kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка конкурсно - игровой программы "Раз в крещенский вечерок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши старые, подзабытые христианские праздники стоят того, чтобы мы вспомнили, хотя бы вкратце, традиции и обычаи сопровождавшие их.  С 7 по 19 января справляли Святки. Складно и весело проводили эти дни наши предки, так как нет ни единого праздника на Руси, которые бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет. Потому что в них древние, добрые человеческие традиции, лучшие, сладкие воспоминания детства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка конкурсно - игровой программы "Раз в крещенский вечерок" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ежово

Омутнинского района Кировской области






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ


«ГУЛЯЙ НА СВЯТКИ

БЕЗ ОГЛЯДКИ»





Автор:

учитель

Черепенникова

Валентина Анатольевна










Омутнинск

2015

Пояснительная записка.

Актуальность.

В начале XXI века стало очевидно, как много мы потеряли, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа, которая зародилась в глубокой древности, и соединяла каждого человека с его родом – племенем и с природой. Она вносила свою лепту в духовно- нравственное развитие ребенка – в становлении исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятии учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре и культуре Вятского народа, сохранении и приумножении народных традиций; упрочнение в сознании и поведении учащихся патриотизма, как качества личности, основанного на любви к Родине, ее святыням, к родному языку, к культуре народов, признании законов Отечества. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности. Проблема сохранения культурной и исторической самобытности Русского народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей в настоящее время стала наиболее актуальной. Возродить, некогда великий русский народ мы сможет лишь, прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям. Начнем с праздников. Наши старые, подзабытые христианские праздники стоят того, чтобы мы вспомнили, хотя бы вкратце, традиции и обычаи сопровождавшие их. С 7 по 19 января справляли Святки. Складно и весело проводили эти дни наши предки, так как нет ни единого праздника на Руси, которые бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет. Потому что в них древние, добрые человеческие традиции, лучшие, сладкие воспоминания детства.

Конкурсно-игровая программа «Гуляй на Святки без оглядки» разработана для детей среднего школьного возраста 10-14 лет.

Цель: создать условия для восприятия учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре и культуре Вятского народа через традиции празднования Святок на Вятской земле.

Задачи

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к народной культуре.

Воспитательные:

  • формировать у детей чувства уважения к старшему поколению;

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

  • воспитывать нравственные качества детей.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

  • развивать эмоциональную сферу детей.

Образовательные:

  • овладеть знаниями, умениями и навыками проведения христианских праздников;

  • углубить и расширить знания в области истории и развития культуры Вятского края.

Мотивационные:

  • создать комфортную обстановку во время проведения конкурсно-игровой программы, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

  • развивать активную деятельность.

Эстетические:

  • воспитывать культуру поведения;

  • формировать умение видеть красоту христианских праздников.

Цели учащихся

Знать:

  • традиции Вятского народа;

  • культуру празднования русских христианских праздников.

Уметь:

  • играть в старинные игры.

Ожидаемый результат: основным ожидаемым результатом проведения конкурсно-игровой программы является привитие детям любви к традициям празднования старинных христианских праздников на Вятской земле.

Участники: 20 и более детей в возрасте от 10 до 14 лет. Участники отбираются по желанию.

Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Временя и место проведения мероприятия: актовый зал МОУ ДОД ДДТ.

Оформление: афиши, реклама, билеты-приглашения и т.п.

Музыкальное оформление: русская народная фоновая музыка. Техническое обеспечение мероприятия: микрофоны, компьютер.

Подготовительный период:

  • Готовится реквизит.

  • Подбираются игры с залом.

  • Готовятся призы.

  • Место проведения мероприятия оформляется согласно тематике мероприятия.

  • Атрибут, декорации состоят из элементов внутреннего и наружного убранства русской избы.

  • Подобрать ведущего. Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая роль. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты - все это плюс. Многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, твердости чувства юмора и, конечно же, ведущий должен владеть ораторским искусством.

Ход конкурсно-игровой программы

«Гуляй на Святки без оглядки»


1. Вступительная часть.

Выходит ведущая. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ведущая: Наиболее ярким торжественным и, пожалуй, самым древним из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Считалось, что в период от рождества христова (7 Января) до крещения (19 января) по земле ходит маленький бог, поэтому люди старались совершить в это время как можно больше добрых дел. Ведь чем больше добра отдаешь, тем больше его в ответ получаешь.

Святки праздновались всеми. В дни Святок даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Все веселы и нарядны. Кругом торжествует любовь и согласие. Не даром говорят «На Святки свои порядки – обряды, обычаи, да колядки».

2. Основная часть.

Ведущая: Обращается к залу. Кто сможет пояснить значение слова «Коляды»?

Ответ: Это слово родственное греческому слову «Календы» - это дни, когда выполнялись различные обряды, которые должны принести семье благополучие. От слова «Календы» к нам пришло слово календарь.

Коляды – у Чехов, Болгар, Сербов - это святочные песни празднования Нового года. У русских - это благословление домов.

Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ведущая: В течение святок в рождественский сочельник, под Новый год и на кануне Крещения каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. В первые дни святок ряженье было весьма простое и незамысловатое: девушки менялись сарафанами, закрывали лица платками, лишь самые смелые надевали одежду несвойственную их полу.

Конкурс № 1 «Колядование»

Вызываются желающие. Предлагаю быстро и красиво нарядить куклу (две палки, скрепленные между собой), выучит, повторить, спеть колядки.


А в это время с залом проводиться конкурс загадок. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Конкурс №2 «Святочные загадки»

  • Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Снег)

  • В воздухе летит, на земле лежит, на дереве весит. (Снег)

  • Кто с живого и мертвого дерет? (Черт)

  • Хоть сама и снег и лед. А уходит слезы льет. (Зима)

  • На всех садится, никого не боится. (Снег)

  • В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

  • Что в избе не видно? (Тепло)

  • Дедушка мост мостит без топора и клиньев. (Мороз)

Правильные ответы оцениваются фантиками разных цветов. По фантикам все участники получат призы.


Ведущая: Говорили: «Под Рождество вся нечистая сила подымается, на шабаш собирается». В защиту от злых сил и недобрых помыслов рисовали кресты смолой на дверях, окнах и других «пограничных» местах дворового и домашнего мира. Мазали лбы скоту, выжигали огнем кресты в избе, кропили святой водой, обходили магическим кругом, а иногда, объезжали на чародейных вещах (палке, венике, или полене).

Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Конкурс № 3 «Защита от злых сил и недобрых помыслов»

Приглашаются все желающие. Выдается по метле. Под музыку против часовой стрелки участники объезжают актовый зал на метле. (Кто быстрее). Мастерство оцениваются фантиками разных цветов.


Ведущая приглашает колядовщиков. Все слушают колядки и помогают свои друзьям. Фантиками оцениваются красота, задор, артистичность.

Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ведущая: После шумного веселого обхода молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир, съедали все, чем их одаривали односельчане. До сих пор у нас представление о Святках связывают с посиделками. Посиделки, вечерки, беседы устраивались ещё с Николина дня или Покрова, но приобретали они праздничный характер именно с Рождества. Обязательно во время Святок проводились игры. Они имели не только развлекательное, но и магическое значение.

Считалось, что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота. В этих играх девушки или юноши высматривали себе пару.

Игры с залом. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Игра №1 «Продажа коней за предмет»

Выходят две девушки. Продавец парень. Он хвалит девушек и продает их.

Покупателем является парень, за любой предмет он покупает девушку. И говорит, почему купил.

Выходят два парня. Продавец хвалит парней и оставшаяся девушка покупает одного их парней. И говорит, почему купила. (Игра не ограничена временем).

Ведущая: На Святки крестьянина интересовал будущий урожай, девушку имя суженного. Святок не бывает без гаданий.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв, с ноги бросали.

Снег пололи под окном, слушали, кормили

Счетным курицу зерном. Яркий воск попили.

В чашу с чистою водой, клали перстень золотой, серьги – изумруды;

Расстилали белый плат, и под чащей пели в лад песенки подблюдные.

Погадаем и мы. Кто из Вас помнит святочные гадания и может их перечислить?

Конкурс № 4 «Гадание»

Дети причисляют святочные гадания. За правильные ответы выдаются фантики. Можно использовать подсказки. Фоном звучит спокойная русская народная музыка.

Гадание на вещах.

Окличка прохожих.

Гадание на курице.

Гадание на воске.

Гадание у ворот.

Гадание башмаком.

Гадание на луковицах.

Гадание на полене.

Гадание под окном.

Гадание на перекрестке.

Гадание на книге.

Гадание на полотенце.

Гадание у бани.

Гадание на гребне.

И так далее.

Гадали ночью на улице, на перекрестке, у бани, в сарае и в темной комнате.

Конкурс № 5 «Гадание»

Гадание продолжаем. Отгадаем предметы, находящиеся в магическом ящике.

  • Какой характер у миленочка. (Фигурки выпеченных животных раздаются из-под полотенца).

  • Вытаскивают имена мужские или женские.

Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ведущая: А ещё на святках играли в дрему, заиньку, заплетись плетень, капустку, ручеёк, мы просо сеяли.




Игра №2 «Голосянка и молчанка»

Приглашаются два ребенка. Нужно тянуть звук «Ы». Один голосит, а другой молчит, кто рассмеется, то выбывает. (В эту игру могут играть парни и девушки, одни голосят, а другие смешат).


Игра №3 «Ящер»

Приглашается парень. Он садиться на стул и его голова укрывается платком. Девушки вокруг его водят хоровод, приговаривая:

Сиди, сиди ящер на золотом стуле,

Грызи, грызи ящер орехову скорлупку.

Еще того мало, мало не достало.

Да сорок кадушек зеленых лягушек,

Да сорок амбаров сухих тараканов.

Поймай, поймай ящер красную девицу – из лучших, лучшую.

Девушки разбегаются в разные стороны, а парень должен успеть соскочить со стула и поймать девушку. (В старину ему разрешалось её целовать в щечку).

Ведущая: На Святки и приметы сбываются: наденешь обновку - много таких будет…, «Зима без снега – лето без хлеба».

Кто из Вас помнит святочные приметы и может их перечислить?

Конкурс №6 «Святочные приметы»

Дети причисляют приметы. За правильные ответы выдаются фантики.

Можно использовать подсказки. Читаем начало, дети говорят окончание.

Ясное небо – к морозу.

Лес шумит зимой – к снегу.

Дым столбом – к морозу.

Дым коромыслом – к теплу.

Иней на деревьях - к морозам.

Белая радуга зимой – к сильным морозам.

Снегирь зимой поет – на снег, вьюгу.

3. Подведение итогов.

Ведущая: Вот друзья, наше время и закончилось. Сегодня я поняла, что каждый из вас со своими друзьями сможет самостоятельно организовать празднование Святок, как это делали на Вятской земле много веков.


Проводится рефлексия в виде викторины.

1. Как называется наиболее яркий, торжественный и, пожалуй, самый древний из всех годовых праздников на Руси? (Святки)

2. С какого дня, по какой день праздновались Святки на Руси? период от рождества христова (7 Января) до крещения (19 января))

3. Какие угощения готовила каждая семья для колядовщиков? (Печенье в виде коровок и козюлек, пироги)

4. Как защищались от злых духов во время святок? (Рисовали кресты смолой на дверях, окнах и других «пограничных» местах дворового и домашнего мира. Мазали лбы скоту, выжигали огнем кресты в избе, кропили святой водой, обходили магическим кругом, а иногда объезжали на чародейных вещах.)

5. Какое магическое значение имели игры во время Святок. (Считалось, что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота. В этих играх девушки или юноши высматривали себе пару.)

6. Что еще проводилось во время Святок. (Празднование старого нового года с 13 на 14 января).


4. Награждение.

Звучит веселая русская народная музыка. У детей жетоны меняются на сладости. (Шоколадки, конфеты). Самые активные поощряются призами и сувенирами.


Ведущая: А знаете ли вы, что в народе сказывают: «В Богоявленскую крещенскую ночь перед утренней службой в церкви небо открывается, о чем открытому небу помолишься, то и сбудется».


А я желаю вам, чтобы все ваши желания исполнялись.

Счастья вам успехов во всех хороших делах.

Методические советы организаторам праздника:

  1. Прочитать литературу о традициях и обычаях празднования Святок на Руси.

  2. Подготовить к празднику весь атрибут.

  3. Количество детей должно быть не менее 20 человек.

  4. Возраст участников 10-15 лет

  5. Праздник проводить в быстром темпе, весело задорно.

  6. В роли ведущего должен быть взрослый, так как из-за психологических особенностей дети не смогут справиться с этой ролью.

  7. Можно дать задания детям и заранее принести печенье и конфеты и организовать застолье после шумного праздника.

  8. Можно организовать святочные посиделки только для девушек, закончив их гаданиями.

  9. Можно дать задания детям по поиску материалов по приметам, традициям, обычаям, играм и попросить их выступить с сообщениями.


Творите, все в ваших руках.




Литература:



Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни. — М., 1982.

Грошев В. Д. Календарь российских земледельцев. — М., 1991.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. — М., 1991.

Панкеев. И. Русские праздники. — М., 1998.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М., 1880.

Стрижев А. Народные примеры.— М., 1997.


ПРИЛОЖЕНИЯ

«Колядки»


1. Коляда, коляда на кануне Рождества

Тетенька добренька, пирожка дай сдобенька.

Не рожь, не ломай, целиком подавай

Двоим, троим, мы давно стоим.

Печка – то, как топиться. Пирожка так хочется.

Открывай сундучок, подавай пятачок,

Хоть блин, хоть сала клин.



2. Коляда - моляда, золотая борода!

Позолоченный усок, по рублю волосок

Подай тетушка, подай матушка

На тарелочке, на блюдечке!

Не дашь пирожок, мы корову за рожок

Свинку за шерстинку, быка за хрептинку!



3. Коляда, коляда, уродилась коляда.

Кто подаст пирога, тому двор живота,

Еще мелкой скотинки числа бы не знать,

Кто не даст ни копейки, завалим лазейки,

Кто не даст лепешки, завалим окошки,

Кто не даст пирога, сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба, уведем деда,

Кто не даст ветчины, тем расколем чугуны.


4. Коляда, коляда. Накануне Рождества

Коляда пришла, Рождество принесла.

Коляда, коляда Горе – не беда,

Вот пришла коляда, на селе праздник родства.

Коляда, коляда. Во печи стоит еда,

Каша гречнева, голова свиная.

Коляда, коляда в небе уж взошла звезда,

К нам катит на святки, подпалила пятки.

Коляда, коляда. Нам подай пирог сюда,

Сладко закусили – хозяев не честили.


5. Пришла коляда отворяй ворота,

Мы ходили да искали, да святую коляду.

А нашли – то мы её да возле нашего двора,

А ваш – то двор да высокий тын.

Как за тем да та за тыном да три терема стоят,

1 терем – месяц ясный, ты хозяин наш прекрасный,

2 терем - красно солнышко хозяйка молода,

Ну а в 3 тереме, часты звездочки горят, то ваши деточки шумят.

Пришла коляда отворяй ворота,

Мы ходили да искали, да святую коляду,

А нашли – то мы её да возле нашего двора.

Подблюдные песни.

(для гадания на вещах)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

За рекой мужики живут богатые,

Гребут жемчуга лопатами. (Богатому быть)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Стоят санки у лесенки,

хотят санки уехати. (Уезжать тебе на чужую сторону).


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

А что же пожелать этому кольцу - венцу?

Подойти к сказочному крыльцу',

В тридевятом царстве побывать,

Сказку - быль повидать. (Побываешь в сказке)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Ползет ежик по завалинке

Тащит казну на мочалинке. (Кому спели, тому добро!)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Бежит свинья из болота.

Вся спинка исколот (Жених рябой будет)



Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Сидит корабль на завалинке

Раскинут хвост на двенадцать верст (еще в девках посидишь)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Лодочка от одного берега отстала.

А ко другому не пристала (к разлуке)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Во саду хожу, полотенце стелю

Я еще похожу, и еще постелю (к разлуке)

Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Христос коноплями оброс

Егорка ни горке крупу продавал

А крупа хороша (богатый жених будет)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Покачу я колечко кругом города

А за тем, колечком, сама пойду, до милого дойду. ( К свадьбе)


Кому вынется - тому сбудется,

Тому сбудется неминуется.

Кто учится, старается,

тому счастье улыбается.

(чья вешица - тому ученому быть)



15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
методическая разработка конкурсно - игровой программы "Раз в крещенский вечерок"

Автор: Черпенникова Валентина Анатольевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства