Просмотр содержимого документа
«Межнациональная толерантность. МАСТЕР - КЛАСС "Возьмемся за руки, друзья"»
«МАСТЕР-КЛАСС»
Межнациональная толерантность
«Возьмемся за руки, друзья»
Цель мероприятия: Воспитание межнациональной толерантности и культуры мира.
Задачи:
Дать понятие толерантности как активной нравственной позиции
Расширить понятие культуры мира.
Формирование принятия других культур.
Признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей.
Форма: Беседа с элементами исследования.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальный центр, плакаты, наглядные материалы.
Ведущий:
Добрый день! Здравствуйте, ребята!
А как вы думаете, какими людьми мы хотим вас видеть в этой взрослой жизни?
(ответы учащихся)
Ведущий: Конечно, мы хотим вас видеть здоровыми, умными, интеллектуально развитыми, но, безусловно, добрыми, отзывчивыми, с душой, открытой всему прекрасному и стремящейся творить Красоту вокруг себя; и, несомненно, живущими в мире и согласии в нашей многонациональной стране!
Неслучайно Европа, выбрав путь интеграции, стремится к тому, чтобы мы не только любили свой народ, его язык и культуру, знали и уважали его обычаи и традиции, но и жили единым Европейским домом.
Мы живем в многонациональной республике. Мир и спокойствие в ней зависят от того, насколько уважительно, терпимо относятся друг к другу люди, насколько знакомо им такое понятие как культура мира. Какой же смысл мы вкладываем в это понятие?
Учащийся 1: Культура мира, прежде всего, предполагает умение людей жить в мире и согласии, в уважении друг к другу, к обычаям, традициям, к культуре других людей, в умении слушать и слышать другого человека, независимо от того, какой он национальности, вероисповедания, богат он или беден, физически развит или немощен.
Учащийся 2: Культура мира – это возможность приобщиться к миру другого народа и открыть для себя, что этот народ живет по тем же законам добра и справедливости, и что надежды, мечты, стремления этого народа точно такие же, как и у твоего, и взаимопроникновение культур способно укрепить мир и взаимопонимание разных народов.
Ведущий: Я совершенно согласна с вами. Мне лишь хочется добавит, что овладение культурой мира совершенно обязательно для каждого человека, особенно сейчас, когда сместились понятия, что нравственно и что безнравственно, когда вокруг нас достаточно много зла и ненависти, когда пошлость, грубость, бездуховность и жестокость уверенно процветают на экранах наших телевизоров, когда неожиданно вдруг обострились отношения между людьми разных национальностей, доселе жившими в дружбе и согласии (например, на Кавказе). Нам с вами повезло, что мы живем в замечательной республике, и что столицей является замечательный город с тысячелетней историей, где дружно уживаются русские и татары, удмурты, марийцы, башкиры, чуваши, грузины, армяне и еще люди разных национальностей, Мухаммед Садри написал замечательные строки о столице республики:
Учащийся 3: О Казань, лучезарная наша столица
Посчастливилось здесь мне расти и учиться.
И склоняю я голову в чувстве святом
перед каждым твоим дорогим уголком!
Очень приятно, что и молодые люди в своих современных песнях, рэпах воспитывают те же самые чувства. Вот послушайте!
(Звучит рэп о Казани)
Ведущий: А какие примеры из жизни, культуры, архитектуры нашего города, которые свидетельствуют о мирном добрососедстве русской и татарской национальных культур, вы знаете?
Учащийся 4: Побывав недавно в Москве, я посетила настоящий чудо-городок на берегах реки Лихободки (Это недалеко от станции метро «Отрадное»). Это место называется «Духовно-просветительский комплекс традиционных российских религий». Здесь построены две мечети, православный храм и часовня, а на другом ее берегу – трехэтажное здание европейской синагоги. Разные культуры, разные религии, но в этом комплексе удалось создать единство стиля. Здесь все наполнено жизнью, все служит людям. Работает огромный коллектив, объединивший людей разных вероисповеданий.
Ведущий: А помнишь, кто автор и создатель комплекса? Рашит Баязитов – российский гражданин, татарин по рождению, мусульманин по вере, человек, глубоко осознавший гуманистическую сущность религий, которые исповедают народы России.
Учащийся5: На территории Казанского Кремля стоят рядом мечеть Кол Шариф и Благовещенский собор.
Учащийся 6: Да и в других местах Казани рядом соседствуют православные и мусульманские храмы.
Учащийся 7: Размышляя над заповедями Библии, которые учат нас жить по законам добра и справедливости, можно обратиться к Корану, который проповедует те же нравственные законы. Некоторые заповеди совпадают полностью.
Например, в Библии: В Коране:
Не убей 1. Не укради
Люби ближнего своего, 2. Люби своего брата, как
как самого себя. как самого себя.
Чти отца твоего и мать твою, 3. Почитай старших, особенно
и да будет тебе благо и долголетие на земле. родителей.
Учащийся 8: Много общего есть и в произведениях русских и татарских поэтов. Вот, например, Муса Джалиль и Константин Симонов. (Татарский поэт, чья жизнь так жестоко и трагически была оборвана войной и русский поэт, который прошел всю войну, видел ее ужасы и рассказал о ней в своих стихах.)
Поражает тематика: здесь и стихи о Родине, и о дружбе, и о любви, и о ненависти, и о вере в победу. Как удивительно близко они соприкасаются в поэзии во всем. Помните, знаменитое Симоновское «Жди меня»:
«Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
И в конце: Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня»
А вот Муса Джалиль: (фрагмент стихотворения «Любимой»)
Наступит день – устанешь ждать
Среди ночей пустых,
Себя ты станешь убеждать:
Его уж нет в живых
Последних не теряя сил,
В огне, среди смертей,
Я до сих пор, родная, жил
Лишь верою твоей.
Прошел сквозь гром,
Сквозь яркий дым,
Сквозь чуждые края,
Из этой тьмы вернет живым
Меня любовь твоя.
Ведущий: Спасибо! Посмотрите, ребята. Один – татарин, другой – русский, но какая схожесть чувств! И тот, и другой поэт равноценны по своей значимости.
А вот посмотрите сейчас отрывок спектакля «Старик из деревни Альдермеш»
Отношения между русскими и татарами сложились исторически. И замечательно то, что в нашей национальной литературе сохранились страницы, описывающие такие качества, которые помогают человеку не огрубеть, не ожесточиться, не состариться душой, жить в мире и согласии.
Учащийся 1:
На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года,
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить,
Как тигры воюем, нам бремя, не бремя,
Как кони, работаем в мирное время,
Мы - верные дети единой страны,
И наши права равны!
Ведущий: Спасибо! Итак, мы видим, что качества, которые делают человека человеком, воспевались всеми поколениями людей во все времена. Попробуйте назвать эти качества! Отрадно, что ныне очень ценятся такие качества, как доброта, человечность, милосердие, сострадание в их истинном смысле, а не как идеал литературного героя. И все эти качества характерны для человека толерантного. А какого человека мы называем толерантным?
Учащиеся: (Дают определение толерантного человека)
Ведущий:А мы являемся с вами толерантными людьми? (проводится анкетирование)
Ведущий: Отметьте три качества, которые типичны для вас, и три, которые слабо выражены.
Какой можно сделать вывод? Итак, можно сделать вывод, что нашему коллективу присущи и доброжелательность, и гуманизм, и терпимость к различным культурам, и доброта, и доверие. Нас можно назвать достаточно толерантным коллективом. Однако необходимо воспитывать в себе такие качества, как юмор, который необходим в первую очередь для того, чтобы посмеяться над собой, терпение, снисходительность, умение слушать – качества, которые так необходимы, чтобы любить людей. Ведь если человек не любит людей, если он идет по жизни, не замечая жертв и самоотверженности тех, кто сопровождает его в этой жизни, то он вряд ли доберется до тех высот, по которым идут истинно великие люди:
Все в мире цепью связано нетленно,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда сорвется и умрет
(Л.Куклин)
Звучит музыка: Б.Окуджава «Возьмемся за руки, друзья».