Просмотр содержимого документа
«методическая разработка конкурсной программы "Чечберина-чеберай"»
Муниципальное казённое учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Балезинский детский дом»
Методическая разработка
внеурочного мероприятия
«Чеберина-чеберай»
Возрастной адрес программы:7-16 лет
Составитель: Ельцова Елена Леонидовна
музыкальный руководитель, I категория,
стаж работы 20 лет
Балезино – 2016
Пояснительная записка
Воспитание ребенка начинается с культуры своего народа. Культура есть система духовных и нравственных ценностей, закрепленная в идеологии, нормах поведения, обычаях, фольклоре, традициях.
Идея проведения мероприятия.
В нашем доме живут дети со всей Удмуртии, поэтому воспитанию национальной культуре уделяется огромное внимание. Педагоги планируют свою деятельность так, чтобы дети, которые знают свой родной удмуртский язык, не забывали его.
Особое место в воспитательном процессе нашего дома занимают мероприятия, посвященные нашей малой родине - Удмуртии, которые проводятся в течение всего учебного года. Мы знакомим детей с традициями, обрядами, обычаями удмуртского народа, с устным народным творчеством, национальной кухней, умельцами, рукодельницами, показываем красоту удмуртского языка. Принимают в этом активное участие и сотрудники детского дома. Все мероприятия способствуют к приобщению детей к истокам удмуртской культуры, духовным традициям удмуртского народа, воспитанию гордости за родной край. Идея проведения данного мероприятия возникла в результате обсуждения плана мероприятий, посвященных Государственности Удмуртской Республики.
Цели и задачи:
- создание атмосферы праздника и хорошего настроения;
- воспитание любви и уважения к истории, культуре и традициям своего народа;
- формирование эстетического вкуса подрастающего поколения на основе культуры родного края;
- раскрытие творческого потенциала детей.
Условия и особенности реализации материала:
Для успешной реализации данного мероприятия необходимы:
1. Взаимосвязь с краеведческими музеями.
- организация и посещение выставок с целью ознакомления детей с историей, культурой удмуртского края, блюдами удмуртской кухни, национальной одеждой северных и южных удмуртов, орнаментами на тканях, украшениями.
2. Взаимосвязь с городскими, районными художественными коллективами.
- посещение концертов с целью ознакомления детей с национальными песнями, танцами, обрядами;
- привлечение артистов художественной самодеятельности в качестве выступающих на мероприятии.
3. Организация практической деятельности включает в себя занятия:
- по изготовлению кукол-закруток, пошиву тряпичных кукол, кукол-оберегов;
- по разучиванию удмуртских песен, танцев, обрядов;
- по знакомству с удмуртским фольклором;
- по проведению кулинарных часов, на которых дети будут учиться готовить основные блюда удмуртской кухни;
- по разучиванию и проведению удмуртских народных игр.
4 . Подбор заданий с учетом возраста участников.
5. Использование современных технических средств в мероприятии,
что придает праздничность, яркость, положительный эмоциональный заряд.
6. Площадкой проведения мероприятия может выступить:
- классный кабинет;
- сцена актового зала школы, клуба.
Тема: «Чеберина - чеберай»
Форма проведения: конкурсная программа
Цели и задачи:
- создание атмосферы праздника и хорошего настроения;
- воспитание любви и уважения к истории, культуре и традициям своего народа;
- формирование эстетического вкуса подрастающего поколения на основе культуры родного края;
- раскрытие творческого потенциала детей.
Место и время проведения: …ноября 20… года актовый зал детского дома. Начало: 16.30часов.
Участники: девочки в возрасте от 7 до 16 лет и их группа поддержки.
Подготовительная работа:
- разработка сценария и Положения;
- подготовка музыкальных номеров;
- подготовка компьютерной презентации;
- оформление зала.
Ход мероприятия.
Звучит музыкальная композиция, на фоне которой идет презентация(Приложение №1). Выходят ведущие в удмуртских костюмах.
Ведущий 1: Удмурт ныл тон-Чеберина,
Туж мусо, чебер, востем.
Чеберина,Чеберина.
Возьматы зэмос тустэ! (Стихотворение учителя удмуртского языка и литературы Казмасской средней школы Завьяловского района Удмуртской республики А. Ф. Веретенниковой)
Ведущий 2: Всех пригожей она средь подружек была,
Всем - и статью и нравом веселым взяла.
Только вскинет она,черноглазая, взгляд,-
Так и кажется - птицами брови летят. (Отрывок из поэмы «Италмас» М.Петрова, перевод с удмуртского В.К. Семакина)
Звучат фанфары (музыкальная отбивка №2)
Ведущий 1: Внимание, внимание! Сегодня в нашем доме проходит конкурс, в котором примут участие семь самых красивых, самых умных и самых творческих девочек нашего дома.
Ведущий 2: Давайте поприветствуем наших удмуртских красавиц! Красавиц, которые претендуют на титул «Чеберина - чеберай», что в переводе с удмуртского языка означает «удмуртская красавица».
Звучит песня «Чебер нылёс» в исполнении Г. Эркишева (музыкальная отбивка №3), ведущие объявляют участниц конкурса «Чеберина-чеберай»
Ведущий 1: А оценивать выступление наших конкурсанток будет наше уважаемое жюри. В состав жюри конкурса «Чеберина» входят: - Чебер-апай (красивая старшая сестра)………….. - Чебер тöро (красивый руководитель)………… - Чебер пиаш (красивый парень)
Пожелаем всем участницам успеха! Итак, мы начинаем!
Ведущий 2: «Ойдолэ, тодматскомы» («Давайте познакомимся») - так называется наш первый конкурс, в котором участницы должны представить себя и свой национальный костюм. Ведущий 1: Наши удмуртские красавицы готовы и на сцену я приглашаю участницу под номером …..
Далее объявляются участницы конкурса «Чеберина».
Ведущий 2: Пока жюри работает, для всех зрителей музыкальный номер
песня «Атас» («Петух» музыка Л. Пончака, сл.А. Клабукова) исполняет......... ( ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Ведущий 1: Следующее конкурсное задание «Ческыт Сион» («Вкусная еда») для участницы и её группы поддержки. Они нам покажут и расскажут о самых вкусных блюдах удмуртской кухни.
Выступление групп
Ведущий 2: Да! Наши конкурсантки умеют все. С каждой минутой мне все больше кажется, что жюри не сможет назвать победительницу.
Ведущий 1: Не волнуйся, они же профессионалы.
Ведущий: Тогда переходим к следующему конкурсу «Зарни Ки» («Золотые руки»). Рукоделие,- на мой взгляд, вообще сложный вид творчества. Здесь мастеру необходимы и умение, и терпение, и старание, и фантазия, чтобы удивить всех своим творением.
Ведущий 2: Я, пожалуй, соглашусь с тобой. Это только в сказках мамки да няньки за ночь чудо могут сотворить. А наши участницы в течение месяца мастерили своих кукол. И вот, что у них получилось.
Демонстрация кукол.
Ведущий 1: Как говорится: «Встречают по одежде, а провожают по уму». Следующий конкурс называется ««Визьпог» («Умная»). Ведущий 2: Участницам предоставляется право дважды ответить на вопрос, который скрывается под тем или иным номером цветка италмас.
Ведущий 1: Я приглашаю всех участниц на сцену!
Каждая участница выбирает номер вопроса. Номера указаны на обратной стороне цветка италмас, (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
Вопросы в двух шкатулочках для участниц младшего и среднего возраста и для старших
Вопросы для младшего и среднего возраста
1. Кто является главным героем удмуртских сказок (Лапшо Педунь)
2. Назовите города Удмуртии? (Ижевск, Глазов, Сарапул, Можга, Воткинск, Камбарка)
3. Полезное ископаемое, добываемое на болотах (Торф)
4. Какая птица благодаря своему причудливому клюву может питаться семенами хвойных деревьев? (Клёст)
5. Как называется жилище медведя (Берлога)
6. Какие основные народы, проживающие в Удмуртии, ты знаешь? (Марийцы, татары, русские)
Запасные вопросы
7. Назовите Президента Удмуртской Республики (А.А. Волков)
8. Самая крупная река в республике (Кама)
Вопросы для старшего возраста
1. «Отец - оружия», так называют этого человека. Кто он? (М.Т. Калашников)
2.Назовите наиболее популярные музыкальные коллективы Удмуртии. («Шулдыр жыт», «Айкай», «Зангари», «Италмас», «Танок», «Тюрагай», «Арганчи», «Бурановские бабушки»)
4. С этим цветком связана легенда удмуртского народа, по мотивам этой легенды композитор Г. Корепанов-Камский написал балет (Италмас)
5. Где находится древнеудмуртское городище Иднакар? (Историко-культурный музей - заповедник Удмуртской Республики «Иднакар» действует в Глазове)
6. Что является символами государственного статуса? ( Герб, флаг, гимн)
7. Кто самый знаменитый уроженец города Воткинска? (П.И. Чайковский)
8. Назовите самый молодой город республики. (Г. Камбарка)
Запасные вопросы
9. Назовите старинные города нашей республики. (г. Глазов и г. Сарапул)
10. Автор Государственного герба и флага нашей республики (Ю.Н. Лобанов)
Ведущий 2: Дорогие зрители! А теперь у вас есть возможность принести участнице своей группы дополнительное очко, если отгадаете следующие удмуртские загадки:
1. Работать - болеет, а есть – раньше всех садится (Лентяй)
2. Что острее ножа (Язык)
3. Четыре ноги два рога и борода? ( Козел)
4. Все слышат – говорить не могут. (Уши)
5. Что нельзя поймать ни уздой, ни верёвкой. (Ветер, время)
6. Красная корова встает, всех будит (Солнце)
7. Не рыба, не зверь, не птица. Кто убьет, тот кровь свою прольет. (Комар)
Ведущий 1: Следующий конкурс «Ойдолэ, эктомэ!» («Давайте танцевать»)Каждый из вас любит танцевать, следующий конкурс для любителей танца. Участницы должны показать мастер-класс, научить друг друга удмуртским танцевальным движениям, чтобы получился заводной удмуртский танец.
Звучит песня «Чебер нылёс» в исполнении Г. Эркишева ( музыкальная отбивка №2)
Ведущий 2: Мы дадим нашему жюри время посовещаться, а для вас выступает…
1. Песня «Анаймылы юрттисько» Помогаю маме слова и музыка Г. Корепанова – Камского) (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4) исполняет.........
2. Удмуртский танец в исполнении педагогов и детей милого дома (музыкальная отбивка №4)
Ведущий 1: Наступил самый волнующий момент конкурсной программы.
Ведущий 2: Приглашаем на сцену наших неотразимых, таинственных и очаровательных удмуртских красавиц. Называют снова участниц по именам.
Ведущий 1: Просим многоуважаемое жюри огласить итоги конкурсной программы «Чеберина-чеберай».
Слово жюри.
(Все участницы конкурсной программы награждаются грамотами, ценными подарками)
Жюри подводит итоги конкурса. Участницам конкурса присуждаются титулы:
«Чеберина - визьмокай» (Умная)
«Чеберина - лулчеберлык» (Душевная красота)
«Чеберина - кепырась» (Скромная)
«Чеберина-синмаськымон» (Симпатичная)
«Чеберина - шаплыкай» (Шустрая)
«Чеберина - мусокай» (Милая)
Победительнице конкурса присуждается титул «Чеберина - чеберай», вручается лента с надписью «Чеберина - чеберай»
Ведущий 2: Что же, к сожалению, даже самый замечательный праздник подходит к концу и до его окончания нас отделяют только несколько минут. Так давайте же еще раз поздравим наших участниц бурными аплодисментами!
Ведущий 1: Дорогие наши красавицы! Мы поздравляем вас всех. Удачи вам! Ведущий 2: Будьте всегда уверены в себе и знайте, что каждая из вас –
Вместе: лучшая!
По окончании конкурсной программы проводится дискотека «В гостях у Лопшо Педуня» с использованием народных игр (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) и удмуртских песен.
Приложение №6
«Небыльток!» («Растяпа ты!»)
Дети встают парами по кругу, лицом в круг ( как на игру «Третий лишний»). Водящий стоит в центре круга. Звучит быстрая веселая удмуртская песня. Водящий, выполняя какое-либо движение удмуртского танца. Движется по кругу. Легким поклоном головы, приглашая впереди стоящих игроков (4-10 чел.) в круг. Они следуют за водящим, повторяя его движения. Внезапно музыка прерывается. Танцующие разбегаются и встают позади свободных игроков, т.е. ищут себе пару. Оставшемуся без пары хором говорят «Небыльток!» («Растяпа ты!») Он должен сплясать или спеть. Игра повторяется. «Растяпа» становится водящим.
«Ки улт потыса шудон» («Игра парами»)
Играющие, взявшись за руки, встают парами по кругу. Лицом в круг. Под быструю, веселую музыку заранее намеченная пара пробегает через круг и, пройдя под руками любой другой пары, встаёт на её место. Пара, оставшаяся без места. Пробегает под руками любой другой пары и занимает её место.
Движение продолжается до тех пор, пока звучит музыка. Внезапно музыка прерывается. Пара, оставшаяся без места. Должна станцевать или спеть. Она же начинает игру вновь.
«Кин чидалоз» («Кто победит»)
Играющие, встают в круг и берутся за руки. Звучит удмуртская плясовая музыка. Двигаясь по кругу, играющие одновременно исполняют какое – либо движение удмуртского танца. Музыка постепенно ускоряется, движения становятся все быстрее. Тот, кто споткнулся. Станцевал неправильно, из игры выбывает.Побеждает самый ловкий танцор, оставшийся последним.
Литература:
1. Грязев Г.Г. «Спортивная гордость Удмуртии». Ижевск: Удмуртия, 2009.
2. Зеленина Л.В. «Зарни бугор - Золотой клубок»: Удмуртский фольклор в детском саду. Ижевск: Удмуртия, 1992.
3. Климов К. «Удмуртское народное искусство». Ижевск: Удмуртия, 1988.