kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "В сердце светит Русь..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект мероприятия может использоваться, как конспект открытого урока или внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству Сергея Александровича Есенина в художественных или общеобразовательных школах для учащихся 5-11 классов/

Тема : «В сердце светит Русь…»

 Цели:      

  • пробудить интерес к личности и творчеству  Сергея Есенина;
  • создать условия для осмысления жизни и творчества поэта;
  • развивать  навыки анализа стихотворений, умения делать выводы;
  • выражать свои мысли в устной  речи;    
  • способствовать готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.

 Задачи:

образовательные:

  1. рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
  2. показать народность творчества поэта;

развивающие:

  1. развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
  2. развитие навыков творческого восприятия и выражения  произведений поэта в картинах и зарисовках;
  3. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  4. совершенствование навыков самостоятельной работы.

воспитательные:

  1. воспитание почтения и уважения, любви к Родине;
  2. воспитание чувства восхищения родной природой;
  3. воспитание духовно-нравственной культуры.

Тип занятия: урок – диалог

Оборудование:

  • компьютер, проектор
  • презентация;
  • аудиозаписи;

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, диалоговый.

Подготовительный этап к уроку 

Учащиеся готовят индивидуальные задания:

1.     Сообщения учащихся по темам:

  • Детские годы поэта
  • Отношение Есенина к революции
  • Последние годы жизни

3.   Декламация стихотворений наизусть учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "В сердце светит Русь..." »

Окружной фестиваль

«Я сердцем никогда не лгу…»

(по творчеству С.Есенина)





Номинация: Методическая разработка





Название работы:

"В сердце светит Русь..."







Автор: Шанина Елена Александровна

зам. директора по воспитательной работе

ГБОУ ООШ № 23 г.о. Чапаевск

Самарской области



















Тема : «В сердце светит Русь…»

Цели:

  • пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина;

  • создать условия для осмысления жизни и творчества поэта;

  • развивать навыки анализа стихотворений, умения делать выводы;

  • выражать свои мысли в устной речи;

  • способствовать готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.

Задачи:

образовательные:

  1. рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;

  2. показать народность творчества поэта;

развивающие:

  1. развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;

  2. развитие навыков творческого восприятия и выражения  произведений поэта в картинах и зарисовках;

  3. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;

  4. совершенствование навыков самостоятельной работы.

воспитательные:

  1. воспитание почтения и уважения, любви к Родине;

  2. воспитание чувства восхищения родной природой;

  3. воспитание духовно-нравственной культуры .



Тип занятия: урок – диалог

Оборудование:

  • компьютер, проектор

  • презентация;

  • аудиозаписи;

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, диалоговый.

Подготовительный этап к уроку

Учащиеся готовят индивидуальные задания:

1. Сообщения учащихся по темам:

  • Детские годы поэта

  • Отношение Есенина к революции

  • Последние годы жизни

3. Декламация стихотворений наизусть учащимися.











































ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент. Психологический настрой.

- Приветствие;

- Проверка отсутствующих;

- Готовность к занятию.



Звучит песня «Забава» на стихи С.Есенина в исполнении А.Малинина.



Учитель:  Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова С.Есенина: “Я люблю родину. Я очень люблю родину.”


Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.



Читаю стихотворение поэта И.Волобуевой



Был солнечный Пушкин, был облачный Блок…

И тот, и другой для России как Бог.

Но жил на Руси ясноглазый поэт,

перемешались в нём грозы и свет,

Всю боль нашу вызнал,

Радость, и грусть…

Да, был и Есенин, душа твоя, Русь



2. Сообщение темы занятия. Целеполагание.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с творческим методом Сергея Есенина, проследим, как проявляется тема родины в творчестве поэта, убедимся в том, насколько стихотворения Есенина народны, обратимся к истокам вдохновения поэта, прочитаем его стихотворения. Приглашаю вас мысленно перелистать страницы жизни и творчества поэта, увидеть его поэтическую индивидуальность, попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном…



Читаю стихотворение В. Матусовского «С чего начинается Родина»



3. Мотивационное начало урока

Учитель: Поэт глубоко и самозабвенно любил Родину. Каждый его образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родному краю. Есенин – единственный поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам Сергей Александрович: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, не тема, а именно «чувство».



- С чего мы можем начать разговор о поэте? В какое время он творил?

Ответы учащихся



- С чего начинается любой поэт? Что же помогло Сергею Есенину сформироваться как поэту?

Сообщение учащегося о жизни и творчестве С. Есенина



- Учащийся читает наизусть «Сыплет черемуха снегом»;

- Учащийся читает наизусть - «Устал я жить в родном краю»;

- Учащийся читает наизусть - «Я покинул родной край».



Учитель: В этих произведениях проявились важнейшие черты есенинской лирики; трепетная любовь к России, искренность и открытость, милосердие, чувство общности со всем, живущим на земле.

В 2015 году исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Есенина. При жизни и после смерти его упрекали, стараясь предать забвению, осмеять, унизить, а он как придорожная трава, которую чем больше топчут, тем обильнее она возрождается на новом жизненном круге, потому что питают ее корни неистощимые родники земли, наполняющиеся и весенними разливами рек, и зимними обильными снегами, и летними буйными грозами, и осенними затяжными дождями.

А теперь ребята, мы рассмотрим, как развивается образ Родины в лирике великого поэта – Есенина.



4. Выполнение практического задания (метод исследования).

Учащийся читает наизусть стихотворение «Гой ты, Русь моя родная».



Учитель: Давайте проанализируем это стихотворение.



1. Как Вы думаете, каким настроением проникнуто стихотворение?

2. Почему лирический герой сравнивает себя с «захожим богомольцем»?

3. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы?

4. А что такое образа? А риза?

5. С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты-образа»?



Учитель : Давайте вслушаемся в строчку:

«Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза».



6. Что вы заметили в звучании строки?

7. А как Вы думаете? Какая картина рождается?

8. Цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой цвет в лирике Есенина.



Учитель : «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». «В нем и роса и сила и синее что-то». Выходит, что Родина это не просто жилище, куда можно всегда вернуться, это нечто святое. Родина – это воплощение любви.



9. Понаблюдаем, какими звуками наполнено стихотворение.

10. Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?

Учитель : Замечательная традиция нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким».

11. Что Вы можете сказать об этом стихотворении? Что мы здесь увидели?

5. Этап актуализации новых знаний.

Учитель: Читая строки Есенина мы видим, что человек и природа - это единое целое. Послушав его стихи, мы осознаём, что каждый человек должен беречь свою родную природу.

Любовь к родному краю чувствуется почти в каждом стихотворении поэта, куда бы ни уезжал Есенин, все равно его дорога возвращалась на Родину.



Учащийся читает наизусть стихотворение «Возвращение на Родину»



Учитель: Да, где бы ни был человек, он всегда помнит о доме, о маме. Так и Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново.

В 1925 году, в последний год жизни, Есенин был дома 5 раз. В этот период он пишет стихи-послания деду, сестре. Три стихотворения поэт посвящает матери, Татьяне Федоровне.

Самый емкий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину. Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не знал бы строк «Письмо к матери». Они близки сердцу каждого.

Учащийся читает наизусть стихотворение «Письмо к матери».

6. Рефлексия.

Учитель: Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Он с болью в сердце принимал коренные перемены в экономике, ему было жаль избяную, патриархальную, уходящую Русь. Такое безрадостное настроение усугублялось еще и неустроенностью в личной жизни. Он ни о чем не сожалел, но очень часто в последние годы в стихах Есенина слышны печальные трагические мотивы и упоминания о той стране, где вечная тишь и благодать.



Учащийся читает наизусть стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…»



Учитель : 27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице поздно вечером, далеко за полночь, произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. За день до этого он написал стихотворение “До свидания, друг мой, до свиданья…”, в котором словно прощался со своими читателями. Послушайте его и, оставшись с собой наедине, подумайте об этом великом человеке и поэте.



Учащийся читает наизусть стихотворение

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»



7. Подведение итогов занятия.

Вот и подошел к концу наш урок. Я думаю, вам пришлось сегодня о многом задуматься, и будет очень хорошо, если вы стали чуточку взрослее, мудрее и, конечно же, добрее. Мне 6ы хотелось, чтобы вы всегда находили в своей душе ту искру добра, которую хотел видеть в своих читателях Сергей Александрович Есенин. Спасибо всем за урок. Мы сегодня хорошо работали: вы замечательно рассказывали стихотворения, отвечали на вопросы.





8. Домашнее задание.

Учащиеся выполняют рисунки на тему, непосредственно связаную с темой Есенинских стихотворений.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "В сердце светит Русь..."

Автор: Шанина Елена Александровна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "методическая разработка к празднику "С Днем Учителя!""
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-k-prazdniku-s-dniem-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "271234"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451411996"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню матери "Мамочке любимой праздник я дарю" "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-ko-dniu-matieri-mamochkie-liubimoi-prazdnik-ia-dariu"
    ["file_id"] => string(6) "181305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425317176"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Методическая разработка интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?» по произведениям Корнея Чуковского "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-intielliektual-noi-ighry-chto-gdie-koghda-po-proizviedieniiam-kornieia-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "241919"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445345633"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация "День Знаний". Методическая разработка "Первый раз в первый класс" "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-dien-znanii-mietodichieskaia-razrabotka-piervyi-raz-v-piervyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442173239"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Методическая разработка часа общения "Ты и твои друзья" "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-razrabotka-chasa-obshchieniia-ty-i-tvoi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "196297"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428043578"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства