Методическая разработка музейного занятия «Детство, опаленное войной»
Методическая разработка музейного занятия «Детство, опаленное войной»
Цель - формирование представления у учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; Воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечь за ее неудачи и поражения, интерес и уважение к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка музейного занятия «Детство, опаленное войной»»
Методическая разработка
музейного занятия «Детство, опаленное войной»
Караваева Наталья Борисовна,
педагог - организатор
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
г. Черногорск
Ежегодно, в мае мы отмечаем славную дату – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. В период подготовки и празднования этого знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения приобретает особую актуальность. Поэтому необходимо организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании детей, что и через шестьдесят восемь, и через сто лет мы будем помнить наших дедов и отцов, их подвиг во имя Отчизны.
Форма мероприятия- музейное занятие.
Музейное занятие – это воспитательное мероприятие, которое используется в работе школьного музея. Как любое воспитательное мероприятие, оно воздействует в первую очередь на эмоциональную и духовную сферу учащихся. При подготовке к этому занятию его участниками разучиваются стихи, песни, инсценировки. В музейном занятии главным является предмет. В процессе занятия предмет, с которым необходим прямой контакт, становится объектом рассказа, изучения. Это может быть экспонат школьного или иного музея; раритет, хранящийся в семье. В отдельных случаях, возможно привлечение предметов, которые не имеют истории, но могут быть использованы как предметная ассоциация.
Возраст участников:
Занятие проводится для учащихся начальной и основной школы.
Продолжительность:
В зависимости от возраста участников продолжительность мероприятия составляет 40-60 минут.
Цель занятия:
Формирование представления у учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; Воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечь за ее неудачи и поражения, интерес и уважение к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
сравнить жизнь современных детей и жизнь детей в годы Великой Отечественной войны;
использовать в характеристике военного детства материалы, собранные в результате музейной проектной деятельности.
Оборудование:
музейные экспонаты и предметы, связанные с темой занятия (ксерокопии писем, обрывок газеты, фотографии, учебная модель автомата, 125 грамм ржаного хлеба, учебная модель гранаты);
презентация «Детство, опалённое войной»;
компьютер, проектор, экран;
музыкальное оформление:
Песня «Песня о маленьком трубаче». Слова С.Крылова, музыка С.Никитина (обработка Д.Кабалевского)
Методики, используемые при проведении занятия:
интерактивная музейная технология;
компьютерная технология;
проектная методика.
Подготовительный этап
Для подготовки занятия по заявленной тематике подготовительный этап является продолжительным.
1. Проектная деятельность.
Поисковая группа на основе разработанного вопросника собирает материал о земляках, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
Вопросник по проекту «Детство, опаленное войной»
1. Когда и где Вы родились? Что Вы помните о месте Вашего рождения, об условиях
проживания Вашей семьи?
2. Кто были Ваши родители? Чем они занимались до войны? Где работали?
3. Сколько человек было в Вашей семье? Были ли у Вас братья и сестры? Если да, то
сколько? Старше или моложе?
4. Что Вы помните о начале войны:
· как Вы узнали, что началась война
· где находилась Ваша семья 22 июня 1941 года
· какие решения приняли Ваши родители в тот момент?
5. Как изменилась Ваша жизнь после начала войны:
· место проживания,
· занятия родителей, иных родственников?
6. Чем занимались Вы в годы войны?
7. Если Вы учились:
· как проходили занятия в школе
· кто проводил уроки
· чем занимались школьники после уроков?
8. Если Вы работали:
· кем и где Вы работали
· какими были условия труда
· какую зарплату Вы получали
· как тратили деньги?
9. Была ли возможность отдыхать в годы войны (в праздники, каникулы)?
10. Какие самые яркие воспоминания остались у Вас от войны?
11. Что Вы помните о Дне Победы:
· как Вы узнали о победе в войне
· где Вы в тот момент находились
· какие потери понесла Ваша семья в годы войны?
12. Какие награды сохранились у Вас от периода Великой Отечественной войны?
13. Какие есть у Вас фотографии, иные памятные свидетельства из того периода? Можно ли их сканировать и сохранить в музее школы?
Ребят - поисковиков, занимающихся проектом, необходимо обеспечить диктофоном, фотоаппаратом. Данный проект является среднесрочным. Сбор информации проходит в течение месяца. Затем материал обрабатывается и готовится для чтения. Исторические свидетельства размещаются в презентации, которая используется в музейном занятии. Также на музейное занятие желательно пригласить одного из респондентов, чей рассказ отличается наибольшей эмоциональностью и надолго запомнится ребятам.
2. Подготовка сценария.
Сценарий строится на основе анализа жизни детей в тылу, на фронтах войны, в блокадном Ленинграде, на оккупированных территориях, в концлагерях. Он должен включать как подготовленные номера художественного чтения, исполнения песен, театрализацию, так и беседу по вопросам занятия. В сценарии используются сообщения о пионерах- героях, подготовленные ребятами.
3. Подготовка презентации.
В презентацию включаются фотографии военных лет, которые зафиксировали жизнь детей в годы Великой Отечественной войны; материалы проекта «Детство, опалённое войной». Также в презентации используется изображение плаката И.Тоидзе «Родина- мать зовет».
4. Подготовка предметов для музейного занятия.
Каждый сюжет сценария необходимо обеспечить предметом, который будет использоваться на занятии:
говоря о детях, сражавшихся на фронте, педагог может использовать учебный модель автомата и гранаты. Эти предметы позволят ребятам понять и ощутить, как физически тяжело было тем мальчишкам и девчонкам, которые непосредственно участвовали в военных действиях;
рассказ о 900-дневной блокаде Ленинграда можно показать детям хлеб, вес которого составляет 125 грамм, чтобы они наглядно представили норму выживания детей и взрослых города - героя;
Проведение занятия
Занятие начинается с беседы с детьми.
· Ребята, а вы счастливы?
· Что дает вам возможность утверждать, что вы – счастливы?
· Что может помешать вам быть счастливым?
· Что такое детство?
· Что может стать символом детства?
· Познакомьте нас со своими друзьями- игрушками?
Отвечая на эти вопросы, ребята говорят, что счастливы (большинство присутствующих). Счастливы они потому, что их любят родители, есть друзья, получают хорошие оценки в школе и т.д. Изменить настроение ребенка может ссоры, обиды, невнимание взрослых, неудача в написании контрольной и т.д. Детство, как говорят школьники, - это непродолжительный период жизни, когда много беззаботной радости, веселья, когда ребята много играют и т.д.
Завершая беседу, педагог говорит о том, что многие взрослые хотят вернуться в детство, чтобы вновь пережить это счастливое время. Многие, но не все. Потому что есть люди, чье детство украла война. Учитель предлагает задуматься над вопросом: было ли детство у тех, кто рос в годы Великой Отечественной войны?
Сюжет 1. Жизнь в тылу
Его узнал я не из книжки-
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли-
Мы просто дышали войной (А.Иоффе)
В дни великих испытаний раскрывается истинная сущность человека. Таким испытанием стала Великая Отечественная Война. Сколько бы лет ни прошло, война останется в памяти людей, переживших ее, в памяти их потомков. Мы, дети мирного времени, знаем о Великой Отечественной Войне из кинофильмов, книг, рассказов очевидцев. Порой отдельное лицо, отдельная биография несут на себе след всей эпохи.Дети, пережившие войну, несмотря на все испытания, прожили достойную жизнь, вырастили детей, оберегали и любили свою Родину.
Педагог продолжает беседу:
· Ребята, а как война могла отразиться на жизни детей?
· Почему в годы войны подростки, жившие в тылу, в 11-13 лет начинали работать?
· Чем занимались ребята на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах?
Воспоминания о военном детстве дошли до наших дней. Далее мы услышим рассказ о жителе г.Черногорска Ленкове Павле Федоровиче.
ЛЕНКОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ
«Война застала меня за школьной партой. Жили мы тогда в колхозе «12 лет Октября», что в селе Ново-Покровке Шушенского района.
В селе не было электричества и радио, только один телефон в конторе колхоза, который и принес нам весть о войне. Я начал работать в 9 лет. Нас, учащихся начальной школы, направляли в поле на прополку посевов пшеницы. Жили мы прямо на пашне в доме с нарами для сна. Отдельно столовая, баня, амбары, загоны для лошадей. Работали по 5 часов в день. В сенокосную пору мы возили копны сена на лошадях и на быках. О войне нам рассказывали учителя или бригадиры. Мужчин на селе становилось все меньше, их направляли на фронт. Тогда женщины и девчата, закончив курсы, сели за «штурвалы» тракторов и комбайнов. Моя родная сестра Варвара работала в местной кузнеце молотобойцем.
Как-то сильный ветер свалил, столбы телефонной линии, тогда нас, подростков, направили на лесоповал в тайгу. Мы, 8 парней, с заданием справились. К вечеру наш обоз встречали бригадир и председатель колхоза.
Да, какую тяжесть война на наши плечи взвалила!
Отгружать пшеницу в заготзерно – операция не сложная, но тяжелая. Натаскаешься – спина мокрая, плечи и поясница ноют. Сдашь зерно, падаешь в кузов на мешки, не заметишь, как сон одолеет. Снова погрузка и в рейс. Так работали и кормили хлебом страну.
Быки, быки… Я посей день, с любовью вспоминаю пару быков закрепленных за мной. Они хорошо меня слушались, четко выполняли команды «цоб-цобе». Но иногда случались с ними казусы. Однажды я поехал в тайгу через Белозеровку за лесоматерьялом. В ту пору мне шел четырнадцатый год. В тайгу поехал один. Взял с собой свою собаку Роска, топор, бутылку молока и драники на обед. Как только заехали в тайгу, нас встретила туча гнуса: мошка, пауты, слепни, мокрец и комары. Быки то и дело били себя хвостами по бокам, сгоняя их, крутили головами. Когда подъехали к заготовленному материалу, я выпряг быков, отвел в кустарник, заставил лечь. Как только загрузил фургон, пошел поднимать быков. Снял укрытие, низко наклонился к быку, чтобы взять поводок, а он в это время мотнул головой, отгоняя паута, и ударил меня рогом в висок. В глазах замелькали искры, в голове загудело. Я упал на колени, откатился от быка. Роска подбежала ко мне начала лизать висок, щеку. Я очнулся, пощупал висок, крови нет. Хорошо, что не концом рога ударил. Помочил в родниковой воде висок, всплыла шишка. Быки поднялись, запряг их, поехали домой.
На следующий день поехал на быках по своей улице за очередной партией груза. День стоял жаркий, улица пустынна. Вдруг они остановились. Из-за правого быка дорогу плохо видно. Соскочил с фургона, зашел вперед и вижу: перед мордой быка стоит мальчик лет двух, босиком. В белой рубашке, протянул ручонку к быку. А тот лижет ее своим шершавым языком. Меня бросило в жар. Ведь я мог затоптать ребенка быками или задавить колесами. Схватил его отнес в сторону. Подошел к быку, погладил по морде: «Милые вы мои. Вчера в тайге чуть на тот свет не отправили, а сегодня от меня беду отвели. Спасибо родные!»
В 15 лет я пришел работать в тракторный отряд. Работал на прицепе, водил колесный трактор СТЗ. Пахали, культивировали сутками. В отряде были дисциплина и порядок, строгий учет горючего. Трактора заправлялись в борозде.
В военные годы давали по 150-200 граммов зерна за один трудодень, семена тимофеевки очищали, учитывали и раздавали на заработанные трудодни. Семена сушили, мололи на муку и пекли лепешки. Жили огородом, скромно, продуктов питания не хватало, некоторые семьи голодовали. Так Степановы – 3 мальчика и 2 девочки, отец на фронте мать больная. Самороковы – 4 девочки и бабушка к весне голодовали. Если мальчишки весной на улице играли в чижик, в лапту, то Степановы обессиленные потихоньку выйдут, сядут на завалинку и сидят. На вопрос что ели сегодня, отвечали не чего, только воды кипяченой попили. Весной ловили сусликов, ели – все же мясо. Да и обработав шкурки сдавали. Так за шкурку суслика давали 75 коп., хомяка 1 руб., бурундука 45 коп. За 10 сусликов по справке в конторе колхоза начислялся один трудодень. Мой старенький отец рыбачил. Бывало, принесет корзину рыбы, а мать меня с чашкой рыбы отправляла к многодетным семьям, у которых вообще нечего было есть. Со слезами на глазах хозяйка говорит: «Спасибо большое, летом отработаем на прополке огорода». «Да ладно ешьте на здоровье!». Какое там отработать. Весной у них не было сил свой огород вскопать, соседи помогали и семенами тоже».
Сюжет продолжает рассказ о вкладе в Победу Фертикова Алексея Ивановича.
ФЕРТИКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
«… Помню трудно всем было тогда… голодно. Жили у тётки. У неё своих двое, на мужа похоронка пришла. Хотел уйти на фронт, да разве поверят, что мне 18. Ростом метр с кепкой, тощий, с виду лет 13, хотя уже 16 годков было.
Работали много, не помню спал ли тогда вообще. Идёшь на завод ещё темно, обратно возвращаешься – уже темно, 4 часа на сон и снова на завод. Никто не жаловался, все трудились, война общее дело, общее горе. Собирали военные самолёты, понимали от нас много зависит, жизни отцов, дедов, матерей…
… однажды шёл с завода, упал в сугроб и заснул. Замёрз бы конечно, если бы не тётка, хватилась вовремя, пошла искать. Сутки потом выхаживала. Я тогда, в том сугробе, хлебные карточки потерял – месячный паёк. Мужики с завода мне свои отдали, каждый понемногу, на целый месяц насобирали. До сих пор ком в горле стоит, ведь без хлеба не выжить, смерть, голод кругом…
Нам, детям войны, достались трудные годы. Мы не доедали, не досыпали и надрывались. Время идет, мы уже повзрослели и постарели. Все было, кажется совсем недавно. Хотя и трудное было детство, но приятно вспомнить.
Как говорит народная мудрость: «Что пройдено и прожито, то сердцу мило».
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода.
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию- банку варенья-
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вон над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
….Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей не горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
(В.Радкевич)
Сюжет 2. Дети на фронте
Песня «Песня о маленьком трубаче». Слова С.Крылова, музыка С.Никитина (обработка Д.Кабалевского)
Беседа с детьми:
Маленький трубач…Где он провел свое военное детство?
Как мальчишки, которых называли «сыны полка», оказывались на фронте?
Какая военная задача могла быть возложена на маленького солдата?
Было ли им страшно, тем юным патриотам, которые вместе с взрослыми участвовали в защите Родины?
Ответы на предлагаемые вопросы затруднительны для детей начальной школы. Педагог должен помочь школьникам сформулировать мысли о том, что в суровые годы войны вместе с взрослыми сражались на фронтах дети. Сыны полков - называли фронтовики юных патриотов, которые вместе с взрослыми участвовали в защите Родины. Связисты, разведчики, пулеметчики, санитары, оружейники, музыканты - они всегда оставались озорными ребятишками, однако свои нелегкие солдатские обязанности выполняли по- взрослому. Мужественными были эти мальчишки и девчонки, которые верили в победу, в свои силы. Но были ли они бесстрашными, ведь каждому из них так хотелось жить?
Когда он подвиг совершает,
То не заботится ничуть:
Узнает кто иль не узнает
О нём самом когда- нибудь…
Мальчишки уходят в разведку
В ночи не видны, не слышны,
Второе военное лето
Идет по дорогам страны.
И всё, что узнал до рассвета,
Ты должен своим принести…
Мальчишки уходят в разведку,
Хоть могут назад не прийти
(Феликс Чуев)
Продолжением сюжета станет рассказ о пионерах- героях, получивших самую высокую воинскую награду- звание Героя Советского Союза. В советской школе об этих подростках знал каждый ученик. Вспомним их и мы.
ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ
Валя Котик - пионер-герой, юный партизан-разведчик, которому было всего 14 лет. Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным, затем участвовал в боях. Был дважды ранен и погиб в бою. Валентин Котик был награжден орденом Отечественной войны и медалью. В 1957 году был снят фильм «Орлёнок», посвященный Вале Котику. А в 1958 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова. Когда началась война, Зине было 15 лет. Она работала в столовой курсов переподготовки немецких офицеров. По указанию подполья Зина отравила пищу в столовой. Во время разбирательства, желая доказать свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания была схвачена фашистами в деревне Мостище. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев. Пыталась бежать, но была схвачена. Зину зверски замучили и расстреляли в тюрьме города Витебска. 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Леня Голиков. 15-летний разведчик партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Он участвовал в 27 боевых операциях. Им было уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно – фуражных склада, 10 автомашин с боеприпасами. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки, гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин. Леонид Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1944 года в неравном бою в Псковской области Леня Голиков погиб. 2 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Марат Казей - пионер-герой, юный партизан-разведчик. В 1942 году его мамы была повешена немцами в Минске за связь с партизанами. После этого Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Сестра Марата отморозила ноги, которые пришлось ампутировать, и девушку отправили на Большую землю. Марат часто участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях он был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Однажды в бою, Марат был ранен. Но несмотря на это, поднял партизан в атаку. В 1944 году, возвращаясь из разведки и окруженный немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году.
Продолжение беседы:
· Было ли страшно подросткам на фронте?
· А было ли им физически тяжело?
Педагог предлагает назвать предмет, символизирующий участие детей в военных действиях. Учащиеся обычно предлагают разные виды оружия. Учитель даёт желающим ощутить вес учебной гранаты, учебного автомата. Ребята убеждаются, что военное оружие не лёгкое, носить его на себе в течение дня – тяжелый физический труд. Эти предметы занимают свое место на выставке.
Сюжет 3. Дети блокадного Ленинграда
· Ребята, а что вы знаете о блокадном Ленинграде?
Ленинградские дети… Они вместе с взрослыми несли все тяготы 900-дневной блокады. Самой заветной мечтой для них был настоящий ржаной хлеб, которого можно было поесть вволю. А вместо этого- смерть от голода самых родных и близких.
Об этом свидетельствуют записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Таня не дожила до победы. Она была эвакуирована из блокадного Ленинграда, но умерла от истощения.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
Две девочки. Изображают бабушку и внучку. Обе закутаны в шарфы и платочки.
Девочка: Закончились у нас дрова. И я по дворам потихонечку собирала щепки, дощечки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, т. к. в этих домах были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила:
Бабушка: Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрём голодные.
(Бабушка гладит девочку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочка прижимается к бабушке. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)
Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
Я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоем,
И тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один стуча, трудился метроном…
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг её слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжелый, мерный гул:
То армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу (О. Берггольц)
Педагог предлагает детям найти символ жизни в блокадном Ленинграде. Ученики предлагают хлеб (предварительно подготовлена часть ржаной буханки весом в 125 грамм) и метроном. Эти предметы занимают свое место на выставке.
Сюжет 4. Дети в «лагерях смерти»
Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу.
Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую частицу того, что видели дети, оказавшиеся в лагерях смерти.
Уже в освобожденных лагерях советские солдаты обнаружили целые груды кукол и прочих детских игрушек, которые должны бил пойти на переработку для новых вещей. А волосы убитых людей нацисты использовали как материал для набивания матрасов. Все должно было идти в дело, весь человеческий материал.
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?»
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он, словно скован взглядом синим,
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи-
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он убить её не может…
И дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты - человек, не только немец,
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчих глаз…
Впервые, может, эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
-Чулочки тоже, дядя, снять?
(Н.Милявский)
Ребятам предлагается почтить память детей, погибших в годы Великой Отечественной войны, минутой молчания.
Подведение итогов занятия
Беседа:
· Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?
· В какой день они были по настоящему счастливы?
· Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?
В ходе беседы ребята приходят к выводу, что детства современных детей у ребят военной поры не было. Они слишком часто видели смерть, голод, переживали чувство страха. Дети военной поры были лишены учебы в школе, много трудились на заводах, фабриках, на полях колхозов и совхозов. Истинное счастье они ощутили в День Победы, когда жизнь вернулась в нормальное мирное русло.
Но дети военной поры никогда не чувствовали себя обездоленными, потому что знали, их детство, украденное войной, нужно для великой Победы, которая сохранит нашу страну, жизнь следующих поколений детей.