Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия-проекта "Хлеб - всему голова"»
На основе подготовленных материалов доказать, что хлеб для русского человека является не только пищей.
Задачи: 1. Подобрать и обобщить материал о роли хлеба в жизни русского человека.
Развивать умение работать в группах и самостоятельно, делать выводы, находить в своем сообщении главные слова, приобрести навыки по оформлению стенгазеты и других отчетных материалов.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию, напомнить о бережном отношении к хлебу.
Показать цену военного хлеба, что без хлеба нет жизни на земле, хлеб – всему голова.
Формы организации работы детей: групповая, самостоятельная.
Формы организации работы учителя: консультации, корректировка подготовленных материалов, оформление презентации.
Для реализации проекта дети разбиты на группы по 2 человека по желанию детей. Каждая группа получила задание.
Историки – подготовить сообщение о появлении хлеба на Земле и о том, как относились к хлебу во времена тяжелых испытаний, например, во время Великой Отечественной войны.
(Шарова Светлана, Воробьев Игорь)
Агрономы– подготовить тест по теме «Почва», рассказать о витаминах, которые содержатся в хлебе.
(Амирян Оксен)
Филологи– толковать слово «хлеб», его многозначность, подобрать пословицы, поговорки, загадки, оформить папку, рассказать о традициях, связанных с хлебом.
(Шарова Олеся, Мгоян Роман)
Художники-оформители – подобрать работы художников по теме «Хлеб», оформить стенгазету с отчетными материалами, провести конкурс рисунков по теме «Хлеб-всему голова!
(Крупцев Максим, Киринцев Иван)
Подготовить презентацию о хлебе.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Тема урока и цель.
Праздник начинается со сценки. Звенит звонок.
1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!
Три человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки» (из пенопласта), компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
1-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
3-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному!
2-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!!
Дети разбегаются.
Учитель: Из своего детства я помню, как бабушка аккуратно собирала со стола крошки хлеба в ладонь и клала их в рот.
Мне стало интересно, что значит «хлеб дорогой ценой достаётся», я попросила бабушку, и она мне рассказала. Ее рассказ я помню до сих пор.
И вдруг, спустя много лет, мне захотелось и вам рассказать, милые мои дети, что значит «хлеб дорогой ценой достаётся», а все потому, что из мусорной корзины Татьяна Борисовна достала несколько кусочков не съеденного и выброшенного хлеба.
Каждый знает, что в магазине батон стоит не более двадцати рублей. Но сколько труда вкладывают люди, чтобы каждый день у нас на столе был свежий душистый хлеб – об этом, кажется, мало, кто знает. Из нашего сегодняшнего мероприятия вы и узнаете. Почему нужно беречь хлеб? Как его беречь?
Некоторое время назад вы получили задание: собрать материал по теме «Хлеб - всему голова!» и разбились на группы: историки, агрономы, филологи, художники-оформители. Сегодня мы подведём итоги вашей работы и попробуем ответить на вопрос о том, какую роль в нашей жизни играет хлеб, что такое хлеб.
III.Сообщение темы занятия.
Каков он, хлеб? А какой бывает хлеб? (ответы детей)
ВЫВОД: Хлеб - это создание человека, без которого немыслима жизнь человека. Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля - матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб – кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба – нет».
ОТЧЕТ ГРУППЫ «ИСТОРИКИ»
1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода.
2-й. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок c пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Учитель: А я нашла другую информацию о первом появлении хлеба.
Оказывается, первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках поселений древнего человека были найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад.
А сейчас ребята мы вам покажем и расскажем, как рождается хлеб в наше время.
ОТЧЕТ ГРУППЫ «АГРОНОМЫ»
1-й. Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.
Игра «Откуда берется хлеб»
Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном .порядке.
У крестьян торжественные лица,
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозною станицей
Хлебное положено зерно.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.
Учитель: Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...
За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей— это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе! А вы хлеб любите? Какие еще изделия из муки вы можете назвать?
Поют песню на мотив «Песенки про пето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Учитель: А знаете ли вы, что дарить хлеб - значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете назвать мне какие-нибудь пословицы, приметы, связанные с хлебом?
ОТЧЕТ ГРУППЫ «ФИЛОЛОГИ»
Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Пословицы и поговорки о хлебе.
«Калач приестся, а хлеб никогда».
«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».
«Не впору и обед, как хлеба в дому нет».
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска».
«Без печки холодно, без хлеба голодно».
«Без соли, без хлеба – худая беседа».
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба святого все приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Горьки работа, да хлеб сладок.
Жнут порою, а жуют зимою.
За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.
Ученик. Молодцы, много пословиц о хлебе вы знаете, много пословиц о хлебе народ сочинил. А как вы думаете, почему?
(Народ очень ценит хлеб, поэтому так много поговорок о нем. Без хлеба нельзя жить, он всегда спасал от голода в самые трудные годы).
Учитель. Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».
Загадки.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)
Заповеди русского народа о хлебе?
Хлебом – солью всегда встречали на Руси гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность.
Караваем встречали родители молодоженов.
Хлеб вносят в дом на новоселье “Не красна изба углами, а красна пирогами”.
Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”.
Именем хлеба клянутся “Чтоб мне хлеба не видать”
“Хлеб - всему голова”, -Уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашет, хлеб сеет, собирает, продает.
А хлеб, которым делишься, очень вкусен.
Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»
Учитель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.
Жок-жок-жок — это (пирожок).
Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).
Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).
Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).
Ач-ач-ач — вот (калач).
Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).
Чи-чи-чи — мы любим (калачи).
Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи). )
Учитель: Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто двадцать пять граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Сценка: «Брат и сестра в ожидании матери».
Сестра: Как холодно! И мама не идет
Быть может, хлебушка она
Нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где
Отыскать,
Голодной страшно мне идти
В кровать,
Брат: А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш
Сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды
Здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики
С вареньем,
Чай с малиновым печеньем,
Которое по праздникам
Пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде
Заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о
Ней,
Тем голод чувствуешь
Сильней.
И мне воспоминания эти не
Нужно.
Сестра: А вот и мамины
Шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед
Ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Учитель:В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.
Учитель: Мы не знаем, что такое голод. Поэтому у нас совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Хлеб нужно беречь!
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, то на столе Люди долго и упорно Потрудились на земле.
Учитель: Вот такое коротенькое, но емкое слово – «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб – всему голова? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда! Без него обойтись и не пробуй, Без него человеку беда.
Учитель: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.
Говоря о самом святом – хлебе, торжественно клянемся:
Бережно относиться к хлебу; Клянемся!
Помнить, что брошенный кусок хлеба мог бы спасти чью – то жизнь во время войны; Клянемся!
Не забывать, что люди, спасая хлеб, отдают самое дорогое – жизнь. Клянемся!
Верность этой клятве обещаем пронести через всю жизнь! Клянемся!
ОТЧЕТ ГРУППЫ «ХУДОЖНИКИ - ОФОРМИТЕЛИ»
Наши художники – оформители подготовили работы о хлебе. Можно посмотреть рисунки, сочинения детей.
«Конкурс караваев»
Из соленого теста.
1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды; немного крахмала. Для цвета в тесто можно добавить гуашь.
Дети берут по маленькому кусочку и в течение 10 минут лепят маленькие «каравайчики». Затем устраивается выставка караваев.
Учитель: А также мы подарим 1–классникам раскраски, 2-классникам и 3-классникам – рецепты из черствого хлеба.
- Что же полезного вы сегодня услышали?
Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относиться к хлебу.
Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?
1. Положить в целлофановый пакет на батарею.
2. Приготовить панировочные сухари.
3. Посушить гренки для супа.
4. Поджарить гренки к чаю.
5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.
Наша встреча подходит к концу. Знайте, дорогие ребята: для того чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра. И всегда. Трудится вся страна. Живите так, чтобы хлеб ваш был честным. Помните, ребята: в хлебе - душа родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.
Меняются времена и представления о началах. Но началом всех начал был и остаётся Хлеб! Берегите его, ребята!