Якутия - своеобразный край по географическому положению, климатическим особенностям, развитию, разнообразностью природных ресурсов, неповторимостью. Якутия отличается своим народом, их национальным разнообразием и традицией. Якутия является краем, где народные традиции сохранились в первоначальном виде. Об этом вкратце узнают участники и сделают свои выводы тому, что узнали во время занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мир, в котором я живу »
МБОУ « Намская средняя общеобразовательная школа №1 им.И.С.Гаврильева»
Мир, в котором я живу
Автор учебно-методической разработки учитель начальных классов Федорова Н.П.
Намцы, 2013г.
«Мир, в котором я живу»
Цель: Ознакомить детей из других регионов России с Якутией, с её растительным, животным миром и недрами природных богатств.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, печатный и раздаточный материал о Якутии, календари, слайды, национальный костюм, хомус, музыкальное сопровождение.
Ход игры:
Организационный момент
(музыкальный фон - игра на хомусе.)
Нөрүөн нөргүй! Здравствуйте все! Якутия - самая большая по территории республика в России. Она превосходит Францию, Австрию, Германию, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых. Наша республика - самая богатая природными ресурсами в России. Она обладает недрами, содержащими чуть ли не всю таблицу Менделеева, девственными лесами, полными пушнины и дичи, реками, одаряющими рыбой. Зима в наших краях долгая и лютая, весна многоцветная и бурная, а лето знойное и короткое. Летние ночи белые, светлые и дольше, чем в Петербурге.
2.Класс (отряд) уже разделен на группы. Представьте, что вы на земле Якутии. Зима в моем крае суровая, потому от жителей требуется мужество; лето щедрое, потому люди у нас с широкой и доброй душой. Поймайте у меня три добрых шара, в них вы обнаружите карту исследования, чтобы вы ненароком не заблудились. Теперь те, у кого в руках шар, пожалуйста, выйдите ко мне.
Рассаживайтесь удобнее. Устроились? Готовы? Ну, тогда начнем. Обратите внимание на карту, это – Республика Саха.
- Как вы думаете, что нам предстоит делать? (диалог)
- Правильно, вы облегчили мне задачу.
3. Прочтите, пожалуйста, кому что выпало:
Во время игры вы познакомитесь с Якутией. У нас есть три группы, которые будут, как первопроходцы открывать для себя растительный мир, животный мир и полезные ископаемые Якутии, и как самые настоящие первооткрыватели составят карту. И мы все вместе узнаем, чем богата и знаменита Республика. Игра будет проходить в три этапа, первый этап «Экспедиция» вы пройдете сами и исследуете, затем расскажете друг другу результаты своей экспедиции, второй этап - «Игры якутов», третий- «Фольклор». На этих этапах экскурсоводом буду я.
4. Итак первый этап: Каждой группе я раздаю материалы о Якутии, это книги, открытки по той теме, которую вы вытянули по жребию. На столах перед вами лежат ваши помощники: информация о Якутии, макет карты и вырезанные картинки. Вы должны, прочитав его, заполнить за 15 минут карту, наклеивая на макет картинки. Кроме этого у вас лежит на столах путеводитель (алгоритм работы).
Второй шаг этого этапа - «Защита» вам дается 10 минут. За это время вы должны ярко и интересно рассказать все, что вы узнали о Якутии. Таким образом, мы все познакомимся республикой. Дерзайте!
Я вижу, что группы уже готовы, сейчас мы станем слушателями результатов их исследовательской работы.
- Первая группа расскажет о растительности Якутии.
- Следующая группа осветите, пожалуйста, нам животный мир!
- Ну, а теперь третья группа, ей выпала честь рассказать нам о богатствах недр земли Якутии.
-Спасибо всем творческим группам, за то, что вы, в результате маленькой исследовательской работы, рассказали всем, чем богата республика Саха. И тем самым вы соприкоснулись с миром, в котором я живу.
5.Второй этап. Зима в моей Родине длинная, 6 месяцев лежит снег. В длинные темные вечера якутский народ любил развлекать себя настольными играми и устраивать соревнования. Вам интересно, наверное, познакомиться с некоторыми из них и попробовать себя в сноровке. Так как эти игры только с первого взгляда просты. На самом деле тут требуется от игрока огромное терпение, сила воли, отработка сноровки пальцев рук. Ведь в каждой семья мужчина должен быть метким охотником, женщина сноровистой хозяйкой (Показ видов игры, правила игры). Кто ловкий, тот получает приз (баллы).
6.Третий этап. Якутский эпос-олонхо вошел в фонд национальных шедевров, нематериальных ценностей устного народного творчества по линии «ЮНЕСКО».
Песня олонхо поется на больших праздниках, смысл песни – история создания Земли Саха и жизни его славных героев. Особенно много поется олонхо во время народного праздника ЫСЫАХ, где участники соревнуется, кто лучше и содержательнее будет петь. Еще одна ритуальная песня поется у нас на ЫСЫАХЕ. Это ОСУОХАЙ. Ее выводит запевала.
На ысыахе якутский народ одевает свой национальный костюм. Женщины и мужчины добавляют к костюму украшения. Каждое украшение имеет свой смысл и назначение. В основном они носят роль оберега и говорят о благополучии семьи. Чем богаче семья, тем больше украшений. Якутский народ всем украшениям предпочитает – серебряные украшения. Серебро-сильный оберег и носитель здоровья.
7. Вот мы закончили знакомство с Республикой Саха. Давайте будем рефлексировать по этим вопросам.
Рефлексия участников:
1) Насколько решена проблема.
8. Спасибо большое за участие и поддержку.
Использованная литература:
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. НПЖ «Завуч» №1, 2007.
Сидоров Б.И. Знаете ли вы млекопитающих Якутии? –Якутск: Бичик, 2002.
Тимофеев П.А. Деревья и кустарники Якутии. –Якутск: Бичик, 2003.
Николаев М.И. Удивительные растения Якутии. –Якутск: Бичик, 2004.
Соловьева Н.Н. Дикорастущие пищевые растения Якутии. –Якутск: Бичик, 2004.
Республика Саха: год 2006. –Якутск: Бичик, 2007.
Якутия – Россия: 370 лет вместе. –Якутск: Бичик, 2002.