1. Актуализация знаний по данной теме (7 мин.) Используем метод «Мозговой штурм». | Организация внимания учащихся. - Ребята, сегодня мы проводим классный час по финансовой грамотности. На доске написано слово МАГАЗИН. Давайте составим синквейн с этим словом. Синквейн – японское пятистрочье с определённым порядком слов (1 строка – ключевое понятие, 2 строка – два прилагательных, характеризующих понятие, 3 строка – три глагола, обозначающих ключевое понятие в действии, 4 строка – краткое простое предложение с авторским отношением к данному понятию, 5 строка – одно слово (сущ.), через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным экономическим понятием). | Быстрое включение класса в деловой ритм. Составляют синквейн на тему МАГАЗИН. Синквейн позволяет вызвать интерес учащихся к теме занятия, стимулирует их познавательную активность. Примеры Магазин Продовольственный, промтоварный Продаёт, обслуживает, работает Магазины нужны всем нам Товары Магазин Специализированный, универсальный Продавать, покупать, выбирать Люблю ходить в магазин Деньги |
3. Проведение ролевой игры (30 мин.) Метод коллективной мыслительной деятельности, метод сравнительного анализа | - Мы начинаем ролевую игру. Вы будете работать в группах (три ряда – три группы). Необходимо рассмотреть три ситуации. Ситуация 1. Мама попросила вас купить продукты по списку: хлеб молоко макароны соль майонез Вам необходимо уложиться в сумму 200 рублей (Слайд 3). Список продуктов с ценами прилагается (Приложение 1) На черновике можете сделать предварительные подсчёты, если в этом есть необходимость. Таблицу необходимо заполнить (Приложение 2). Каждой команде необходимо отчитаться о проделанной работе (зачитать названия выбранных продуктов с ценами и итоговой суммой). Учитель контролирует выполненное задание. - Молодцы! Все уложились в данную сумму. Ситуация 2. На сумму 150 рублей необходимо купить набор продуктов на 1 день для 1 человека, чтобы быть относительно сытым (Слайд 4). Список продуктов с ценами прилагается (Приложение 3). На черновике можете сделать предварительные подсчёты, если в этом есть необходимость. Таблицу необходимо заполнить (Приложение 4). Количество выбранных продуктов определяется вами самостоятельно. По окончании работы в течение одной минуты первая команда отдаёт свою заполненную таблицу на проверку второй команде, 2-ая – 3-ей, 3-я – 1-ой. - Молодцы! Верните таблицы тем командам, которые их заполняли. Вы заметили, что два последних столбца оказались незаполненными. Давайте вместе в третьем столбце отметим значком + те продукты, про которые можно сказать – это важно, полезно, необходимо. В четвёртом столбце отметим значком - те продукты, про которые можно сказать – это неважно, от этого можно отказаться. Ситуация 3. Что расскажет упаковка? (Слайд 5) Для данного задания я хочу предложить командам взять следующие продукты питания (1 - пшено «На здоровье», 2 - макароны «Макфа», 3 – фасоль красная в томатном соусе – 2 штуки). Рассмотрите внимательно внешний вид товара, его упаковку. Также вы получаете по треугольнику зелёного цвета с надписью: 1 команда – реализуем право на безопасность, 2 команда – реализуем право на информацию, 3 команда – реализуем право выбора. Это основные права потребителей, т.е. нас с вами. Вам необходимо соотнести внешний вид товара, информацию, напечатанную на упаковке с названием права потребителя, которое написано на вашем зелёном треугольнике. Что вы можете сказать по поводу соблюдения этого права? -Молодцы, ребята! Учитель прикрепляет зелёные треугольники на доску в виде ёлки и поздравляет учащихся с наступающим Новым годом, желая, чтобы права потребителей не нарушались (не только при покупках к Новому году, а всегда). | Класс делится на 3 группы по рядам. Ситуация 1. Групповая самостоятельная работа учащихся по выбору продуктов на сумму 200 рублей. Заполнение таблицы. Самоконтроль. Зачитывание названий выбранных продуктов с ценами и итоговой суммой. Ситуация 2. Групповая самостоятельная работа учащихся по выбору продуктов на сумму 150 рублей. Заполнение таблицы. Самоконтроль. Взаимопроверка - первая команда отдаёт свою заполненную таблицу второй команде, 2-ая – 3-ей, 3-я – 1-ой. Итоговая сумма не должна превышать 150 рублей. Затем каждая команда зачитывает свой список выбранных продуктов, и, с помощью всего класса решается вопрос о целесообразности выбора, ставятся значки + и -. Формулировка выводов (с помощью учителя) о рациональном использовании денежных средств. Ситуация 3. Три команды учащихся получают товары (1 - пшено «На здоровье», 2 - макароны «Макфа», 3 – фасоль красная в томатном соусе, 2 штуки (одна банка с большой вмятиной) и по одному зелёному треугольнику с названием одного из прав потребителей (Приложение 5). Изучают информацию, изложенную на упаковке. Групповая работа учащихся. Самоконтроль. Формулировка выводов о правах потребителя на безопасность, информацию и праве выбора. Примерные ответы: Пшено «На здоровье» - срок годности – 10.02.2017., пшено чистое, жёлтое, высшего сорта, соответствует ГОСТу – реализуется право на безопасность. Макароны «Макфа» - указан состав продукта, изготовитель, срок годности товара, масса, способ приготовления - реализуется право на информацию. Фасоль красная в томатном соусе, 2 шт. – одна банка ровная, красивая, другая – с вмятиной, информация на банках одинаковая. Мы выбираем банку без вмятины, она более привлекательна для глаз. |
4.Рефлексия (6 мин.) Аналитико-результативный метод | Наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам завершить фразы – Для 1 команды фраза сегодня я узнал… Для 2 команды фраза сегодня я понял... Для 3 команды фраза сегодня я почувствовал... (Слайд 6) Всем спасибо за работу! Желаю всем стать грамотными потребителями! Удачных походов в магазин! (Слайд 7) | Ответы на вопросы: - сегодня я узнал… (примерные ответы: права потребителей - на безопасность, на информацию, право выбора) - сегодня я понял... (примерные ответы: нельзя купить всё, что пожелаешь, когда сумма денег ограничена; необходимо время для выбора товаров; не все товары одинаково полезны; нужно тратить деньги рационально) -сегодня я почувствовал... (примерные ответы: как хорошо работать сообща, в группе; поскорей захотелось сходить в магазин за покупками). |