Ежегодно, в мае мы отмечаем славную дату – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. В период подготовки и празднования этого знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения приобретает особую актуальность. Поэтому необходимо организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании детей, что и через семьдесят, и через сто лет мы будем помнить наших дедов и отцов, их подвиг во имя Отчизны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музейное занятие «Блокадный Ленинград»»
Номинация: Методическое пособие по патриотическому воспитанию
Название работы
Музейное занятие «Блокадный Ленинград»
Автор: Вятчанина Марина Владимировна,
педагог - организатор,
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
2016 г. Черногорск
Пояснительная записка
Номинация: Методическое пособие по патриотическому воспитанию.
Название работы: Музейное занятие «Блокадный Ленинград».
Ежегодно, в мае мы отмечаем славную дату – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. В период подготовки и празднования этого знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения приобретает особую актуальность. Поэтому необходимо организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании детей, что и через семьдесят, и через сто лет мы будем помнить наших дедов и отцов, их подвиг во имя Отчизны.
Форма мероприятия- музейное занятие.
Музейное занятие – это воспитательное мероприятие, которое используется в работе школьного музея. Как любое воспитательное мероприятие, оно воздействует в первую очередь на эмоциональную и духовную сферу учащихся. При подготовке к этому занятию его участниками разучиваются стихи. В музейном занятии главным является предмет. В процессе занятия предмет, с которым необходим прямой контакт, становится объектом рассказа, изучения. Это может быть экспонат школьного или иного музея; раритет, хранящийся в семье. В отдельных случаях, возможно привлечение предметов, которые не имеют истории, но могут быть использованы как предметная ассоциация.
Возраст участников:
Занятие проводится для учащихся начальной и основной школы.
Продолжительность:
В зависимости от возраста участников продолжительность мероприятия составляет 40-60 минут.
Цель занятия:
Формирование представления у обучающихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
Воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечь за ее неудачи и поражения, интерес и уважение к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
сравнить жизнь современных детей и жизнь детей в годы Великой Отечественной войны;
Методики, используемые при проведении занятия:
интерактивная музейная технология;
компьютерная технология;
проектная методика.
Подготовительный этап
Для подготовки занятия по заявленной тематике подготовительный этап является продолжительным.
1. Подготовка сценария.
Сценарий строится на основе анализа жизни людей в Блокадном Ленинграде. Он должен включать как подготовленные номера художественного чтения, документальный фильм так и беседу по вопросам занятия. В сценарии используются сообщения подготовленные ребятами.
2. Подготовка презентации.
В презентацию включаются фотографии военных лет, которые зафиксировали жизнь людей, детей в Блокадном Ленинграде; материалы проекта «Блокадный Ленинград».
3. Подготовка предметов для музейного занятия.
Каждый сюжет сценария необходимо обеспечить предметом, который будет использоваться на занятии:
рассказ о 900-дневной блокаде Ленинграда можно показать детям хлеб, вес которого составляет 125 грамм, чтобы они наглядно представили норму выживания детей и взрослых города – героя.
Содержательная часть
Занятие начинается с беседы с детьми.
· Ребята, а вы счастливы?
· Что дает вам возможность утверждать, что вы – счастливы?
· Что может помешать вам быть счастливым?
· Что такое детство?
· Что может стать символом детства?
· Познакомьте нас со своими друзьями- игрушками?
Отвечая на эти вопросы, ребята говорят, что счастливы (большинство присутствующих). Счастливы они потому, что их любят родители, есть друзья, получают хорошие оценки в школе и т.д. Изменить настроение ребенка может ссоры, обиды, невнимание взрослых, неудача в написании контрольной и т.д. Детство, как говорят школьники, - это непродолжительный период жизни, когда много беззаботной радости, веселья, когда ребята много играют и т.д.
Завершая беседу, педагог говорит о том, что многие взрослые хотят вернуться в детство, чтобы вновь пережить это счастливое время. Многие, но не все. Потому что есть люди, чье детство украла война. Педагог предлагает задуматься над вопросом: было ли детство у тех, кто рос в годы Великой Отечественной войны?
Проведение занятия
Слайд 1 (Звук самолета, звучит голос Левитана.)
Всем героическим защитникам Ленинграда.
Слайд 2
Всем участникам прорыва и снятия блокады.
Всем, пережившим страшные 900 дней, которые длилась блокада города и всем павшим смертью храбрых - ПОСВЯЩАЕТСЯ!
(музыка тревожная короткая)
1941 год
Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.
Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди
Слайд 3 перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду… трупы людей, которые ещё недавно думали о будущем, мечтали о любви и счастье.
Слайд 4 Всё это и есть война – самое страшное событие, которое может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
И сегодня мы вспомним об одной из самых трагичных и жестоких страниц Великой Отечественной Войны, блокаде города Ленинграда, ныне Петербурга. Слайд 5
В календаре много разных памятных дат, но для любого жителя Петербурга 8 сентября особая дата— день памяти, день скорби, день начала блокады.
(музыка дети войны)
1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога.
Слайд 6 А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. 8 сентября кольцо вражеских войск вокруг города замкнулось, и город оказался в полном окружении.
Слайд 7 Запись из дневника жителя Ленинграда от 17 сентября 1941 года:«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос
Слайд 8сказал кратко: «До конца войны телефон выключен» Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк... до конца войны».
Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.
Гитлер заявлял:
«Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3 — 4 недели
Слайд 9 Ленинград, как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».
Согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно против гражданского населения Ленинграда.
Слайд 10
Из дневника начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера:
Слайд 11«…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не должны нами решаться, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Слайд 12 Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него шквал фугасных и зажигательных бомб. Бомбардировки не прекращались не днем ни ночью.
Слайд 13 В городе постепенно иссякали запасы топлива и воды. Запасы продовольствия таяли с каждым днём.
Слайд 14 Смерть входила в каждый дом.
С осени 1941 года в городе Ленинграде начался голод.
Слайд 15(музыка Бетховен)
Нет лекарств, чтоб голод укрощали
И пока он в городе везде,
Мы себе негласно запрещаем
Говорить друг с другом о еде.
А начнешь, — недобрый взгляд заметя,
Тут же смолкнешь, будто шел на грех
К этому привыкли даже дети,
Хоть сегодня им труднее всех.
Слайд 16 С осени 1941 года, была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов на один день.
Слайд 17 Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…
Склады с продовольствием постоянно подвергались бомбежке, немцы старались уничтожить последние запасы пропитания, тем самым обрекая людей на голодную смерть.
Запись из дневника от 10 ноября 41 года.
«Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Шофер повернулся и сказал глухо: «Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады». ..
Слайд 18 Сгоревшие Бадаевские склады — центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, — это были горящий сахар, мука, масло ..»
Слайд 19 (музыка тревожная короткая)
Кто не был там, тот, слава Богу, не был.
Не видел сквозь рассвета пелену
Беззвучно умирающее небо
И город, распахнувшийся в войну.
Когда душа надорвалась, устала,
Когда глаза устали без конца
Слайд 20
Смотреть, как падает с небес начало
Чьего-то неизбежного конца.
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, убьют в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди озлобятся и перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его.
Но этого не произошло, а в декабре 41 жители Ленинграда услышали по радио следующее сообщение:
Слайд 21 (музыка блокадный Ленинград)
«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.
Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. И все-таки, вопреки всему… Да будет, в суровых наших жилищах праздник!
Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй - в своем Ленинграде. Наша армия и мы вместе с ней, не отдали его немцу. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.
Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим.. нет, не верим, — знаем — она будет! Может быть, товарищи, скоро мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этотбедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...»
Слайд 22 Не смотря на трудности и лишения, осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ.
Слайд 23 Местом учёбы становились даже бомбоубежища. И в таких жутких условиях дети продолжали учиться. В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
Дети шатались от голода. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось – прямо в классе.
Слайд 24(музыка Адажио)
Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Слайд 25
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
Слайд 26 Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, где недавно сгорели сахар и мука, и собирали комья мёрзлой земли. «Бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду. И все же люди не сдавались.
Запись из дневника от 29 января 1942 года:
Слайд 27 «Разбомбили хлебозавод…. Но он, не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев - так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, — стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду ведрами из рук в руки, как по конвейеру».
Слайд 28 А между тем, изможденные люди продолжали умирать. В городе не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работ». И на городских кладбищах появились первые братские могилы.
(музыка эпическая)
Слайд 29
Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру б добраться.
Глаза бесстрастно смотрят в темноту
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Слайд 30
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу
Голодная смерть косила людей без разбора. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода в те страшные блокадные дни.
Слайд 31 Весь мир знает историю ленинградской девочки Тани Савичевой. Дневник, этой девочки, стал документом, который использовали в обвинении фашистских захватчиков на Нюрнбергском процессе.
Блокада отняла у Тани всех родных и сделала её сиротой. На последней страничке дневника было написано «Савичевы умерли все, осталась только Таня».
Слайд 32 Девочка была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором она находилась, неоднократно попадал под бомбёжки, но все же, дошел до места назначения. Из воспоминаний очевидцев:
«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил. Те, кто решился заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, и дикая тоска в огромных глазах».
Слайд 33 Все 125 детей были физически истощены и не могли самостоятельно выйти из вагона. Их выносили на руках.
Пережитое Таней Савичевой не прошло бесследно, ее мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз, девочка ослепла и через два года умерла.
Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев. Выжившие блокадники, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Слайд 34
Из воспоминаний Милютиной Зои Александровны:
« Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Люди думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и этот хлеб для неё ».
Тимуровка блокадного Ленинграда, Ольга Николаевна Тюлева, вспоминает другой случай, однажды в очереди за хлебом ей стало плохо от голода и она потеряла сознание. Ее бережно подняли, и вложили в руку упавшие хлебные карточки, не забрав ни одной.
Правительство Советского Союза делало все, чтобы помочь Ленинграду.
Слайд 35 21 ноября 141 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать единственная дорога, связывающая город с большой землей, названная « Дорогой Жизни».
Эта дорога спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Слайд 36 Шофёры вели по льду машины с открытыми дверями, чтобы если провалится лед, успеть спрыгнуть. Фашисты остервенело бомбили « Дорогу Жизни», машины уходили под воду вместе с людьми, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Слайд 37(музыка Реквием)
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть: мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны! Он спасёт
16 тысяч ленинградцев!
Слайд 38
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Слайд 39
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб. И тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь!
Слайд 40 Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами.
Из дневника очевидца:
«Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть". Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нет? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тиф и дизентерия. У кого хватит сил перенести все это? А кто будет ухаживать за больными?
Слайд 41
И весь город — все, кто только в силах держать лопату или лом - чистят улицы. А это все равно, что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, горы мусора, сталактиты нечистот. Но добровольцев много».
Слайд 42
Ленинградские школьники тоже, чем могли, помогали взрослым.
Мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы, работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда».
Слайд 43
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Слайд 44 (музыка Патриотическая)
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта? ..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом — паспорта
И в этом нет беды, но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.
Слайд 45 Из воспоминаний тимуровцев:
«В одноэтажном здании студенческой столовой теперь открыта «столовая усиленного питаниям». В каждом районе их несколько. Бледные, истощенные, слабые люди медленно бредут сюда, щурясь от весеннего света, как бы сами дивясь тому, что остались жить. Порой они садятся отдохнуть, подставив под солнечные лучи обнаженную до колена ногу или засучив по локоть рукав: солнце лечит цинготные язвочки. Но среди ленинградцев есть и такие, которые уже не ходят, не в состоянии двигаться. Они неподвижно лежат в своих промерзших за зиму квартирах, куда не в силах пробиться весна. В такие квартиры и идут молодые врачи, студенты медвузов, медсестры…»
Слайд 46 Хмурым утром 14 января 44-го, жители города были ошеломлены мощным гулом, доносившимся с юго-запада. В это время на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов. В воздух поднялись больше 1200 советских самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.
Слайд 47 А вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, и освободили практически всю Ленинградскую область.
Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.
(музыка Сообщение Ленинградского радио, марш Славянки)
И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобождённый Ленинград!
Слайд 48
Мы помним осень, 41-ый,
Прозрачный воздух тех ночей,
Когда, как плети, часто, мерно
Свистели бомбы палачей.
Слайд 49
Но мы, смиряя страх и плач,
Твердили, диким взрывам внемля:
«Ты проиграл игру палач,
Едва вступив на нашу землю!»
Предлагаю минутой молчания почтить память погибших в блокадном Ленинграде и павших в ВОВ.
Слайд 50 (метроном)
Слайд 51 За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Документальный фильм Блокада Ленинграда
Слайд 52 (музыка Марш ВДВ)
Будем же с благодарностью помнить великий подвиг жителей Ленинграда и всего нашего народа в годы ВОВ!
Подведение итогов занятия
Беседа:
· Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?
· В какой день они были по настоящему счастливы?
· Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?
В ходе беседы ребята приходят к выводу, что детства современных детей у ребят военной поры не было. Они слишком часто видели смерть, голод, переживали чувство страха. Дети военной поры были лишены учебы в школе, много трудились на заводах, фабриках, на полях колхозов и совхозов. Истинное счастье они ощутили в День Победы, когда жизнь вернулась в нормальное мирное русло.
Но дети военной поры никогда не чувствовали себя обездоленными, потому что знали, их детство, украденное войной, нужно для великой Победы, которая сохранит нашу страну, жизнь следующих поколений детей.
Благодарим за внимание!
Папка приложений и дополнительных материалов
Оборудование:
музейные экспонаты и предметы, связанные с темой занятия (ксерокопии писем, обрывок газеты, фотографии , 125 грамм ржаного хлеба );
презентация «Блокада Ленинграда»;
компьютер, проектор, экран;
Музыкальное оформление: Звук Самолета; Голос Левитана с музыкой; из альбома Людвига Ван Бетховина; Адажио исполнитель Аьбиони-Джацотто; «Дети войны» аранжировка Александра Шулых; Документальная запись ленинградского радио; Эпическая Альбом Crysis 2; Реквием Моцарт; Сообщение ленинградского радио; Марш славянки из альбома: Песни военных лет; Метроном; Марш ВДВ Булат Окуджава.
Методические рекомендации При проведении мероприятии необходимо подчеркнуть, что история героической обороны Ленинграда составила одну из ярчайших страниц в летописи Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Планируя захват Ленинграда, враг учитывал огромное экономическое и стратегическое значение города на Неве. Фашисты стремились уничтожить Балтийский флот, овладеть наиболее удобными морскими и сухопутными путями для снабжения войск групп армий «Север» и «Центр» и приобрести выгодный плацдарм для нанесения удара в тыл советским войскам, прикрывавшим Москву. Верные своему долгу ленинградцы отдавали свои последние силы делу обороны города. И страна делала все, чтобы облегчить положение осажденного города, приблизить победу над немецко-фашистскими варварами, пытавшимися любой ценой овладеть городом. Прорыв блокады Ленинграда, давший возможность установить прямую сухопутную связь с Большой землей, серьезно улучшил положение города. Прорыв блокады также оказал существенное влияние на жизнь ленинградцев. Окрепла их уверенность в своих силах, в неприступности невской твердыни, в неизбежности разгрома фашистских полчищ под Ленинградом. Появилась возможность активизировать работу промышленности на нужды фронта и народного хозяйства страны. В ходе мероприятия рекомендуется использовать видеофильмы и видеоматериалы, посвященные обороне города и снятию блокады Ленинграда.