kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка фольклорного праздника "Колядки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для студетов педагогического колледжа по специальности "Учитель начальных классов". Этот материал можно использовать во внеклассной работе для проведения фольклорного праздника "Колядки" как в начальных классах общеобразовательной школы, так и в средних и старших классах. Также рекомендовано использование материала для театрализованных кружков в общеобразовательной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка фольклорного праздника "Колядки"»

12



ГАПОУ НСО Новосибирский педагогический Колледж № 1

имени А. С. Макаренко








Методическая разработка

Фольклорный праздник «Колядки»









Составила преподаватель: Ильяшенко Н.В.






2017

Оглавление


  1. Пояснительная записка……………………………............................................3

  2. Содержание ……………………………………………………………………...4

  3. Заключение………………………………………………………………………5

  4. Список литературы……………………………………………………………...5

  5. Приложение 1. Упражнения на развитие актерского мастерства……………7

  6. Приложение 2. Сценарий праздника «Колядки»……………………………...9





































Пояснительная записка.


Эта разработка предназначена для студентов педагогического колледжа по направлению – учитель начальных классов. Предмет: Основы организации внеурочной деятельности (музыкальная и театрализованная деятельность).

Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребёнка в культуротворческую деятельность. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху, открытием неизвестных граней современности, а также знакомство и приобщение детей к истокам русской народной культуры.

В нашей современной жизни очень важно возрождение национальной культуры, народных традиций. Именно это воспитывает любовь, и патриатизм к Родине, к родной природе. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы поколений, отдельных людей. И будущий педагог – студент должен изучать культуру и традиции русского народа, ведь именно через традиции передаётся народная мудрость, понимание таких вещей как добро и зло, свет и тьма.

Студент также должен развивать определённые личностные качества, позволяющие в дальнейшем продуктивно функционировать в педагогической деятельности, педагогическом общении и личностной самореализации. Одной из таких качеств является творческая активность, развитие которой обеспечивается следующими параметрами: личностно-ориентированное взаимодействие педагога со студентом; развитие творческих способностей; принятие и поддержка его индивидуальности.


Цель: разработка, организация и проведение мероприятия в рамках урока – основы внеурочной деятельности (музыкально-театрализованная деятельность).


Задачи:

- расширить знания студентов о культуре русского народа;

- воспитание любви и уважения к малой Родине;

- развивать творческие способности студентов;

- способствовать развитию коммуникативных, творческих, организаторских, индивидуальных способностей студентов;

- разработать сценарий проведения мероприятия;

- изготовить костюмы, атрибуты для конкурсов.







Содержание.


Этапы

Дата

Задачи

Содержание

1

20.11.17-17.12.17

- Определить тему мероприятии;

- изучить литературу по теме, сформировать представление о празднике;

- разработать сценарий мероприятия;

- подобрать музыкальное сопровождение;

- распределить роли и обязанности;

- разработать и изготовить атрибуты, костюмы;

- проведение репетиций по сценарию.

Была изучена методическая и дополнительная литература. Для знакомства с праздником «Колядки» студентами была подготовлена презентация, а также доклады по этой теме. После изучения материалов по празднику студенты разработан сценарий, распределили роли, разработали костюмы, изготовили атрибуты. Под руководством педагога была разучена колядная песня с сопровождением шумовых народных инструментов. Репетиции проходили в актовом зале, где студенты работали над своими ролями: мимика, жесты, дикция, интонация и т.д. В ходе репетиций проводились упражнения на развитие актёрских способностей. (Приложение 1). Особое внимание уделялось взаимодействию между собой.

2

18.12.17

- Проведение праздника в соответствии с планом.

Мероприятие «Колядки» было проведено в соответствии со сценарным планом. (Приложение 2)

3

22.12.17

- Просмотр видео-материала с проведенного мероприятия;

- анализ проведённого мероприятия;

Колядки проводились во время урока во всех учебных группах колледжа, т.е. ходили по аудиториям и работали по сценарию, а также прошли в администрацию колледжа. Сценарий в итоге был проигран пятнадцать раз. В результате проведения мероприятия студенты проявили свои индивидуальные и творческие качества, а также показали свои импровизационные способности, когда по каким-либо причинам приходилось отходить от сценария (например зрители задавали вопросы или вставляли реплики). Каждое проведение сценария было по своему неповторимо и индивидуально. Сами студенты оттачивали свои роли уже перед зрителями и каждый раз вносили новые качества у своего героя. Наличие ярких костюмов, чёткая речь и настрой ведущих, яркая актерская игра позволили держать внимание зрителей на протяжении всего сценария и поднять настроение всем участникам процесса. Также студенты получили положительные отзывы от своих сокурсников и преподавателей колледжа и предложения продолжать эту традицию.







Заключение.


Данное мероприятие проходило в Новосибирском педагогическом колледже № 1 им. А.С. Макаренко. В ходе подготовки и проведения мероприятия студенты расширили свои знания о русской народной культуре, а также понимание воспитательной роли народных традиций, о том как эти традиции влияют на развитие личности и на уклад жизни и общества, как это влияет на чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мире. Подготовка и проведение мероприятия имеет также большое практическое значение для студентов и педагогов. На практических занятиях по отработке сценария студенты проявили себя творчески, попробовали себя в роли актёра, сценариста, музыканта, костюмера, стилиста, режиссёра. Студенты также получили практический навык в подготовке мероприятия и прошли все этапы от планирования до получения результата.

Методическая разработка даёт возможность подготовить и провести мероприятие на высоком уровне, получить положительные эмоции, как у студентов, так и у преподавателей.



Список литературы.

  1. Белюшкина И.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под. Ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.

  2. Григорьева О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. – 256с. – (Учебники для вызов. Специальная литература).

  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 304с.: ил.

  4. Куприна А.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт-стост.: А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. корепанова и др. – 3е изд., перераб. И дополн. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 304 с.,ил.


Интернет-источники:

  1. http://www.zrd.spb.ru/news/2011-04/news-1760.htm

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B8




Приложение 1.


Упражнение на развитие актёрского мастерства.


«Зеркало». На раскрепощение. Группа разбивается на пары, один показывает какое-то движение (на месте) либо мимические действия, второй должен максимально скопировать эти движения, как в зеркале. Затем поменяться ролями.


«Движение по точкам». На раскрепощение, на пластичность тела, отзывчивость в какой либо ситуации. Группа разбивается по парам, Один прикасается к разным частям тела одновременно двумя руками (например правое ухо - левое плечо), второй должен, не сходя с места, тянуться этими частями тела в том направлении, с какой стороны прикоснулись. Через некоторое время поменяться ролями.


«Прохлопай свой ритм». На тренировку чувства ритма темпа и умение слышать общий ритм, при этом воспроизводить свой. Распределить группу на три подгруппы. Каждый хлопает свой ритмический рисунок (можно использовать ритмический рисунок используя и руки и ноги). Суметь не выпасть из своего «ритма», при этом слушая весь «барабанный оркестр».


«Живая иллюстрация». На раскрепощение. Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

«Пантомимические сценки». На раскрепощение. Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными.

Например:

- Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

- Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше).

- Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

- Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).


«Красим забор». Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

- Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).

- Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).

- Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).

- Гребет на веслах.


«Попугай в клетке». На развитие пластики рук, воображение. Когда профессионал исполняет эту мини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами.

Итак, нужно сделать следующее:

- Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)

- Ощупать ее руками

- Взять и переставить на другое место

- Подразнить попугая

- Найти дверцу и открыть ее

- Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу

- Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)

- Одернуть руку

- Закрыть побыстрее клетку

- Помахать угрожающе пальцем

- Переставить клетку в другое место.

«Собери по частям». На жестикуляцию рук и пластику тела. Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:

- Собрать велосипед по частям

- Установить все четыре колеса на легковую машину

- Собрать по частям самолет

- Собрать по частям вертолет

- Сделать из досок лодку с веслами

- Собрать по частям другую технику (придумайте сами)

Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.


«Кипяток». Все стоят в кругу, ведущий берёт мяч (или небольшую мягкую игрушку), называет какое либо качество предмета или сам предмет (гиря, кипяток, пушинка, горящая головешка, стекло, снежок и т.д.) и бросает его любому игроку. Тот кому бросили мяч, должен поймать его соответственно сказанному. Например: «гиря» - ловим и показываем, как она нас тянет к земле, как тяжело её держать.


«Мячи и слова». Участники перебрасываются двумя мячами, белым и черным. Оба они летают в кругу, подчиняясь заданным темпам, которые выстукивает педагог. Участник, кидающий черный мяч, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

— Облако... плывет!

— Костер... разгорается!

Это простое, на первый взгляд, упражнение выполняется без труда лишь при сравнительно медленном темпе. Только хорошо натренированное рабочее рассредоточенное внимание позволяет вести упражнение в более быстром темпе.


«Переход». Нужно пройти «по тонкому льду» от одной до другой стены аудитории, затем по «вспаханной земле», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу». Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения участников. Их основная задача — поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека, атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные.


«Замедленная съёмка 1». Ведущий стоит в центре, остальные полукругом. Ведущий имитирует движения (например - играет в баскетбол) как в замедленной съемке, а все остальные за ним повторяют.


«Замедленная съёмка 2». Разделяем детей на две подгруппы, выбираем двух ведущих из каждой команды и ставим их лицом друг к другу. Их команда выстраивается за спиной своего ведущего. Принцип такой же, как и в «замедленной съемке 1», только здесь начинается взаимодействие между ведущими (например один начинает кидать мяч другому, второй его подхватывает и может кинуть обратно). Обе команды повторяют движения за своим ведущим на расстоянии.





Приложение 2


Сценарий праздника «Колядки».



Действующие лица:

  1. Коза

  2. Звездарь

  3. Звонарь

  4. Механоша

  5. Цыгане

  6. Остальные колядующие – все студенты группы.


Реквизит:

- мешок для подношений;

- горшок – в нём крупа и зарытые предметы: лента, пуговицы, карандаши, расчёска, гвозди, две сцепленные скрепки, бусенки нанизанные по пять штук на нитку, катушки ниток;

- бубенцы для звонаря;

- звезда.


Песня:


Ой, коляда – коляда,

Пасконная борода,

Таусень, таусень.


Открывай ворота,

Доставай пирога.

Таусень, таусень.


Открывай окошки,

Доставай лепешки.

Таусень, таусень.


Кто подаст каши,

Золотые чаши.

Таусень, таусень.



Кто подаст лепёшки,

В золоты окошки.

Таусень, таусень.


Кто не даст пирога -

Мы корову за рога.

Таусень, таусень.


Уж ты бабушка подай,

Ты, Варварушка подай.

Таусень, таусень.


Доставай, не ломай,

Неси целый каравай.

Таусень, таусень.


Все поют песню переходя от кабинета в кабинет.

Заходят в кабинет.

Звонарь:

Динь-динь, динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Все:

Вы колядников встречайте,

Нас улыбкой привечайте!

Колядующие выкрикивают по две строчки:

- Коляда-коляда, отворяйте ворота,

Открывайте дверцу, принесите хлебца,

- Доставайте чашки, положите кашки,

Сладкие конфетки, медные монетки,

- Кренделёк и бублик и железный рублик!

Угостите калачом, не болейте нипочём!

- Дай Бог радости тому, кто да в тереме-дому!

Дай на поле рожь густу, дай похлёбку не пусту,

- Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!

Коляда-коляда, будет жизнь у вас сыта!


Звездарь, говорит и водит Козу между парт:

Идёт коза рогатая.

Колядками богатая.

Чем наполнен сундучок

Положите к нам в мешок!


С ними идёт Механоша и подставляет мешок для подарков. Коза поглядывает, что кладут и приговаривает:

Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Ты подай пирога,

Хлеба кусочек,

Сметаны горшочек!

Не подашь пирогов-

Напускаем клопов,

Тараканов усатых

И зверей полосатых!

Коляда, коляда!

Ты подай нам пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Механоша:

Коляд-коляд-колядушек,

Хорош с медком оладушек,

А без меда не таков,

Дайте, тетя (или дядя) пирогов!


Цыгане:

Каждый праздник – угощенье,

Ну, а в святки как всегда

Угощенье не простое,

А с гаданьем Коляда.

Ставят горшочек на стол, водят над ним руками и приговаривают:

Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останеться.

Предлагают сначала преподавателю, а затем нескольким студентам вытянуть из горшочка предмет и приговаривают в зависимости от того, кто что вытянул:

- Лента – к обновкам, купят много вещей и нарядов.

- Пуговица – появятся у вас в этом году братик или сестрёнка.

- Карандаш – к успехам в учёбе.

- Расчёска – весь год будешь ходить опрятным и красивым.

- Гвоздь – часто будет у вас гость или вы будете часто в гости ходить.

- Две сцепленные скрепки – появятся новые друзья.

- Бусенки – получите много подарков в этом году.

- Нитки – будете много путешествовать.

Все:

С Новым Годом

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили

Уродись у Вас пшеничка

На столе всегда пирог,

Лёгких Вам всегда дорог!


Приветствия по очереди:

Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях,

Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете,

Пускай почитают родителей дети,

Пусть горе обходит сторонкою хату,

Пусть с песней живётся легко и богато!


Все:

Слава этому дому,

Пойдем к другому!


Поют песню, переходят в другую аудиторию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка фольклорного праздника "Колядки"

Автор: Ильяшенко Надежда Владимировна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства