Методическая разработка конкурса трудового мастерства для девочек "Модным быть просто.Удивительный мир кукол"
Методическая разработка конкурса трудового мастерства для девочек "Модным быть просто.Удивительный мир кукол"
Мероприятие представляет собой конкурсную программу для девочек технической направленности, состоящей из заданий -экспромтов, а так же заданий, подготовленных заранее. Цель: развитие и совершенствование трудового мастерства,стимулирпование интереса детей к изучению, хранению и развитию традиций национального костюма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конкурса трудового мастерства для девочек "Модным быть просто.Удивительный мир кукол"»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Ветлужский районный дом детского творчества
Методическая разработка
конкурса трудового мастерства для девочек
Автор:
педагог-организатор
Мария Геннадьевна Щербакова
город Ветлуга, 2015 год
Краткая аннотация:
Мероприятие представляет собой конкурсную программу для девочек технической направленности, состоящей из заданий-экспромтов, а так же из заданий, подготовленных заранее.
Данный материал будет полезен учителям и педагогам дополнительного образования при подготовке к праздникам, при проведении предметных недель (по технологии, трудовому обучению). Мероприятие способствует активизации познавательной деятельности учащихся, расширению знаний по предмету.
Цели и задачи:
- развитие и совершенствование трудового мастерства;
- стимулирование интереса детей к изучению, хранению и развитию традиций национального костюма;
- активное воспитание и формирование эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной национальной культуры;
- создание условий для творческого общения детских коллективов;
- повышение профессионального мастерства руководителей детских творческих коллективов.
Форма проведения мероприятия: конкурсная программа
Дата проведения: 23 марта 2015 года
Оборудование:
Декорация для оформления зала, ноутбук, фонограммы, компьютер, экран, мультимедийный проектор, звуковые колонки, сопровождающая презентация, подиум для кукол, столы для команд-участниц, атрибуты для конкурсов: шкатулки, наборы для творчества ( бусины, кусочки ткани, нитки цветные, клей, ножницы, белая и цветная бумага, атласные ленты), бумажные куклы.
Ход мероприятия:
Введение
Добрый день! Мы рады приветствовать всех участниц конкурса трудового мастерства для девочек «Модным быть просто!» Наш конкурс сегодня посвящен куклам и это неслучайно…
21 марта отмечается Международный день кукольника, который направлен на то, чтобы чествовать и прославлять кукольные театры всего мира и тех, кто в них работает. Ну и, конечно, центральными героями Международного дня кукольника являются разного рода куклы!
Основная часть:
В наши дни, интерес к куклам, как в России, так и в других странах с каждым годом растет все больше и больше. Ведь когда кто - либо начинает приобретать куклы, он как будто попадает в новый удивительный мир, из которого не хочется выходить, а хочется искать в нем, что - то новое и неизведанное.
Поднимите руку, у кого есть кукла? Что такое кукла? Для чего она нужна?
Скажите, сколько в вашей коллекции кукол? Какая кукла самая любимая? Как она появилась вашей семье? Как ее зовут и почему именно так? Откуда она появилась в вашей семье? Кто покупает Вам куклы? Есть ли у Вас куклы-самоделки? Кому бы Вы подарили куклу?
Здорово! Наш зал собрал столько любительниц кукол! Пора начинает конкурсную программу! За ходом нашего конкурса будет внимательно следить компетентное и очень справедливое жюри. Рада представить Вам…( представление членов жюри ) Итак, наши команды-участницы уже готовы к испытаниям. Объявляется первый конкурс « Приветствие » Команды-участницы должны представиться, рассказать о себе, своих увлечениях в любом понравившемся жанре, конечно же, с учетом тематики…Критерии оценки: соответствие тематике конкурса, взаимоотношение в команде, оригинальность
выступления. Время приветствия - до 3 минут…
(см. приложение 1)
А мы переходим к следующему конкурсу, который называется «Умницы». Девчонкам предстоит ответить на интеллектуальные вопросы небольшого блиц-турнира. На ваших столах приготовлены свертки, связанные атласной лентой. Пока звучит мелодия, ваша задача постараться справиться со всеми заданиями.
Критерии оценки:
Если все ответы верны, команда получает 1 балл
Если допущены 1-2 ошибки – 0,8 балла
Более 3 ошибок – 0,5 балла
Желаем командам удачи!
(Время выполнения задания - 3 минуты)
(см. приложение 2)
Девчонки, скажите, чем вы занимаетесь в свободное от учебы время? В какие игры любите играть? Какие куклы есть у вас? В нашем детстве большим увлечением и прекрасным времяпровождением были игры с бумажными куклами. Помню, тогда в магазинах был не очень богатый выбор. Мы покупали какую-нибудь Дашу с комплектом из трех платьев и радовались. Иногда еще в детских журналах печатали куколок, их нужно было вырезать и наклеивать на картон для увеличения продолжительности их бумажной жизни. Новые наряды мы рисовали сами, раскрашивали карандашами или фломастерами, наряжали куколок. И хранились все эти богатства в отдельной коробке из-под конфет.
Сегодня мы предлагаем Вам попробовать себя в качестве модельеров одежды для бумажных кукол. У каждой команды на столе такая кукла лежит, а так же есть и комплект необходимых предметов для изготовления её наряда.
Оценивается ваша индивидуальность (авторская позиция, фантазия творчество), а так же качество исполнения наряда. Время вашего творчества ограничено. Вам даётся – 5 минут.
(см. приложение 3)
Ребята, посмотрите на экран. Что это? (карта Российской федерации – Россия)
Да, это Россия, страна, где мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Населяют Россию люди разных национальностей.
Их Свыше 160. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн. человек (80% жителей страны).
Мы неслучайно заговорили об этом, поскольку следующий конкурс подтвердит не только многообразие национальностей России, но и продемонстрирует всю красоту и уникальность национальных костюмов.
Команды – участницы с сопровождением презентации должны представить национальный костюм, рассказать об особенностях народности, их традициях, орнаменте рисунка, цветовых решений…
Итак, конкурс «Кукла в национальном костюме народов России».
(см. приложение 4)
Кукол в мире великое множество! Какое разнообразие кукол нас сейчас окружает! Зайди в любой магазин «Игрушки» и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману.
Девчонки, как вы думаете, а ваши бабушки и прабабушки играли в такие же куклы? - А где они их брали? Самые первые куклы делались из золы, глины, дерева, кости, лыка, воска, льна. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. В толковых словарях русского языка объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла вдвойне дороже, если она сделана своими руками, с душой и старанием. Давайте вместе окунемся в творчество и попробуем сделать куколку сами из подручных материалов.
Это и будет последним испытанием конкурсной программы под названием «Моя куколка». Каждая команда в течение пяти минут создает одну куколку из предложенных материалов. Критерии оценивания: индивидуальность (авторская позиция, фантазия, творчество) и аккуратность изделия.
А пока жюри подводит итоги конкурса, давайте посмотрим видеосюжет об ещё одной удивительной кукле – МАТРЕШКЕ!
Итог мероприятия: Мне хочется, чтобы вы, девчонки, как можно больше обращались к традициям наших предков, изучали их и смогли передать уже своим детям, будущему поколению. Спасибо всем за работу и тёплую нашу встречу!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец представления команды
Внимание! Внимание!
На сцену выходит обаяние.
Плюс юность, привлекательность,
Смекалка, оптимизм,
Веселье, артистизм!
Звучит музыка «Мы милашки, куклы неваляшки», выход команды
Привет! Я – Юля, и о себе хочу сказать:
Юля : В делах настойчива, активна
Сообразительна весьма.
В общенье часто импульсивна,
А по натуре весела.
Маша: Все со мной знакомству рады,
В спорте бьюсь я за награды,
В школе нет меня смешливей,
А зовут меня Мария.
Вита: По паспорту Виталия , а дома - просто Вита.
Всегда бываю весела, и никогда –сердита.
Люблю играть и рисовать, с подружками встречаться,
Нам вместе некогда скучать, и жалко расставаться.
А вместе мы – Милашки, куклы неваляшки.
"Рождение куклы"
Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Вмещает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.
Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-
И мир изучает пытливый зрачок.
Подарили куклу Мне на день рожденья. Это просто чудо, Радость и везенье. Бросила игрушки, Только с ней играю, Обо всём на свете С Машей забываю. Мы гуляем с куклой, Делаем зарядку, Вместе привыкаем С Машенькой к порядку. Куклу берегу я, Я её лелею. С ней я стала лучше, Стала я добрее...
Вы кукол берите, в доме храните. И пусть на столе, на стене, на диване Они улыбнутся, когда захотите И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется- Откройте им то, что гнетет вашу душу. И кукла поймет, и щекой к вам прижмется, И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Их не обижайте, в них спрятана сказка… В них столько тепла и доверия к людям. И, может быть, кукла – всего только маска Мечты, о когда-то несбывшемся чуде.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примерный текст по защите национального костюма
Слайд 1. Здравствуйте. Мы учащиеся Архангельской школы. (ПРЕДСТАВИТЬСЯ). На сегодняшнем конкурсе мы представляем куклу в бурятском национальном костюме.
Слайд 2. Мы с большим интересом посещаем школьный кружок «Хозяюшка». На занятиях нас учат народному рукоделию и мастерству. Цель нашей сегодняшней работы: кукла в бурятском национальном костюме.
Слайд 3. Анализ истории бурят, элементы бурятского костюма говорят об общности с традиционной культурой эвенков, хакасов, киргизов, казахов, народов Центральной Азии и монголов.
Слайд 4. Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. В процессе развития заметны черты двух культур в истории бурятского костюма – древнеохотничей и скотоводческой, максимально приспособленных к условиям среды обитания.
Слайд 5. Костюм бурят сохранил одинаковость элементов мужского и женского костюма. Традиционной одеждой бурят является халат. Зимний - дэгел и летний - терлиг. Женский костюм больше чем мужской сохранил родоплеменные и традиционные особенности. Поэтому для своей работы мы выбрали женский костюм.
Слайд 6. Женская одежда имеет возрастные особенности. Она строго соответствует возрасту женщин, меняется с переходом из одного возраста в другой. Носили одну косу на макушке. В девичьем костюме отсутствует безрукавка (уужа). Сегодня мы представляем женский свадебный наряд – дегелэй, который надевался поверх платья, оставляя перед открытым. Подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из дорогих тканей: шелка. сукна, парчи. Выходя замуж девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом «переплетения волос». Верхняя часть платья замужних женщин отрезается по линии талии. Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений.
Слайд 7. Наиболее распространенная форма головного убора бурят – конусообразная. Напоминающая силуэт гор - обиталищ духов и божеств. Нижний околыш (харабша) в виде круга из черного или коричневого бархата, обозначает цвет земли питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его дорогим мехом. Белый цвет наиболее почитаем у бурятского народа. Поэтому для свадебного наряда мы выбрали головной убор отороченный белым мехом.
Слайд 8. Традиционное убранство бурятских женщин состоит из головных, накосных, височных, нагрудных, поясных, наручных и наплечных ювелирных украшений, изготовленных мастерами серебряных дел.
Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха, украшенная вышивкой и аппликацией. Для своего наряда мы выбрали, головные, височные, накосные, нагрудные и наручные украшения. Кожаные сапожки украшенные аппликацией.
Слайд 9. Все многообразие бурятского орнамента разделяется на пять основных групп: геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы). Зооморфные или анималистические (изображения фигур животных части их тела). Растительные (листья, цветы, плоды, лотос). Природные, или космогонические: окружающие человека объекты природы (солнце, луна, звезды). Культовые: восемь жертвоприношений (наймант тахил). Для украшения своего наряда мы выбрали геометрический, растительный, природный и культовый (плетенка) орнамент.
Слайд 10. Главным орнаментальным мотивом нашего изделия является круглый диск - символ Солнца. Солнце для бурятского народа – источник высших ценностей и духовного авторитета. Утреннее Солнце – символ воскресения. Земным эквивалентом Солнца является огонь. Трех язычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее.
Слайд 11:Символика орнамента в бурятском декоративном искусстве очень тесно связана с символикой цвета. Излюбленный цвет бурят – синий, голубой Цвет неба. Поэтому для наряда бурятской невесты мы выбрали атласную ткань голубого и синего цвета. Белый цвет считается священным и олицетворяет чистоту и благородство.