По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит.
С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось «мамино воскресенье». В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерьями или слугами, возвращаясь, домой, приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог. День матери, аналог нынешнего праздника, берет свое начало в XIX веке в американском штате Западная Вирджиния.
В России День матери отмечается в четвертое воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей-одиночек.
Слово мама – одно из самых древних на Земле. Оно почти одинаково звучит на языках разных народов. Сколько тепла таит слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.
Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками и поэтами. И неслучайно – от того, насколько почитаема в государстве женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери. Многие матери – это настоящие генетические мутанты? На самом деле в процессе материнства меняется даже сам мозг. Может, это звучит так, будто родная мама превратилась в героя фильма «Люди Икс», но поверьте, что тому есть научное обоснование.
Выизменили ее мозг
Эксперименты на грызунах показали, что потомство изменяет мозг матери. У беременных самок крыс появляются новые нейроны, связанные с обонянием. Возможно, это необходимо для того, чтобы лучше распознавать своих детей при помощи нюха. Эти изменения остаются у матери на всю жизнь.
Мозг человека также подвержен изменениям, связанным с беременностью. Так, недавно британские ученые обнаружили, что, глядя на фотографии, на которых запечатлены лица детей и взрослых с различными эмоциями, беременные женщины используют правое полушарие мозга чаще, чем молодые матери. Эффект проявился больше всего, когда беременные рассматривали счастливые лица. Более ранние исследования указывают на то, что беременные и молодые матери начинают лучше распознавать выражения лица и соответствующие эмоции, и такие изменения в мозге могут быть взаимосвязаны.
День матери – праздник международный, его отмечают более чем в 50 странах. Например, традиция чествования матерей в Англии восходит к XVII веку. Материнское воскресенье отмечали в четвёртое воскресенье Великого поста. В этот день дети дарили своим мамам цветы, торты или кексы. Этот обычай дошёл до наших дней.
В США День матери появился благодаря уроженке Филадельфии Анне Джарвис и… гражданскому обществу, которым по праву может гордиться эта страна. Анна предложила отмечать общенациональный праздник во второе воскресенье мая – именно в этот день ушла из жизни её собственная мать. За семь лет Джарвис и её сподвижники разослали чиновникам, бизнесменам и другим «агентам влияния» множество писем с призывом поспособствовать учреждению праздника. Акция закончилась победой энтузиастов! Сегодня это один из самых популярных праздников в США. С 1914 года американцы официально отмечают День матери во второе воскресенье мая.
Более того, сам праздник «перешагнул» границы отдельно взятой страны. При этом дата празднования сохранилась в 23 странах (Китай, ФРГ, Япония, Финляндия, Канада, Бельгия, ряд государств Ближнего Востока и т. д). В Белоруссии праздник отмечается в октябре, в Испании, Португалии и Сербии – в декабре, во Франции – в последнее воскресенье мая, а в Ливане – 1 марта.
В Россию праздник пришел в 1998 году на основании указа президента Бориса Ельцина.
Как отмечают?
За рубежом это, скорее, камерный праздник. Выросшие дети навещают своих мам, дарят им подарки и цветы, стараются выразить свою любовь и нежность. В России День матери носит ещё и торжественно-официальный характер: матерей, особенно многодетных, чествуют с высоких трибун, устраивают в их честь концерты, фестивали и даже конференции, вручают праздничные наборы.
Правда, не все россиянки одобряют шумные торжества, которые происходят лишь «раз в году». По их мнению, государству следовало бы более эффективно решать проблему создания новых детских садов, трудоустройства мам с детьми, жилищные проблемы. Особенно если речь идёт о многодетных семьях.
Как поддерживают матерей в России?
С помощью государственных наград:
Во времена СССР многодетных мам награждали медалью «Медаль материнства» (за воспитание 5–6 детей), орденом «Материнская слава» (за воспитание 7–9 детей) и орденом «Мать-героиня» (за воспитание 10 и более детей). В современной России – другие награды.
Понятия «мать-героиня» официально не существует, но тем, кто воспитывает или воспитал от четырёх и до семи детей, вручается медаль ордена «Родительская слава» (награждаются оба родителя). Претенденты на награду должны вести здоровый образ жизни, заботиться о здоровье, образовании и духовном развитии детей, а также «подавать пример в укреплении института семьи и воспитании детей».
Другую, ещё более почётную государственную награду — орден «Родительская слава» — получают те, кто воспитывает семерых и более детей. Обоим родителям вручают знак ордена (различают мужской и женский знаки), его миниатюрную копию для ношения в торжественных случаях, а также единовременное пособие в размере 50 тысяч рублей.
С помощью земельных участков и налоговых льгот:
В ряде регионов многодетным выдают земельные участки. Они также могут рассчитывать на освобождение от уплаты транспортного налога. Для этого необходимо, чтобы машина была зарегистрирована на многодетного родителя.
Самой природой в матери заложено стремление брать на себя заботы своих детей, ограждать их от жизненных невзгод, бед. Впрочем, это имеет и свою оборотную сторону. Вспомним хотя бы Обломова, который благодаря чрезмерной заботе своей матери стал безвольным, безынициативным, ленивым.
Каждая мать желает счастья и добра своему ребенку, и, кажется, нет ничего страшнее на свете, когда матери переживают своих детей. А сколько молодых жизней унесли и продолжают уносить войны! И нет таких слов, которыми можно было бы объяснить матери, почему погиб именно ее ребенок.
В рассказе В. Богомолова “Сердца моего боль” вернувшиеся с войны ребята избегают смотреть в глаза матери своего одноклассника, погибшего на фронте, читая в них немой упрек и пронзительную скорбь.
В книге В. Астафьева “Затеей” есть небольшой очерк “Есенина поют”. С болью пишет автор о том, как живут по глухим деревенькам одинокие старушки, всеми забытые. Они собираются зимой в одну хату, так всем вместе легче скоротать зиму. Нет у них ни почты, ни телевизора. Хлеб — и тот редко привозят. Только на лето приезжают к ним дети и внуки из города. Привозят им сетки с оранжевыми апельсинами и яркие “заморские” обноски, которые в городе уже вышли из моды. Так и живут эти женщины от лета до лета надеждой на следующую встречу с детьми и внуками.
Материнское сердце способно бесконечно ждать и прощать. В рассказе “Телеграмма” К. Паустовский очень трогательно пишет о судьбе старой женщины Катерины Петровны. Живет она одиноко, ее старческую жизнь скрашивают только воспоминания о дочери, которую она не видела уже три года. Нет, дочь помнит о матери, шлет ей денежные переводы, которые всегда сопровождаются одними и теми же словами: “Все хорошо, писать много некогда”. Старушка пытается не докучать дочери своими письмами, понимая, что у той своя жизнь, свои проблемы. А у Насти редкие материнские письма вызывают, с одной стороны, облегчение, а с другой — беспокойство. Занята Настя в городе важным, по ее мнению, делом. Все силы отдает устройству выставки одинокого пожилого скульптора, нуждающегося в ее заботе. Окружающие хвалят ее за душевную заботу, доброту, беспокойство о человеке. И только Гоголь, последняя работа скульптора, смотрит на Настю с укором, словно только ему известна ее тайна. А в деревне, чтобы успокоить умирающую Катерину Петровну, смягчить как-то ее страдания, односельчане от имени дочери составляют телеграмму, не понимая, что материнское сердце не обманешь. В день похорон Катерины Петровны у могилы собрались только соседи-односельчане. И молоденькая учительница, чья мать тоже живет далеко, в городе, целует руку Катерины Петровны, незнакомой ей женщины, от имени всех детей, как бы прося у нее прощения. Настя опоздала на похороны и покидала деревню тайком, крадучись, боясь встретить кого-нибудь из односельчан. Она понимала, что
никто не сможет снять камень с ее души .
Интересен и поучителен рассказ В. Распутина “Женский разговор”. Пятнадцатилетняя внучка пытается доказать бабушке, что семья, дети сильно обременяют женщину, мешают ее карьере, вообще мешают интересно жить. С этим не может согласиться бабушка, в трудные годы войны растившая
детей и черпавшая в них одних силы жить
Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся жизни), к отцу ребенка, к самой беременности.
Специалисты в области детского развития считают, что первичные отношений с одним человеком — обычно с матерью — являются идеальными для полноценного развития ребенка. Такие отношения отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. У матери и ребенка появляется «привязанность», подразумевающая отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями. Ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью. При этом дети, которых любят, лучше развиваются.
Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, идущих согласованно.
Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал причиной неврозов.
Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре, в конце концов, проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
День матери – Международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы прекрасного пола. Этот праздник отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. Официальное объяснение этого праздника таково. День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери. Тема классного часа актуальна.
Семья и семейные ценности во все времена во всех странах мира были главной ценностью любого общества. К сожалению, времена изменились. И главное, изменилось отношение к семье, изменились семейные ценности. Но как же воспитать в наше время в столь неблагоприятных условиях уважение к матери?
Данное мероприятие способствует воспитанию бережного, чуткого, внимательного отношения к матерям. В процессе подготовки к мероприятию открываются возможности для вовлечения студентов в мыслительную и познавательную деятельность, что способствует проявлению интереса к семейным отношениям, культурному наследию, изучению поэзии. Также у студентов развивается умение четко формулировать и излагать свои мысли. Внеклассное мероприятие «Спасибо тебе, мама!» проводится в группе Н-31 накануне праздника День Матери (последнее воскресенье ноября).
Методическая разработка посвящена Дню матери и направлена на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание духовно-нравственных качеств детей.
Структура методической разработки включает введение, аналитическую часть, практическую часть, заключение и приложения.
Главная цель этого мероприятия – воспитание чувства любви, нежности, уважения и чуткости к матери;
Данная работа может оказать методическую помощь классным руководителям, педагогам-организаторам, заместителям директоров по воспитательной работе.
Сценарий разработан в помощь преподавателям для проведения внеклассного мероприятия. Материалы можно использовать как при проведении классных часов, так и к подготовке праздника, посвященного международному женскому дню.
Цели:
-расширить знания учащихся об истории праздника;
-показать социальную значимость семьи, развивать культ матери;
-формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей и детей;
-способствовать сплочению детей и родителей, формированию положительных эмоций;
-воспитывать заботливое отношение к родным и близким.
Задачи:
-расширение представления детей о Международном празднике Дне матери;
-воспитание у детей чувства любви и уважения к родным и близким людям, гордости за своих матерей;
-содействие укреплению дружеских отношений между сообществами учащихся и родителей;
-обогащение нравственного и эстетического потенциалов членов классного коллектива.
-развитие инициативы и творческих способностей учащихся
-способствовать сплочению студенческого коллектива через включение всех студентов группы в совместную творческую деятельность;
- способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия;
- развить инициативу, раскрыть творческие способности студентов.
Форма организации обучающихся:индивидуальная, групповая
Используемые технологии: метод проектов, технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесбережения, личностно –ориентированные.
Принципывоспитания: создание положительного эмоционального подъема.
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности.
Методы обучения:
Наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, презентации.
Словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, разучивание песен.
Практический: изготовление плакатов, инсценировка, организация праздника.
Метод стимулирования: поощрение.
Наглядные пособия и ТСО:
ноутбук,
музыкальные произведения по теме,
записи на сцене,
плакаты,
фотографии,
диск с фильмом о семье.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Участники мероприятия: студенты и родители группы Н-31 третьего курса.
Материально-техническое оснащение:
проектор,
экран,
компьютер,
мультимедийная презентация.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний об истории праздника и роли мамы в жизни человека.
- Проявление заботливого, уважительного отношения к близким людям (к маме).
- Развитие творческих способностей.
- Приобретение навыков проектной деятельности.
- Удовлетворенность от общения с родителями, одногруппниками.
Аналитическая часть
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования выдвигает ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Наиболее эффективным и результативным является компетентный подход.
Современная концепция образования на современном этапе обращена к компетентностному подходу, который ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности.
Компетентностный подход в образования может включать в себя три основных этапа:
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. Студент сам ставит цель или участвует в постановке цели. Студент также должен понимать, что все, что он делает на занятии, он должен уметь перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На данном этапе происходит: во-первых, разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции: теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.; практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы. Во-вторых, установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования). В третьих, прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
На 3-й этапе – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.
Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых преподавателем в соответствии с поставленной целью. Поэтому более эффективными методами на этом учебном занятии можно назвать: методы активного обучения, метод проблемного обучения, методы взаимообучения.
Компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей. Данное понятие включает в себя не только знания и практические умения, но и систему жизненных ценностей и установок.
Компетентность в решении проблем включает в себя: знания о проблемах, причинах их возникновения, интенсивности, масштабах; знания о способах решения проблем и владение ими; опыт решения проблем (ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения проблем, эмоциональная оценка проблемной ситуации, удовлетворённость от выполнения деятельности в прошлом); готовность к решению проблем (наличие эмоциональных стимулов, мобилизация энергии, настойчивость, целеустремлённость, уверенность в способности преодолеть трудности, осознание ценности многообразия вариантов, способов, путей достижения цели).
Следовательно, возникает необходимость проблематизации содержательной стороны образования, использование проблемного и ситуативного подхода к организации учебного процесса.
На учебном занятии необходимо формировать ключевые компетенции, к ним относят: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
На данном занятии преподавателем используются следующие технологии, подходы и методы обучения: информационно-коммуникативные технологии, компетентностный подход, метод проектов, технология сотрудничества, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, наглядные, индивидуальные, групповые, наглядные, практические, словесные.
Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами информационно-коммуникативных технологий являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
С помощью сетевых средств информационно-коммуникативных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Дидактические задачи, решаемые с помощью информационно-коммуникативных технологий: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки обучающихся; индивидуализация работы самого преподавателя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающегося к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.
Проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях преподаватель и обучающийся. Они совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы
В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности.
Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество . Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности обучающихся в разных ситуациях.
Обучающиеся разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Обучающиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.
Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот к обучающемуся, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала его, для его самоопределения и самореализации.
Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка стиля учебной деятельности у обучаемых. Наиболее активно в учебном процессе применяются индивидуальные практикумы в двух видах: упражнения (или тренировка) и задания. Наиболее часто в учебном процессе применяются индивидуальные задания двух видов:
1. Аудиторные индивидуальные задания;
2. Внеаудиторные индивидуальные задания;
Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности.
К наиболее распространенным методам этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства, театральных постановок (в театрах и по телевидению).
Словесные методы обучения – это наиболее распространённая группа методов обучения, применяются по всемпредметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.
Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную плёнку, видеокарту и на сайт – интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы обучающихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение теоретически полученных знаний к решению практических задач. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У обучающихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий её решения, составления плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.) Вывод: такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знаний,
Групповая деятельность — это любая совместная деятельность, в том числе и коллективная, если она организована в группах высшего уровня развития и на коллективистских началах независимо от количества людей, занятых ею. Комплектование групп с целью организации совместной работы проводится по рекомендации педагога или ПО методикам социометрии. Количественный состав группы колеблется в пределах 2-7 человек, длительность совместной работы — от 10 минут до полугодия. При групповой форме организации учебного процесса могут решаться все дидактические задачи: изучение нового материала, закрепление, повторение, применение знаний на практике, решение творческих задач. Но эффективность решения зависит от уровня развития группы. Групповая организация предполагает совместную деятельность и общение между сверстниками, что повышает успешность обучения, ведет к преобразованиям в мотивационной сфере, формирует направленность в общей структуре ценностей
Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и обучающегося), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления обучающихся. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья включают многие знакомые психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д.
Все перечисленные методы, использованные на различных этапах урока, подобраны для реализации поставленных целей и задач, позволяют заинтересовать, активизировать обучающихся, изложить учебный материал доступно и эмоционально.
Содержание классного часа «Спасибо тебе, Мама!!!»
1. Вступительное слово преподавателя
2. Выступления студентов с презентациями
3. Музыкальные номера
4. Заключительное слово преподавателя
Практическая часть
Преподаватель (вступительное слово): Добрый день, дорогие коллеги и студенты! Сегодня наш час куратора посвящен самому замечательному празднику – Дню матери. Несмотря на то, что мы все рано или поздно взрослеем, все мы родом из детства. А что такое детство? Это в первую очередь семья, мама: Этому сегодня и посвящена наша встреча. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30.01.98 г. N 120 учрежден ежегодный российский праздник - День матери. Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября.
И хотя этот праздник отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас.
( Играет тихая музыка)
(Слайды 1-2)
На сцену выходят 2 ведущих, 3 студента.
Студент 1:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так оно и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: Мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: Мама!
Студент 2: Есть на белом свете огромное чувство, которое зовется материнской любовью. Это чувство не похоже ни на какое другое. Оно приходит к будущей матери с зачатием своего ребенка. Нужно только во время открыть свое сердце для него. Матери всегда оберегают своих детей с самого рождения. Они никогда не желают зла своим детям, которые могут обидеть их резким словом. Настоящие матери умеют прощать и любить своих детей так, как никто в мире. Дети берегите своих матерей, ведь мать, которая может дарить тепло, ласку и уют в доме, согревать Вас добрым словом — одна, другой уже не будет. Об этом стоит помнить и никогда не забывать поздравлять её с днем матери. Пусть в этот день все матери будут счастливы, а дети горды за них. С праздником, дорогие мамы!
Ведущий 1: С инициативой учреждения Дня Матери выступил Комитет Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи. Текст Указа очень короток: «В целях повышения социальной значимости материнства постановляю: Установить праздник – День Матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября». Благодаря этому Указу российские матери получили свой официальный праздник. (Слайд 3)
Ведущий 2 : Невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование.
Ведущий 1: Улыбайтесь чаще, наши любимые мамы. Вы – наши солнышки! Это вы согреваете нас своей любовью. Это вы всегда отдаете нам тепло своего сердца.
Ведущий 2: А сегодня мы хотим согреть вас, передать вам свое тепло и нежность. И все самые добрые слова, слова признательности и любви, будут сегодня звучать в ваш адрес, дорогие мамы. Именно вам посвящается этот праздник.
Ведущий 1:(слайд 4) Что может быть на свете более священным, чем имя “мать”? Для любого из нас: ребенка, подростка, поседевшего взрослого – мама самый дорогой человек на свете, она дала нам самое ценное – жизнь.
Студент3: (слайд 5)
Нежная и ласковая мама Все простит, все стерпит, все поймет, Всю беду и горе добрыми руками В трудную минуту разведет.
Мы порой бываем недовольны Всяческой заботой матерей. Как они страдают, как бывает больно Их сердцам от черствости детей.
Мы в глазах их не заметим грусти, Не увидим добрых, нежных рук, Мелкое заметим, главное пропустим, Не услышим сердца частый звук.
(Музыкальный номер. Песня «Мама» исполняет Левадная Ирина)
На сцену выходят 2 ведущих, студент 4.
Ведущий 1:Дети для мамы – самое дорогое на земле. Любовь матери к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мама всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился.
Ведущий 2: Вот только мы – их дети – не всегда это понимаем и не всегда должным образом благодарим за сделанное ими для нас.(слайд 6)
Студент 4:
По ночам звучит надрывный кашель. Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила. Письма были, только очень редки. И тогда, не замечая нас, Все ходила и шептала: “Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз. Ваша мать согнулась, поседела, Что поделать – старость подошла. Как бы хорошо мы посидели Рядышком у нашего стола. Вы под этот стол пешком ходили, В праздник песни пели до зари, А потом разъехались, уплыли, Улетели. Вот и собери” Заболела мать. И той же ночью Телеграф не уставал стучать: – Дети, срочно! Дети, очень срочно! Приезжайте, заболела мать! Из Февральска, Тынды и Ургала, Отложив до времени дела, Дети собрались. Да только жалко – У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки, Мягкую, серебряную прядь. Почему же дали вы разлуке Так надолго между вами встать? Мать ждала вас в дождь и в снегопады, в тягостной бессоннице ночей. Разве горя дожидаться надо, Чтоб приехать к матери своей?
(Музыкальный номер)
На сцену выходят 2 ведущих и студенты 5-14.
Студент 5:Ни для кого не секрет, что для своих мам в любом возрасте мы – дети, нуждающиеся в их заботе, ласке, любви.
Студент 6: В раннем детстве своих мам мы любим безоглядной любовью. Позднее наша любовь становится сдержаннее. Порой мы им и резко ответить можем, забывая о том, что маме не все равно, когда мы приходим домой, с кем бываем.
Студент 7 : Да, порой она может отругать, испортить нам настроение, но все это потому, что ей небезразлична наша судьба.
Студент 8: А скажите, было ли с вами такое: вскипает обида – и наговоришь столько слов, что мама даже заплачет?
Надо беречь и защищать здоровье самых близких людей, и, как бы вы их ни пытались заменить друзьями и подругами, в самые трудные минуты и горькие дни все равно вы обратитесь к маме.
Студент 9: Да, мы мам иногда обижаем, но они нам все прощают, продолжают нас любить и нескончаемо верят в нас, стараясь чем-то помочь, как-то защитить, поставить на правильный путь, от чего-то оградить.
Студент 10: Но как бы мама ни старалась нас от чего-то уберечь, ребенок все равно сталкивается с грустью, болью, и тогда сердце мамы защемит еще сильнее.
Студент 11: Сегодняшняя жизнь окрашена далеко не радужными красками. Она преподносит нам все новые и новые проблемы, и большая их часть ложится на женские плечи. Но несмотря ни на что, мамы остаются по-прежнему терпеливыми, трудолюбивыми и никогда не забывают о своих детях.
Студент 12: Мы взрослеем, мужаем, но место матери в нашей жизни остается совершенно особым, исключительным. Мы вырастим и улетим из родительского гнезда, а дома нас будут ждать, будут тревожиться за нас наши мамы. Наши самые родные, самые любимые!(слайд 8)
Студент 13: Счастье матери – это счастье ее детей. Потому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за сына или дочь, желает им добра, счастья. Мать – первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий и верный. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свои любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова дочери и сына.
Ведущий 1: (сдайд 9)
Я гимны матери пою За то, что жизнь ее как подвиг, Что сотворила жизнь мою И злобы никогда не помнит. Я гимны матери пою За бесконечное терпенье, За смелость в жизненном бою, За сладкие любви мгновенья. Я гимны матери пою: На свете нет ее прекрасней. Она несет нам в жизни счастье, И звезды честь ей отдают. Я гимны матери пою За то, что нас она лелеет, Как солнце, светит нам и греет, И где она, там как в раю. И повторять не устаю: Превыше доброта и верность, Я гимны матери пою!
Ведущий 2:
Поклон вам, мамы дорогие, За ваш нелегкий, нужный труд, За всех детей, что вы взрастили И тех, что скоро подрастут. За вашу ласку и вниманье, За искренность и простоту. За мужество и пониманье, За чуткость, нежность, доброту.
Студент 14: Мама! Мамочка! Сколько тепла таит магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей жизненной дорогой. Материнская любовь греет нас до глубокой старости.
(Песня про маму)(слайд 10)
На сцену выходят 2 ведущих и студенты 15-16.
Ведущий 2: Каждую секунду в мире рождается три человека. С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребенка. Мать приобщает дитя к человеческой общности. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший
духовной силой, помогая постичь духовные ценности. Не это ли держит мир? Делает его вечным? Не в этом ли связь поколений? У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
Ведущий 1: Мама не только не досыпает ночами, волнуется и заботится, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мать – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…это уроки красоты на всю жизнь…
«Сынок, проснись, выпал первый снег!»
«доченька, посмотри, расцвел подснежник!»
Мать - чудо мира! Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она внушает ребенку чувство надежности, защищенности.
Студент 15: Надо беречь и щадить здоровье самых близких нам людей. И как бы вы не пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к родным людям. Вспомните вопрос А. Фадеева: «Кого мы больше всех обижаем?» - и его ответ: «Матерей наших». Вот как об этом написал Сергей Плотов… (слайд 11)
Студент 16: Легче всего обидеть мать.
Она обидой не ответит,
А только будет повторять: «
Не простудись – сегодня ветер».
Легче всего обидеть мать.
Пройдут века, Мы станем старше
Но кто-то губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего обидеть мать».
И, может быть, его услышат.
(Звучит «Песенка Мамонтенка» в исполнении студентки колледжа и на экране презентация с поздравлениями (Слайд 12 ).
На сцену выходят 2 ведущих и студенты 17- 19.
Ведущий 1: Да, родители на наших глазах стареют. Американцы подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъему груза весом в 18 тонн на высоту 227 км. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания родителям, их здоровью, самочувствию.
Ведущий 2:Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые слова дочери или сына.
Студент 17: Любому, кто живет на белом свете,
Любить, кто может, думать и дышать,
На нашей грешной голубой планете
Родней и ближе слова нет, чем мать.
Нам наши мамы, мамочки родные
Сердца и жизни отдадут без слов.
Для нас они воистину святые,
Неважно, что нет нимбов у голов.
Мы маму вспоминаем, словно Бога,
Коль с нами вдруг случается беда.
Студент 18: Ухабиста, порой судьбы дорога,
Однако матери поймут детей всегда.
Поймут детей и в радости и в горе,
Уберегут родных детей от бед.
С родной лишь мамой по колено море,
Лишь мамин нужен в трудный миг совет.
Мы в жизни разными дорогами шагали
Неважно, сколько зим и сколько лет,
Но эту истину давно уже познали:
Родней, чем мама, человека нет. (слайд 13)
Ведущий 1: С помощью волшебных слов можно даже грустной или обиженной маме вернуть хорошее настроение. А было ли с вами такое, что сердце разрывается от непонятного чувства вины, жалости, любви, а слов нет. А если и есть, то произнести их нелегко. Между тем каждая мама ждёт таких слов, она их заслужила. Послушаем, как обращаются к матерям поэты и писатели, какие находят слова для выражения своих чувств.
Студент 19: Среди привычного обмана,
Среди словесного тумана,
Я вдруг почувствовал, как много
Для человека значит мама.
Когда вперед иду упрямо,
Идти мне помогает мама,
Когда проваливаюсь в яму,
Протягивает руку мама.
Мне нужно много или мало,
Готова поделиться мама.
Живу я криво или прямо,
Меня все также любит мама.
Когда тот день далекий длился,
Наверно я не весь родился.
Наверно, часть меня в тебе…
А может часть тебя во мне? ( Петр Давыдов)
Ведущий 2: Мы гордимся нашими мамами, радуемся их профессиональными достижениями. Но гораздо больше – тому, что они вкусно готовят, создают уют в доме, согревают всех своими заботами и любовью. Ведь самое главное в жизни каждого человека – это его семья, которая дает ему опору на всю жизнь, а главная в семье, конечно, мама.
На сцену выходит студент 20
(На фоне песни "Авэ Мария” студентка 20 читает стихотворение Александра Яшина "Молитва матери”.) (слайд 14)
Студентка 20 : Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые, –
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни. Сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью –
На мужа, на сына, на дочерь мою,
– На каждый характер хватило,
На все сомнения
И смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения
И увлечения,
На заблуждения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
Ты – Мать, Ты меня понимаешь...(слайды…)
На сцену выходят 2 ведущих и студенты 21-22
Ведущий 1: Место матери в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою боль и радость. И находим понимание.
(Танец и песня «Ты знаешь, мама…» в исполнении студентов группы)
Студент 21: Материнство – это великая миссия женщин. Мать находит себя в беззаветной любви, посвящённой детям. А дети отвечают ей любовью, вниманием, заботой. Дети – самое дорогое для матери. Счастье матери – это счастье её детей. Она бывает строгой, взыскательной, потому что чувствует большую ответственность за сына или дочь, желает им добра. Мать – первый учитель и друг ребёнка, причём самый близкий и верный.
Ведущий 2:Наша ответственность перед матерями безмерна! Задумаемся: достаточно ли внимательны, добры мы к своим мамам или к тем, кто по-настоящему любит нас?
Ведущий 1: Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки - от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!
Студент22: (читает отрывок из поэмы Гамзатова «Слово о матери»)
С годами, став взрослее, в чувствах строже.
Вдруг сердцем начинаешь понимать.
Нет человека ближе и дороже
. Чем женщина, которой имя - Мать.
Она с тобой и в радости и в горе
Она с тобой, пускай далёко ты.
И сколько же в её таиться взоре –
Сердечной, материнской теплоты.
Спешите к ней сквозь годы и разлуки.
Что бы её утешить и обнять.
С благоговеньем поцелуйте руки.
Той женщине, которой имя - Мать!
Преподаватель (заключительное слово):
О мамах сегодня было сказано немало слов, много невысказанного живет в сердцах каждого из нас. Важно успеть сказать добрые слова тогда, когда мама может их услышать. В завершение нашей встречи хочется сказать вам о том, чтобы вы всегда чтили, уважали своих матерей, старались их не огорчать.
На сцену выходят все студенты группы с цветными шарами.
Ведущий 2: Мамы, какие бы мы вам стихи сегодня ни читали, какие бы благодарности ни произносили, все равно нет слов таких, чтоб выразить сполна, что значит мама и что для нас она.
Ведущий 1: Кланяемся вам, мамы, за ваш великий материнский подвиг!
Ведущий 2: Низко кланяемся тебе, женщина, чье имя – Мама!
Ведущий 1: Живите долго, дорогие мамы!
Ведущий 2: Будьте счастливы!
Звучит песня про маму в исполнении студентки группы. А остальные студенты мамам дарят цветы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новый праздник – День матери – постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. И в этот день дети поздравляют любимых мам с их праздником с благодарностью за неустанную заботу, терпение, любовь и преданность. День матери станет незабываемым событием для каждой женщины, которая вырастила ребенка.
Данный проект – целенаправленная системная работа по приобщению обучающихся к духовно-нравственным ценностям, формированию элементарных представлений о роли матери в жизни каждого человека, воспитанию осознанного, глубокого нравственного отношения к ней. Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери в жизни каждого человека, об уважении и почитании материй, желание помогать им и заботиться о них, а так же о необходимости для каждого ребенка больше времени находиться с мамой.
Праздник «Спасибо тебе, мама!» подвёл итог работы над проектом, где и обучающиеся, и родители прониклись атмосферой доброжелательности, радости, тепла, эмоционального комфорта и благополучия. Обучающиеся проявили активность, прежде всего в подготовке мероприятия. Результаты занятия соответствуют поставленным задачам. Обучающиеся стали проявлять в большей степени нравственные чувства: доброту, отзывчивость, бережное отношение и внимание друг к другу и родителям (маме), приобрели навыки проектной деятельности. Родители предложили продолжить начатую работу, но уделить внимание не только мамам, но и другим членам семьи.
Занятие имеет большую познавательную и воспитательную ценность. Положительным моментом была ориентация проведенного занятия на воспитание в обучающихся ответственности, самостоятельности, консолидации сил всего коллектива.
Считаю, что все цели и задачи, поставленные перед детьми, были достигнуты и реализованы. На будущее решили продолжить работу над проектной деятельностью.
Литература
1.Библиография Ковалёв Н.Е. и др. «Введение в педагогику». М.: «Просвещение», 1975 г.
2. Коротаев В. «Мать». «Молодая гвардия», 1979 г.
2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008г.
3.Прохоров А.М. «Большая Советская Энциклопедия» т.15. М.: «Советская Энциклопедия», 1974 г.
4.«Пословицы и поговорки народов мира» АСТ, Хранитель, Сова (2008 г.)
5.Рут М.Э. «Этимологический словарь русского языка для школьников». Екатеринбург: У- Фактория, Владимир: ВКТ, 2008 г.
6. Синицин В.А. «Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи». М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007 г.
7. «Стихи и рассказы о маме» сборник. М.: «Астрель» АСТ, Хранитель, 2011г.
8.Справочник классного руководителя. № 11 2012 г.
9.Лучшие классные часы. Женило М. Ю. Ростов-на-Дону «Феникс» 2013 г.