Цель: содействовать воспитанию семьянина и гражданина.
Задачи:
- формирование гражданской и семейной идентичности детей и подростков;
- воспитание личности, принимающей базовые гражданские и семейные ценности, любящей свою Родину, свой дом, свою семью, имеющей психологически, юридически, экономически, экологически, технически грамотно организовать жизненное пространство соей семьи и дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В современном социуме важную роль в формировании гражданской и семейной идентичности выступает личностное самоопределение - определение подростком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе. Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы.
Со стороны семьи и школы на ребенка оказывается целенаправленное воздействие - воспитание. Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Суть воспитания в подготовке подростка к трём главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качествах личности.
Личностные изменения, происходящие в период пубертата и юности, связаны с формированием и становлением личной идентичности. Поиск личной идентичности - центральная задача периода взросления, т.е. осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.
Семейная идентичность - это ощущение принадлежности к семейной группе. Семейная идентичность формируется у детей на протяжении их нахождения в семье, перенимаются стили родительского воспитания, образцы поведения и реагирования на разные жизненные ситуации, формируется представление о семейных ролях. Семейная идентичность подразумевает содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное «мы» данной семьи.
Гражданскую идентичность можно рассматривать как социально - психологический продукт, который формирует индивида под воздействием таких характеристик общества как социально-политические, экономические, национально-культурные, религиозные. В основе гражданской идентичности лежит отождествление с обществом, государством, страной. Гражданская идентичность показывает степень членства подростка с обществом, такими как: язык, социокультурные ценности, нормы поведения и собственную значимость для общества.
Патриотизм является компонентом гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества.
Таким образом, гражданская идентичность может быть определена как динамичная система качеств личности, воспринимающей и позиционирующей себя в качестве члена гражданского общества, то есть как автора и инициатора самоизменения и общественных преобразований, умеющего распорядиться собственной свободой и способного нести ответственность за принятые решения, касающиеся события с другими людьми.
Семейная идентичность трактуется как ощущение принадлежности к семейной группе, формируется у детей на протяжении их нахождения в семье, перенимаются стили родительского воспитания, образцы поведения и реагирования на разные жизненные ситуации, формируется представление о семейных ролях.
Суть воспитания - подготовка подростка к трём главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина, т.е. формировании гражданских, социальных и нравственных качествах личности.
Целевая аудитория: дети среднего школьного возраста 12-15лет.
Цель: содействовать воспитанию семьянина и гражданина.
Задачи:
- формирование гражданской и семейной идентичности детей и подростков;
- воспитание личности, принимающей базовые гражданские и семейные ценности, любящей свою Родину, свой дом, свою семью, имеющей психологически, юридически, экономически, экологически, технически грамотно организовать жизненное пространство соей семьи и дома.
Этапы:
I этап – введение (беседа)
II этап – основная часть
III этап – заключение (подведение итогов)
Ресурсы, необходимые для реализации: аудитория с интерактивной доской, проектор, карточки, листы бумаги формата А4, цветные карандаши.
Список литературы:
1.Адушкина К.В. Семейное самосознание женщины как индивидуальная психологическая реальность // Сборник тезисов 5-й международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». Минск, 2011.
2. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2011. C. 1.
3. Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении // Психологическая наука и образование. 2005. №3. С.41–55.
4. Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. 2015. Т.11. №1. С.44–49.
5. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №1.
6. Краснова О.В. Cовременные методы исследования психологических особенностей подростков // Психологическая наука и образование. 2006. №2. С.31–38.
7. Кузнецова А.В. Коллективные воспоминания о политической власти в различные исторические периоды у представителей разных социальных групп россиян // Социальная психология и общество. 2013. №3. С.102–116.
8. Лукьянченко Н.В. Особенности семейной идентичности осужденных женщин, имеющих детей // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
9. Николаева А.А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности // Вестник практической психологии образования. 2011. №4. С.67–70.
11. Строкова С.С. Направления изучения семейной идентичности в психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т 22. №3. с. 8-22.
12. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода // Психологические исследования, 2012. Т. 5. С.26.
I этап
Введение
Вопросы и задания для беседы:
Кто знает о том, как познакомились их родители? Расскажите об этом.
Докажите, что дружная семья - это счастье человека.
Игра «На что похожи наши семьи»
Педагог раздает детям карточки с рисунками солнца, звезды, свечи огня, жемчужины. Один из детей назначается водящим. Он показывает всем свою карточку, например, с рисунком огня. Дети поочередно говорят по одному эпитету, характеризующему семью, похожую на огонь. Например: на огонь похожа добрая, радушная, щедрая, сияющая семья. Затем водящий повторяет эпитеты всех детей и говорит, какой из них ему больше всего понравился. Автор этого эпитета становится водящим, и игра продолжается.
II этап
Основная часть
Сказка «Талисман»
Г. Андерсен
Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь?
Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческого недовольства в супружестве. А были они очень наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем, что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:
- Ступайте странствовать по белу свету и, как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.
Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.
- Все правда, - ответили те, - одно только горе: детей у нас нет!
Стало быть, здесь искать талисман было нечего, и пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.
И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.
- Да, уж что правда, то правда! - ответил муж. - Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!
Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.
Однажды, едучи полями и лугами, увидали они неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и стал ласкать его. А собака пастуха, прыгая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:
- Иди-ка, отец, поешь.
Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и спросили:
- Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?
- Да уж, что, правда, то, правда, - отметил муж. - Слава богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.
- Знаете что, - сказал тогда принц, - помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!
При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:
- Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. У нас и тряпки-то никакой в доме нет. Пришлось принцу с принцессой отправиться домой не солоно хлебавши. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им плохой совет. Улыбнулся на это мудрец и сказал:
- Неужели понапрасну съездили? Разве вы не вернулись домой умудренные опытом?
- Да, - ответил принц, - я узнал, что счастье и довольство своей судьбой - редкий дар на этом свете!
- А я, - сказала принцесса, - поняла: чтобы быть счастливым, нужно быть довольным своей судьбой!
Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:
- В вашем сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, существует ли талисман семейного счастья, и как его найти?
Как сложится жизнь принца и принцессы?
Какими должны быть муж и жена, чтобы всю свою жизнь они прожили в согласии?
В чем заключается счастье семьи: в детях, богатстве, здоровье или в чем-либо еще?
Творческое задание «Помоги ребенку»
Педагог делит детей на группы по три человека. Ребята берут со стола карточки, на которых написаны роли: мамы, папы, ребенка. Объединяются в группы по три человека. Каждой группе дается какая-либо проблема детей, например:
ребенок медлительный;
ребенок не хочет ни с кем делиться;
ребенок не умеет играть с другими детьми;
ребенок капризничает;
ребенок не хочет учиться.
В диалоге-обсуждении каждая группа рассказывает, как в той или иной ситуации должны поступить члены семьи.
Рисунок
Педагог рисует на доске большое сердце. Это сердце счастливой семьи. Дети должны перечислить сокровища этого сердца. Все перечисленное детьми педагог записывает в нарисованное на доске сердце.
Задание «Талисман»
Опишите волшебный талисман счастья для своей семьи и расскажите о том, как он поможет вашей семье.
Творческое задание «Дары семье»
Педагог раздает детям карточки с разными словами: солнце, земля, родник, свет и т.д. Дети встают в круг, и педагог обращается к ним с вопросом: «Скажи, солнце (родник, земля), что ты подаришь семье человека?» Тот, у кого на карточке слово солнце, должен рассказать о своем подарке. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут о своих подарках.
Например: солнце может подарить семье тепло, земля - плодородие, родник - чистоту.
III этап
Заключение
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?!
Вопросы и задания:
Подтвердите примером из жизни, что жить в дружной и сплоченной семье - счастье.
Продолжите предложение: «В моей семье часто…».
Педагог записывает ответы детей на доске и обсуждает с детьми, что они могут сделать, чтобы в семьях чаще проводили свободное время так, как нравится детям.
Письменная работа
Педагог пишет на доске цитату В. Сухомлинского: «Семья-эта та среда, где человек должен учиться творить добро».
Педагог просит детей закрыть глаза и подумать, что доброго они могут сделать для каждого члена своей семьи. Затем дети записывают все свои добрые мысли.