Просмотр содержимого документа
«"Моя семья"-праздник для учащихся 4 класса»
Внеклассное мероприятие для 3-го класса по теме "Семья: прошлое, настоящее, вечное…"
Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений.
Задачи:
обучающие — введение понятий «генеалогическое древо», «родословная»; ознакомление с правами ребенка, закрепленными в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года;
воспитательные — воспитание уважительного отношения к взрослым, чуткости, желания прийти на помощь в трудную минуту; воспитание интереса к прошлому своей семьи;
развивающие — развитие общеучебных умений, навыков (анализ, обобщение и т.п.); расширение кругозора учащихся.
- Издавна наши предки начали вести совместное хозяйство, организовывать семейную жизнь. Стало ясно, что в семье дело спорится веселее, а праздники радостнее.
На экран проецируется текст маленького рассказа Л.Н.Толстого «Дома»:
« Жил мальчик в ученье, пришел восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: «Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает». А мать сказала: «Семейная кашка гуще кипит».
Ученик читает вслух.
- Что значит «жить в ученье»?
- Как вы понимаете последние слова рассказа?
3) Сообщения учащихся о документах прошлого: «Домострой», «Юности честное зерцало».
- Так повелось на Руси, что в семье жили несколько поколений: бабушки-дедушки, их дети, внуки. Взаимоотношения между членами семьи регулировались правилами.
Сообщение ученика 1:
- В 16 веке на Руси появился свод, т.е. сборник, житейских правил и наставлений «Домострой». Главой семьи признавался мужчина. Он обладал очень большими правами, мог наказывать жену, детей. Были в «домострое» правила и для детей.
На экран выводятся выдержки из «Домостроя»
«Детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им».
«Не забывайте трудов матери и отца, они о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».
Ученик читает вслух выдержки.
Сообщение ученика 2:
- В 18 веке появляются правила поведения в семье и обществе для детей, отроков. Называется этот сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению».
На экран выводятся выдержки из сборника
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать»
«У родителей речей перебивать не надлежит».
«Когда родители их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать, что изволите, государь батюшко; или государоня матушка».
Ученик читает вслух правила.
4) Работа над басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» .
Учащиеся читают вслух, по «цепочке».
- Почему дедушку не сажали за стол?
- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
- Зачем Миша делал лохань?
- Почему родители Миши заплакали?
- Как они стали относиться после этого к дедушке?
- Зачем Толстой рассказал эту историю?
- Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?
1) Сообщения учащихся о своих семьях с опорой на генеалогические древа.
- Каждый из вас провел исследовательскую работу. С помощью родителей вы узнали о своих предках, об истории своего рода, составили генеалогические древа — родословные своих семей. По генеалогическому древу можно проследить связь между родственниками. Поделитесь интересными фактами из истории жизни ваших близких людей.
2-3 ученика представляют вниманию учащихся небольшие рассказы о своих семьях.
(Участвуют четверо учеников, исполняющих роли мамы, бабушки, Вовы, Миши.)
Обсуждение ситуации.
- Выскажите свое мнение о поступках ребят.
- Что чувствовали взрослые — мама и бабушка?
- Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
- Как вы поступаете в таких случаях?
5. Знакомимся с Конвенцией о правах ребенка .
- Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности. Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединенных Наций — ООН. Это самая известная и влиятельная международная организация. 20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребенка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод детей. Познакомимся с основными из них.
На экран последовательно выводятся права ребенка с соответствующей иллюстрацией. Дети «по цепочке» вслух читают выдержки из Конвенции, рассматривают иллюстрации.
№ 1 — право на жизнь
№ 2 — право на индивидуальность
№ 3 — право на защиту здоровья
№ 4 — право на социальное обеспечение
№ 5 — право на получение среднего и высшего образования
№ 6 — право на труд
№ 7 — право на отдых и досуг
№ 8 — право на участие в культурной жизни
№ 9 — право на защиту по закону
№ 10 — право на личную свободу и уважение личности ребенка
6. Подведение итогов.
- Какой теме было посвящено занятие?
- Что нового узнали?
- Выскажите свое мнение о том, какой должна быть семья.
- Семья — это самые родные и любимые люди. Какие бы испытания ни приготовила человеку жизнь, поддержку, опору и понимание он всегда найдет в семье.\