразового мероприятия, мы решились на долгосрочный проект, который рассчитан на 1 учебный год.
Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.
Паспорт проекта
Название проекта: «Мы за здоровый образ жизни!»
Проблема: Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни и несформированность у них понятия ценности здоровья.
Цели проекта:
1) Содействие в сохранении и укреплении здоровья учащихся;
2) Пропаганда здорового образа жизни;
3) Внедрение физической культуры в жизнь каждого учащегося;
4) Формирование у учащихся ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью.
Задачи:
1) Диагностировать уровень умственного, эмоционального и физического здоровья детей;
2) Создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей;
3) Проверка повышения компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни и сформированности овладения умениями противостоять негативному давлению социума.
Ожидаемые результаты:
1)Следование учащимися социальным установкам на здоровый образ жизни;
2) Улучшение знаний у детей о ЗОЖ;
3) Повышение мотивации у учащихся к двигательной активности, здоровому образу жизни;
4) Расширение опыта работы в коллективе;
5) Повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
6) Вовлечение в активную деятельность большого круга детей.
Этапы реализации проекта: 2014 – 2015 учебный год
Бенефициары проекта:
В успешной реализации проекта могут быть заинтересованы представители разных групп общественности. Среди бенефициаров проекта:
1. Учащиеся школы
2. Родители учащихся
3. Учителя, классные руководители
4. Администрация сельского поселения
5. Администрация школы
Этапы проекта:
1) Подготовительный этап - включает в себя планирование, оповещение активов классов, разработка планов дел. Подбор информации, сценариев по теме проекта
2) Реализация проекта
3) Заключительный этап - на заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся. Проводится конференция полученных результатов проекта после подведения итогов по каждому классу и награждения победителей грамотами и призами.
Механизмы реализации:
Проект реализуется посредством проведения разных мероприятий, проводимых в школе.
Работа по разработке и реализации плана мероприятий школы будет сопровождаться специально организованными мастерскими при участии не только учителей, классных руководителей, но и учащихся школы, организацией «круглых столов» по обсуждению достигнутых результатов,
информированием заинтересованных групп о выполнении поставленных задач.
По завершении каждого очередного этапа реализации проекта планируется
представление отчета и информирование о достигнутых результатах всех заинтересованных групп.
По завершении действия проекта планируется разработка презентации полученных результатов.
Практическая направленность проекта:
Практическая направленность проекта проявляется, в первую очередь, в поведении детей и в их внешнем облике. Затем – в выборе жизненного пути. Разумеется, результативность проектов подобного рода сложно отследить, но работа такого характера нужна. Не следует отчаиваться при слабых результатах, а следует неуклонно работать по дальнейшей пропаганде здорового образа жизни.
Быть здоровым – это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. Целостность, гармония человеческой личности всегда высоко ценятся в обществе.
Здоровый человек – здоровое общество. На примере данного проекта показано, что все зависит от человека, от его образа и стиля жизни. Проект нацелен на формирование в каждом позитивного образа жизни, чтобы каждый пришел к мысли: «Здоровым быть модно!»
Механизм оценки результатов:
Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями-предметниками, руководителем проекта.
Данные по проделанной работе, уровень двигательной активности учащихся, изменения личных качеств будут фиксироваться и заноситься в компьютер.
Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета.
- общешкольное родительское собрание «Воспитание ЗОЖ»
- Игра-обсуждение «Что, если…?»
Октябрь 2014
года
2
День спорта
- каждый класс на перемене показывает комплекс спортивных упражнений (оценивается позитивный настрой, синхронность, массовость)
Ноябрь 2014
года
3
Мы выбираем
жизнь!
- конкурс плакатов, видеороликов «Мы против наркотиков », «Мы за ЗОЖ»;
- конкурс, листовок, буклетов «Мы выбираем спорт»
- конкурс плакатов и рисунков совместно с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»
Декабрь 2014
года
4
Зимний марафон
- конкурс снежных скульптур
- лыжные соревнования
- лыжный кросс
Январь 2015
года
5
По секрету о ЗОЖ
- конкурс на лучший лозунг,
кричалку, стихотворение о ЗОЖ
Февраль 2015
года
6
«Чтоб здоровье
сохранить, научись его ценить!»
- проведение музыкально-театрализованного мероприятия с конкурсной программой для начальной школы
Март 2015
года
7
«Здоровье - бесценное богатство»
- анкетирование
- классные часы: «Правильное питание», «Твой режим дня», «Память и внимание», «Я здоровье берегу - сам себе я помогу», «Твое здоровье – в твоих руках!»
Апрель 2015
года
8
Закрытие социального проекта
- конференция участников проекта
- обобщающая беседа
- награждение активистов
Май 2015
года
Приложения: Примеры отдельных занятий
Приложение 1
Анкета
Предназначена для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Дорогой друг!
Просим принять участие в изучении отношения молодежи к своему здоровью. Внимательно прочти вопросы и возможные варианты ответов. Выбери наиболее подходящий ответ и обведи его номер кружком. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.
Пожалуйста, укажи
1. Ваш пол
1. Мужской
2. Женский
Ваш возраст ___________(укажите полное число лет)
2. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
1. Хорошее
2. Удовлетворительное
3. Плохое
4. Затрудняюсь ответить
3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?
Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное)
1. Материальное благополучие
2. Качественное образование
3. Хорошее здоровье
4. Привлекательная внешность
5. Любимая работа
6. Возможность общаться с интересными людьми
7. Благополучная семья
8. Свобода и независимость
4. Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберете и отметьте четыре наиболее важных для Вас.
1. Хорошая наследственность
2. Хорошие экологические условия
3. Выполнение правил здорового образа жизни.
4. Возможность консультации и лечения у хорошего врача
5. Знания о том, как заботиться о своем здоровье
6. Отсутствие физических и умственных перегрузок
7. Регулярные занятия сортом
8. Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий
спортом и т.д.
5. Как Вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
1. Это всегда интересная и полезная информация
2. Иногда это интересная и полезная информация
3. Не очень интересная и полезная информация
4. Эта информация меня не интересует
6. Достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье?
1. Вполне достаточно
2. Не вполне достаточно
3. Недостаточно
7. Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?
Часто
Иногда
Никогда
От родителей
От друзей
В школе
Из книг
Из передач по ТВ
Из интернета
8. Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья? (Вы должны ответить на каждую строчку таблицы)
Вредно
Трудно сказать
Не вредно
Неправильное питание (очень много жирного и сладкого, и очень мало овощей и фруктов), переедание
Употребление алкоголя
Употребление наркотиков
Сидячий образ жизни
Курение
Недоедание
9. Вы курите?
1. Да, регулярно
2. Нет
3. Иногда, по настроению или «за компанию»
4. Только пробовал (-а)
10. Сколько сигарет Вы обычно выкуриваете в день?
_____________ сигарет в день.
11. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
1. Никогда
2. Пару раз в год
3. Один или два раза в месяц
4. Каждую неделю
5. Почти каждый день
12. Пробовали ли Вы когда-нибудь спиртные напитки?
1. Да
2. Нет
13. В каком возрасте, по вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?
______________________________________(укажите возраст и класс)
14. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас? (Вы можете выбрать больше, чем одну тему)
1. Курение
2. Снижение и набор веса
3. Алкоголь
4. Половое воспитание
5. Нарушение питания
6. Влияние наркотиков
7. Инфекции, передаваемые половым путем
8. Физические упражнения и спорт
9. Управления эмоциями
10. Межличностные отношения
11. Другое (указать, что именно)
Приложение 2
Игра «Что, если…?»
Игра направлена на формирование навыков ответственного поведения
Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют участники группы; найти наиболее эффективные.
Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника.
Предложите участникам написать мини-сочинение (примерно из 5–7 предложений) на одну из тем:
«Что будет, если меня попросят пронести наркотик»;
«Что будет, если мне будет очень плохо»;
«Что будет, если я буду очень одинок»;
«Что будет, если я серьезно заболею»;
«Что будет, если класс отвернется от меня»;
«Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика».
Вся группа пишет сочинение на одну тему. Это даст возможность более подробно обсудить каждое сочинение.
ОБСУЖДЕНИЕ
Чем заканчивались истории? Какие выходы были предложены? Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй (в %)? Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации? Какой? Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?
Приложение 3
Классный час для школьников младшего и среднего звена
«Твоё здоровье, в твоих руках!»
Звучит музыка из песни «Дорогою добра»
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня тема нашего классного часа звучит так: «Твоё здоровье - в твоих руках».
Если вдуматься в эту фразу, то можно понять очень многое.
-Как вы понимаете нашу сегодняшнюю тему?
(Ответы учащихся)
- Я бы хотела предложить вам послушать, что же говорили великие наши мыслители о здоровье человека.
1) Вильям Шекспир (английский поэт и драматург) Слайд 2
«Здоровье – дороже золота»
2) Артур Шопенгауэр (немецкий философ) Слайд 3
«9/10 нашего счастья зависят от здоровья»
3) Николай Гаврилович Чернышевский (русский ученый, писатель, литературный критик) Слайд 4
«Здоровье – никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в роскоши плохо жить без здоровья»
- Эти люди жили в разное время, но все они практически говорят об одном и том же, о важной составляющей нашей жизни – здоровье.
- Давайте дадим определение, что такое здоровье?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Если быть точными и заглянуть в словарь Сергея Ивановича Ожегова,
- А сейчас нам предстоит вместе разобраться и ответить на вопрос:
какого человека можно считать здоровым? (выслушиваются ответы детей)
- Который ведет здоровый образ жизни, занимается спортом, у этого
человека отсутствуют вредные привычки: не курит, не употребляет
алкоголь, правильно питается.
- А вот интересно, как обстоят дела со здоровьем учащихся в нашей школе?
- По данным фельдшера нашего медпункта, Симачковой В. П., чаще всего к ней обращаются с простудными заболеваниями, болезнями почек, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Давайте сыграем в игру и проверим, а вы знаете, что полезно для вашего организма, а что вредно, знаете ли вы как сохранить здоровье?
Игра – кричалка: (полезно-вредно)
Читать лёжа
Смотреть на яркий свет
Умываться
Близко сидеть у телевизора
Употреблять в пищу овощи и фрукты
Заниматься спортом
Курить
Употреблять алкоголь
Объедаться
Не мыть руки перед едой
Закаляться
Заниматься физическим трудом
- Наши медицинские врачи, ученые считают, что здоровье держится
на трёх китах:
питание;
занятие спортом;
отказ от вредных привычек
- Именно в последнем пункте я бы хотела с вами поговорить более подробно.
Вредные привычки
- Я вам предлагаю посмотреть небольшую сценку, которая называется «На приёме у врача». А после просмотра, ответьте мне на вопрос, какие факторы отрицательно повлияли на здоровье этого мальчика?
(Сценка)
- курение, алкоголь, нежелание заниматься спортом - вот это и есть вредные привычки.
- А сейчас я бы хотела, что бы вы дали мне определение, значение слова привычка?
- Как вы понимаете?
- Я опять обращаюсь к словарю Сергея Ивановича Ожегова, он дал определение, что такое привычка?
«Привычка – поведение, образ действий, ставшие в жизни обычными, постоянными»
Привычка - это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам ребята.
- Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминаний делать уроки, чистить зубы по утрам. Это какие привычки? Полезные. Полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам .
Только вот обратите внимание , что полезные привычки требуют к себе особого ухода, дело это нелёгкое, изо дня в день надо трудиться, чтобы получить результат.
А вот вредные привычки легко пускают корни, как сорная трава.
К дурному и плохому, человек привыкает очень быстро.
(приведите примеры)
- Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать курение, алкоголь и наркотики. Даже один раз попробовав, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом.
- Алкоголь, никотин, наркотики вредны для любого человека, но самую большую опасность они представляют для растущего организма человека.
Ученые подсчитали, что здоровье человека зависит:
- на 60% от его поведения
- на 20% от здоровья родителей (наследственность)
- на 20% от условий, в которых живет человек.
Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом «вредных привычек».
А сейчас я предлагаю вам проверить свое физическое состояние, на каком уровне оно у вас находится. Этот тест только для вас. Вы посчитаете баллы и сделаете самостоятельно выводы о своём физическом развитии на данном этапе.
Возьмите ручки и листочки, вам предстоит ответить на 9 вопросов.
1. Соблюдаю ли я режим дня?
да-3б. нет-1б.
2. Делаю ли я утреннюю зарядку?
да-3б. нет-1б.
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
да-3б. нет-1б.
4. Занимаюсь ли я физическим трудом?
да-3б. нет-1б.
5. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
да-3б. нет-1б.
6. Могу ли я несколько раз отжаться от пола?
да-3б. нет-1б.
7. Люблю ли я свежий воздух?
да-3б. нет-1б.
8. Считаю ли я табак вредным существом?
да-3б. нет-1б.
9. Умею ли я плавать?
да-3б. нет-1б.
9-13 баллов - низкое
14-19 баллов – среднее
20-27 баллов - высокое
- Посчитайте баллы, если у вас 9-13 баллов вам следует задуматься о своём здоровье.
- А мы продолжаем разговор о вредных привычках. Вернее об одной из них, к которой часто привыкают дети и вашего возраста тоже, о курении.
- Европейцы не знали об этой вредной привычке, пока великий путешественник и мореплаватель не открыл Америку. Именно матросы КОЛУМБА ПЕРЕНЯЛИ ЭТУ ВРЕДНУЮ ПРИВЫЧКУ У МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ ИНДЕЙЦЕВ.
Я ВАМ ПРЕДЛАГАЮ РЕШИТЬ ОБЫКНОВЕННУЮ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧКУ.
- Если человек выкуривает в день 5 сигарет, то сколько это получается в месяц, будем брать за основу 31 день.
31*5 = 155 сигарет в месяц. Это в среднем 8 пачек в месяц. Если брать цену одной пачки 50 рублей, то сколько получается в месяц уходит на сигареты денег, 400 рублей. А теперь 400*12 месяцев, 4800 рублей в месяц уходит у курильщиков на сигареты. А вы представьте, сколько полезных вещей можно купить на эти деньги.
- А теперь вашему вниманию предлагается песня, которая называется «Песенка о вреде курения»
- Посмотрите, ребята. Сколько заболеваний несет нам табачный дым.
Склероз - ухудшение памяти, курильщик не может хорошо учиться, так как плохо запоминает материал.
Инфаркт – заболевание сердечка
Рак легких – рак очень страшное заболевание само по себе, сколько талантливых людей умерло от рака легких.
Катар – заболевание верхних дыхательных путей.
- А ещё я бы хотела показать вам фотографии легких здорового и не курящего человека в сравнении с лёгкими больного курящего человека.
Посмотрите на экран.
«Говорят, что сигарета
смертоносней пистолета,
убивает без огня,
закурившего коня»
- Подумайте, прежде чем начать курить, или выпивать, как это может отразиться на вашем здоровье.
- А ребята соблазнов у вас будет много, у вас вся жизнь впереди, и вы должны сами выбрать свой путь, который можно назвать «Дорогою добра».
- Я ёще раз хочу вернуться к теме нашего классного часа, согласны ли вы, Что ваше здоровье в ваших руках?
- Вы сами решаете свою судьбу, выбираете свой путь, хотя соблазнов у вас будет очень много.
- Здоровье не купишь ни за какие деньги. Много несчастий и болезней могут принести вредные привычки. А будучи больными вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты. Помните, что здоровье - главная ценность человека.
- И хочется закончить наш классный час замечательной песенкой, которая называется «Дорогою добра». А вы ребята, все кто знает эту песенку можете подпевать. Мы вынесем её на экран.
- Классный час подошёл к концу. Всем спасибо!
Презентация к приложению 3
Приложение 4
Социальная реклама
1) Социальная реклама о вреде алкоголя
2) Социальная реклама о вреде курения (1)
3) Социальная реклама о вреде курения (2)
4) Социальная реклама о вреде наркотиков
Видеоролики к приложению 4
Заключение
Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в детско-подростковой популяции России.
В настоящее время многие программы нуждаются в определенной модификации с целью усиления в них аспектов действенной пропаганды здорового образа жизни, включая усиление следующих компонентов:
1) Образовательный компонент: углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни;
2) Психологический компонент: углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка;
3) Социальный компонент: активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.
Улыбнись миру улыбкой здорового человека, ведь Ты - ЧЕЛОВЕК и жизнь у Тебя одна!