kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного занятия "Война глазами детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: 

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее «маленьких» защитниках и их подвигах, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  •  развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе.
  • воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия "Война глазами детей"»

МОУ «Аёвская СОШ»































Методическая разработка

тематического вечера в 5-7 классах

«Война глазами детей»





Выполнила:

учитель информатики

МОУ «Аёвская СОШ»

Карпова Светлана

Александровна







2010

Цели и задачи: 

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее «маленьких» защитниках и их подвигах, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

  • развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе.

  • воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

Предварительная подготовка:

    1. Подбор материалов для создания презентации и сценария, создание презентации.

    2. Подбор группы учащихся.

    3. Работа по созданию рисунков по теме «Война. Победа. Память»,

    4. Раздача материалов мероприятия участникам (за 2 недели до проведения).

    5. Приглашение ветеранов ВОВ, тружеников тыла, жителей поселка.

Содержание творческой концертной программы.

Время рассчитано на 1,5 часа, поскольку это время оптимально для восприятия. Основное содержание предложено в сценарии. Вечер сопровождается демонстрацией презентации, ведущий представляет участников встречи. Это придает встрече особую трогательность, возникает чувство близости участников друг к другу.


Оформление

  • В зале  - по центру необходимо разместить экран, на который будет проецироваться изображение. Сцена должна соответствовать традиционной военной тематике: цветы, фото детей войны и др.

  • Музыкальное оформление: «Журавли», «Зажгите свечи», «Молитва».


Мультимедийные средства.

  • Использована дополненная презентация Дармешкиной Юлии «Детство, опаленное войной», занявшей первое место в школьном творческом конкурсе «Это нашей истории строки - 2010» в номинации «Мультимедийные презентации».


Место проведения: школьный актовый зал.


Оборудование:

  • музыкальный центр

  • фонограммы

  • фото “Дети войны”

  • стенгазеты учеников

  • выставка книг о войне

  • рисунки учеников по теме «Война. Победа. Память»

  • компьютер

  • проектор.






Ход мероприятия.

Перед началом мероприятия, придавая встрече особую трогательность, на экране идет показ видео «Журавли».

Ведущий представляет ветеранов.

СЛАЙД № 1 Звучит музыка "Молитва".



Чтец 1:

Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Германия была наголову разгромлена. Нацизм был побежден. Советский Союз внес в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну и страны Европы от фашистов.






СЛАЙД № 2.



Дочь: Мама!

Мать: Снова дралась во дворе!

Дочь: Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!

Мать: Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нет!

Дочь: Мама, а вырасту я когда?

Мать: Вырастешь. Ешь котлету.

Дочь: Мама, купим живого коня?

Мать: Коня? Да что ж это делается?

Дочь: Мама, а в лётчики примут меня?

Мать: Примут, куда ж они денутся?
Ты ж из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.


СЛАЙД № 3.


Дочь: Мама, а правда, что будет война,
И я не успею вырасти?








СЛАЙД № 4.



Чтец 2. 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939 г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа.

Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий… Из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Мирный труд советских людей оборвала война.

СЛАЙД № 5.

(Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР)



СЛАЙД № 6-8 Звучит музыка "Молитва_2".








Вед 1: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Дети теряли своих родителей, оставались одни, умирали с голода.

Вед 2: Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

Вед. 1: Но не могут они подсчитать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

Вед 2: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Вед 1: Об этом могут рассказать они сами.

Вед 2: Те, кто видел эту войну.

Вед 1: Те, кто выжил в ту войну.

Вед 2: Те, кто ещё живы.

Вед 1: Тем, кому 65 лет назад не было 16…


СЛАЙД № 9 Звучит музыка "Священная война".


Вед 2: Тем, чьё детство опалено огнём ВОВ, посвящается…

Чтец 3.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы.

СЛАЙД № 10. Звучит музыка "Молитва".



Чтец 1:

Блокада. Далеко как это слово.
От наших с вами светлых мирных дней
Произношу его – и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.


СЛАЙД № 11

Чтец 2:

Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведёрком пустым
Чуть движется,… а над Невою
Клубится пожарища дым
А там, меж сугробов горбатых
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мёртвую мать.


СЛАЙД № 12


Чтец 3:

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных – истома
А щёки белые, как мел.

Чтец 2: Где твоя мама, мальчик?

Чтец 3: Дома.

Чтец 2: А где твой дом, сынок?

Чтец 3: Сгорел.

Чтец 2: Он сел, его снежком заносит,
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает – хлеба нет!


СЛАЙД № 13


Вед 1: Что чувствовали, что переживали дети войны? Вот страшная выдержка из дневника Ленинградской девочки Тани Савичевой, которая писала о своей семье.

В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.


СЛАЙД № 14



Сценка в блокадном Ленинграде

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки (выходит на сцену во время хроники и собирает дрова). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда.


Бабушка: (во время слов девочки выходит на сцену, ёжилась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу).Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрём.

Бабушка гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него, делает шаг в перёд к зрителям.


Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди). Иногда я ходила за водой. И на улице Пестеля видела страшную картину. Там прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала, и уже образовалась ледяная гора, по которой люди старались подняться, но многие скользили на животе, не успев наполнить чайник, вёдра, а потом их обливало этой ледяной водой, и они в эту гору ледяную вмерзали.


СЛАЙД 15.



Чтец 1

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улице идут,
Как все живые.
Только не поют:
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые
Всегда среди живых
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?


Слайд 16.

Вед 2: Война унесла миллионы жизней советских людей. Не было ни одного города, ни одной деревни, где бы ни погиб на фронте муж, отец, сын, брат. Многие из погибших посмертно получили звания Герой СССР.


Слайд 17. Звучит музыка "От героев былых времен".


Слайд 18.






Чтец 1.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Но вскоре Леня погиб.

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру - партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.


(Во время рассказа о герое – демонстрация его фото)






СЛАЙД 19.




СЛАЙД 20.




СЛАЙД 21.


(Во время рассказа о герое – демонстрация его фото)

Чтец 3.

Валя Котик

Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.     Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.





СЛАЙД 22.


СЛАЙД 23.


СЛАЙД 24.



(Во время рассказа о герое – демонстрация его фото)

Чтец 1.

Зина Портнова

Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины.   Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.




СЛАЙД 25.



СЛАЙД 26.



(Во время рассказа о герое – демонстрация его фото)

Чтец 2.

Марат Казей

...Война обрушилась на белорусскую землю.

В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.   Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.


СЛАЙД № 27



СЛАЙД № 28



СЛАЙД № 29












СЛАЙД № 30 Звучит музыка "Молитва".




Вед 1: 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети.


На переднем плане сцены резко поднимется волейбольная сетка, до этого лежащая незамеченной. Дети оказываются за решеткой. Те, у кого идут реплики, по очереди поворачиваются, доходят до сетки и хватают её пальчиками.


  1. й ребенок: Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они разделили: детей – отдельно и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы…Я просила и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…». Куда- то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я видела?


2 – й ребёнок: Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.

3 – й ребёнок: Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

4 –й ребёнок: Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.

5 –й ребёнок: Я видела, как плакала кошка. Она сидела на головёшках сожженного дома, и только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.


Вед 2: Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.


На экране слайды. Дети по очереди отходят от сетки, сетка опускается. Зажигаются свечи.







СЛАЙД № 31.



СЛАЙД № 32.



Вед 1: В марте 1944 года советские войска вышли на границу, но у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях. Вы уже слышали дневник Тани Савичевой, написанный в блокадном Ленинграде. Но не легче было и в немецком плену, о чём свидетельствует письмо Кати Сусаниной.


СЛАЙД № 33 Музыка «Песня о далёкой Родине»


«Дорогой добрый папенька!

Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о мамочке. Когда вернешься, маму не ищи. Её расстреляли немцы. Когда допытывали о тебе, офицер бил её плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» А теперь, папа, когда взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутах, номер на мне, как у преступницы, сама худая, как скелет, - соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Работаю я у немца Шарляна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день. Так приказал барон.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: хозяева уезжают в Германию и берут нас с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться. Завещаю, папа: отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя. Мое сердце верит: письмо дойдет.



Чтец 1: Выше голову русские девочки!

Выше голову, будьте смелей!

Нам терпеть остается недолго,

Прилетит по весне соловей…

И откроет нам двери на волю,

Снимет платье в полоску с плечей

И залечит глубокие раны,

Вытрет слезы с опухших очей.

Выше голову русские девочки!

Будьте русскими всюду, везде!

Ждать недолго осталось, недолго –

И мы будем на русской земле


Чтец 2: Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть,

Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла.


СЛАЙД 34. Звучит музыка "Если б не было войны".


Чтец 3: Были выплаканы слезы –

Вдовьи – навсегда…

Вот опять пронзает лето

Солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.



СЛАЙД 35.




Чтец 1.

Я очень мало знаю о войне,
По фильмам и рассказам ветеранов,
Но этого хватает мне вполне,
Чтоб ненавидеть палачей-тиранов.
Они пытали женщин, стариков,
Считая себя главными на свете.
Но наш народ не стал носить оков!
Все на защиту встали, даже дети.
За то, чтоб мы могли спокойно спать,
Шли в бой солдаты, несмотря на раны.
И я от нас, детей, хочу сказать:
"Спасибо, вам, седые ветераны!"

СЛАЙД 36. Звучит музыка "Минута".


Ведуший:

Почтим память всех тех, кто не услышал звуки победного салюта!

(Минута молчания)



СЛАЙД 37. Звучит музыка "Зажгите свечи".





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка внеклассного занятия "Война глазами детей"

Автор: Карпова Светлана Александровна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства