Конспект мероприятия может использоваться, как конспект открытого урока или внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству Сергея Александровича Есенина в художественных или общеобразовательных школах для учащихся 5-11 классов/
Тема : «В сердце светит Русь…»
Цели:
пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина;
создать условия для осмысления жизни и творчества поэта;
развивать навыки анализа стихотворений, умения делать выводы;
выражать свои мысли в устной речи;
способствовать готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.
Задачи:
образовательные:
рассказать о жизни С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
показать народность творчества поэта;
развивающие:
развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
развитие навыков творческого восприятия и выражения произведений поэта в картинах и зарисовках;
развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
Звучит песня «Забава» на стихи С.Есенина в исполнении А.Малинина.
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова С.Есенина: “Я люблю родину. Я очень люблю родину.”
Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.
Читаю стихотворение поэта И.Волобуевой
Был солнечный Пушкин, был облачный Блок…
И тот, и другой для России как Бог.
Но жил на Руси ясноглазый поэт,
перемешались в нём грозы и свет,
Всю боль нашу вызнал,
Радость, и грусть…
Да, был и Есенин, душа твоя, Русь
2. Сообщение темы занятия. Целеполагание.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с творческим методом Сергея Есенина, проследим, как проявляется тема родины в творчестве поэта, убедимся в том, насколько стихотворения Есенина народны, обратимся к истокам вдохновения поэта, прочитаем его стихотворения. Приглашаю вас мысленно перелистать страницы жизни и творчества поэта, увидеть его поэтическую индивидуальность, попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном…
Читаю стихотворение В. Матусовского «С чего начинается Родина»
3. Мотивационное начало урока
Учитель: Поэт глубоко и самозабвенно любил Родину. Каждый его образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родному краю. Есенин – единственный поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Какписал сам Сергей Александрович: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, не тема, а именно «чувство».
- С чего мы можем начать разговор о поэте? В какое время он творил?
Ответы учащихся
- С чего начинается любой поэт? Что же помогло Сергею Есенину сформироваться как поэту?
Сообщение учащегося о жизни и творчестве С. Есенина
- Учащийся читает наизусть - «Устал я жить в родном краю»;
- Учащийся читает наизусть - «Я покинул родной край».
Учитель: В этих произведениях проявились важнейшие черты есенинской лирики; трепетная любовь к России, искренность и открытость, милосердие, чувство общности со всем, живущим на земле.
В 2015 году исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Есенина. При жизни и после смерти его упрекали, стараясь предать забвению, осмеять, унизить, а он как придорожная трава, которую чем больше топчут, тем обильнее она возрождается на новом жизненном круге, потому что питают ее корни неистощимые родники земли, наполняющиеся и весенними разливами рек, и зимними обильными снегами, и летними буйными грозами, и осенними затяжными дождями.
А теперь ребята, мы рассмотрим, как развивается образ Родины в лирике великого поэта – Есенина.
4. Выполнение практического задания (метод исследования).
Учитель: Давайте проанализируем это стихотворение.
1. Как Вы думаете, каким настроением проникнуто стихотворение?
2. Почему лирический герой сравнивает себя с «захожим богомольцем»?
3. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы?
4. А что такое образа? А риза?
5. С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты-образа»?
Учитель: Давайте вслушаемся в строчку:
«Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза».
6. Что вы заметили в звучании строки?
7. А как Вы думаете? Какая картина рождается?
8. Цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой цвет в лирике Есенина.
Учитель: «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». «В нем и роса и сила и синее что-то». Выходит, что Родина это не просто жилище, куда можно всегда вернуться, это нечто святое. Родина – это воплощение любви.
10. Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?
Учитель : Замечательная традиция нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким».
11. Что Вы можете сказать об этом стихотворении? Что мы здесь увидели?
5. Этап актуализации новых знаний.
Учитель: Читая строки Есенина мы видим, что человек и природа - это единое целое. Послушав его стихи, мы осознаём, что каждый человек должен беречь свою родную природу.
Любовь к родному краю чувствуется почти в каждом стихотворении поэта, куда бы ни уезжал Есенин, все равно его дорога возвращалась на Родину.
Учащийся читает наизусть стихотворение «Возвращение на Родину»
Учитель: Да, где бы ни был человек, он всегда помнит о доме, о маме. Так и Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново.
В 1925 году, в последний год жизни, Есенин был дома 5 раз. В этот период он пишет стихи-послания деду, сестре. Три стихотворения поэт посвящает матери, Татьяне Федоровне.
Самый емкий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину. Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не знал бы строк «Письмо к матери». Они близки сердцу каждого.
Учащийся читает наизусть стихотворение «Письмо к матери».
6. Рефлексия.
Учитель: Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Он с болью в сердце принимал коренные перемены в экономике, ему было жаль избяную, патриархальную, уходящую Русь. Такое безрадостное настроение усугублялось еще и неустроенностью в личной жизни. Он ни о чем не сожалел, но очень часто в последние годы в стихах Есенина слышны печальные трагические мотивы и упоминания о той стране, где вечная тишь и благодать.
Учащийся читает наизусть стихотворение«Мы теперь уходим понемногу…»
Учитель : 27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице поздно вечером, далеко за полночь, произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. За день до этого он написал стихотворение “До свидания, друг мой, до свиданья…”, в котором словно прощался со своими читателями. Послушайте его и, оставшись с собой наедине, подумайте об этом великом человеке и поэте.
Учащийся читает наизусть стихотворение
«До свиданья, друг мой, до свиданья…»
7. Подведение итогов занятия.
Вот и подошел к концу наш урок. Я думаю, вам пришлось сегодня о многом задуматься, и будет очень хорошо, если вы стали чуточку взрослее, мудрее и, конечно же, добрее. Мне 6ы хотелось, чтобы вы всегда находили в своей душе ту искру добра, которую хотел видеть в своих читателях Сергей Александрович Есенин. Спасибо всем за урок. Мы сегодня хорошо работали: вы замечательно рассказывали стихотворения, отвечали на вопросы.
8. Домашнее задание.
Учащиеся выполняют рисунки на тему, непосредственно связаную с темой Есенинских стихотворений.