Классный час предусматриваtn информацию об исторической дате Дня народного единства, о роли исторических личностей в становлении Российского государства через доклад, чтение стихотворений, фронтальный опрос и обобщение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Классный час – это мероприятие, направленное на организацию воспитательной работы со слушателями.
Классный час можно проводить по-разному: читать лекции, устраивать диспуты или беседы, организовывать игры, конкурсы, викторины, тестирования и пр.
Формы проведения классного часа напрямую зависят от целей, которых мастер производственного обучения хочет добиться. При этом одной из задач мастера становится попытка сделать классный час интересным и полезным для слушателей.
Классные часы могут быть посвящены особым событиям (например, встреча с ветеранами, приуроченная к 9 Мая), вопросам образования, развития личности, отношений в коллективе и пр.
Помимо плановых, могут проводиться и внеплановые классные часы. Они обычно используются для решения проблем, возникших в коллективе:
- обсуждения успеваемости;
- конфликтов между однокурсниками и пр.
Именно классные часы – это наиболее удачное время для проведения психологических и профессиональных тестирований, которые могут помочь слушателям в определении жизненных интересов, целей.
Подготовкой классного часа занимается не только мастер производственного обучения, но и слушатели.
Во время классного часа никому не ставят оценок и не задают домашних заданий. Неформальная обстановка способствует более открытому общению.
План проведения классного часа
«Возвращение в историю»
Тема: Возвращение в историю.
Форма проведения: гостиная.
Методическая цель: показать методику проведения классного часа в форме гостиной с использованием элементов ИКТ, активных форм и методов.
Цели:
Образовательная: дать общее представление об истории возникновения праздника и события, связанных с 1612 годом.
Развивающая: развивать умение делать выводы, обобщать, участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: формировать чувство гражданственности и патриотизма, ответственность за судьбу Родины, интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Оформление: компьютер, мультимедиа проектор, экран, слайдовая презентация, воздушные шары (триколор), флаг РФ, портрет президента В. В. Путина.
Сценарий классного часа
Пока все занимают свои места в кабинете, звучит песня «Россия, мы дети твои!».
слайд
Организационный момент
«Начинаем мы опять По истории шагать. Постарайтесь все понять, Про страну свою узнать»
Тема нашего классного часа «Возвращение в историю»
2 слайд
Звучит гимн, все встают.
Слова гимна России
Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Гостиная
Вступительное слово мастера производственного обучения
3 слайд
Россия
Россия – как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки. Раздолье, русская душа. Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей, Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом – Русь.
– О чем это стихотворение? (о Родине)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)
Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
Звучит колокольный звон, мастер производственного обучения читает стихотворение:
4 слайд
День народного единства
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года – День народного единства.
- Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)
- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства»? (К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.
-Но откуда мы с вами все это знаем? (из истории)
Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
5 слайд
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая
Выступление ведущих (слушателей) о роли исторических личностей и становлении Российского государства.
6 слайд
Ведущий Виктор –После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший – умер, средний – недолго процарствовал. Что стало с младшим, Дмитрием, - неизвестно. В народе слух ходил, что убили царское дитя! И убийца стал царём вместо Дмитрия.
7 слайд
Ведущий Иван – Борис Годунов много хорошего для страны сделал, ещё больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, да голод.
Ведущий Виктор – И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
8 слайд
Ведущий Иван – Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.
Ведущий Виктор – В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого – ничтожного.
9 слайд
Ведущий Иван – Он тоже назвал себя царевичем Дмитрием и в истории остался как Лжедмитрий II. Этот самозванец, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге со своим войском Лжедмитрий II разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».
10 слайд
Ведущий Виктор – Потом он надумал на московский трон посадить польского королевича Владислава и отправил послов к польскому королю Сигизмунду. А Сигизмунд заявил, что трон в Москве займет сам и станет Русь частью Польского королевства.
11 слайд
Ведущий Иван – Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Тогда и наступил конец терпения народа.
12 слайд
Ведущий Виктор – Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.
13 слайд
Ведущий Иван – И пошли поляки да бояре-предатели к патриарху Гермогену грамоту подписывать, но патриарх отказался и призвал русский народ выступать против захватчиков.
14 слайд
Ведущий Виктор – Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Войско потерпело поражение. Ляпунов – погиб. Но призыв патриарха облетел все русские города и сёла.
15 слайд
Ведущий Иван – Купец из Нижнего Новгорода Кузьма Минин первым обратился с призывом к жителям города и отдал всё своё богатство на ополчение. Собралось большое войско.
16 слайд
Ведущий Виктор – Во главе ополчения встал князь Дмитрий Пожарский. Ополчение двинулось из Нижнего Новгорода в Москву. Оно росло в пути не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
17 слайд
Ведущий Иван – В момент пополнения ополчения Минина и Пожарского в городе Ярославле поляки снова потребовали от патриарха, чтобы ополчение разошлось. Однако патриарх Гермоген ответил так: «Да будет над ними милость Божья и наше благословенье! Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем!»
Ведущий Виктор – Так и случилось! Вся русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
18 слайд
Ведущий Иван – Бои продолжались два месяца. Поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. И 4 ноября 1612 года ополчение во главе с Мининым и Пожарский взяло Китай-город.
19 слайд
Ведущий Виктор – Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. В самом сердце России на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому, такой же поставили и в Нижнем Новгороде.
20 слайд
Ведущий Иван – Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года Москва уже была освобождена, но отряды захватчиков ещё бродили по русской земле в надежде завоевать Москву.
21 слайд
Ведущий Виктор – Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича Романова, который жил неподалёку от Костромы.
22 слайд
Ведущий Иван - Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино Костромской области – Иван Осипович Сусанин. Враги хотели сделать Сусанина их проводником к царю Михаилу, но Иван Осипович завёл захватчиков в глухой лес.
23 слайд
Ведущий Виктор – Погиб Сусанин, но при этом и погубил поляков-захватчиков. Доказательством реальности подвига Сусанина является царская грамота о даровании зятю Сусанина половины деревни за подвиг покойного тестя.
24 слайд
Ведущий Иван – В Костроме установлен памятник Ивану Осиповичу Сусанину.
25 слайд
Ведущий Виктор – 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Её иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
26 слайд
Ведущий Иван – В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах 17 века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.
27 слайд
Подготовленные слушатели читают стихотворение «Единство навсегда», автор Наталья Майданик
Единство навсегда
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
(Константин Леонов)
Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века!
(Иван Пастухов)
И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен.
(Владислав Поседкин)
Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда!
(Иван Булавин)
Подведение итогов.
28 слайд
Мастер производственного обучения задаёт вопросы слушателям (фронтальный опрос).
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? (Речь Посполитая)
2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?(Прокопий Петрович Ляпунов)
3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? (Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город)
4. Как звали национального героя того времени? (Иван Осипович Сусанин)
5. Кто стал царём Российского государства после Ивана Грозного? (Борис Годунов)
6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?(Лжедмитрия II)
7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? (Казанский собор на Красной площади в Москве)
8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?(С воцарением Михаила Романова)
9. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства)
10. Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.
Запись на доске
Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
Заключительная часть.
29 слайд
Что же такое 4 Ноября для русского народа? Это Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
4 ноября – это день единства всех российских народов;
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.
4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.
30 слайд
А ещё этот праздник носит название «День добрых дел». В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. Проводим акцию «Чистый посёлок» (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников); акцию «Поможем детям» (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского дома); акцию «Спешите делать добрые дела» (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).
31 слайд
В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:
Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
Рефлексия.
Прошу встать тому, кому понравилось сегодняшнее внеклассное мероприятие. Слушатели встают.
32 слайд
Чтение стихотворение Натальи Майданик.
ПРИЗЫВНАЯ В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах! Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей, Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать!
33 слайд
Всем спасибо за общение!
Все расходятся, звучит песня «Россия, мы дети твои!».
Заключение
Классный час предусматривал информацию об исторической дате Дня народного единства, о роли исторических личностей в становлении Российского государства через доклад, чтение стихотворений, фронтальный опрос и обобщение.
Разработка классного часа проводилась с учётом индивидуальных и творческих интересов, активизации самостоятельности слушателей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе.
В ходе классного часа раскрылся интеллектуальный уровень слушателей с ограниченными возможностями здоровья, который способствовал достижению отличных результатов, развитию познавательного интереса, логического и ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, памяти.