Сценарий проведения концерта казахской музыки в детской школе искусств с учащимися класса фортепиано.
Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахского народа, его духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней – душа народа. Сегодня наша встреча посвящена музыке нашей страны.
В концерте использованы прекрасные мелодии выдающихся казахских композиторов, писавших в разное время, в разных жанрах и стилях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музыка великой степи"»
Дорогие друзья!
Мы рады приветствовать Вас на нашем концерте, в нашей музыкальной гостиной. Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахского народа, его духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней – душа народа. Сегодня наша встреча посвящена музыке нашей страны.
В нашем концерте вы услышите прекрасные мелодии выдающихся казахских композиторов, писавших в разное время, в разных жанрах и стилях.
«О, Казахстан – любимый сердцу край,
Здесь не один поэт свой след оставил
Сиянье гор твоих воспел Абай,
Простор степей, акын Джамбул восславил.
Здесь реки горные светлей слезы,
Цветы и травы солнцем налитые
О них нам прозвенел Курмангазы
Вплетая в струны кюи золотые.»
Открывают наш концерт_анс.уч-ся Бегайдорова Айна и Агитаева Дария
Абдинуров «Туган жер»
Широта и простор казахской песни, ее разнообразная мелодика, где-то нежная и трепетно-лирическая, где-то праздничная и зажигательная, все это поможет вам представить множество ярких, запоминающихся образов, почувствовать на мгновение всю красоту и своеобразие казахской природы – широкие степные просторы, белые юрты, словно разбросанные по зеленому ковру, мирные пастбища, жаркое солнце
Выступает Найманов Адильхан Абдинуров «Дыхание весны»
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения.
Попкова Светлана Г.Жубанова «Легенда»
Для казахского народа владение музыкальным искусством - это все равно, что умение оседлать коня - а сделать это может каждый кочевник. Издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню.
Морозова Валерия Шевченко «Мазурка»
Гость радуется песенному гулу
Не чувствуя ни стужи, ни жары,
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть, как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями
И песнями и счастьем без домбры.
Туржанова Еркежан «Навои шарк»
Не было такого композитора, который бы так любил казахскую народную музыку как Е. Г. Брусиловский. Композитор, выпускник Ленинградской консерватории, приехав в Казахстан на 2–3 года, он остался здесь на всю жизнь. Он создатель первых казахских опер «Кыз Жібек», «Жалбыр», «Айман-Шолпан», «Амангелды», «Дударай», множества произведений для фортепиано, хора, песен, романсов. Делом его жизни было собирание и запись казахских народных песен и кюев. Его справедливо называли «аксакалом», так как его судьба и творческая жизнь неотделимы от Казахстана.
Ахан-серэ – один из выдающихся певцов-композиторов второй половины XIX, начала XX столетия. Прожил жизнь полную приключений – участвовал в скачках, айтысах, увлекался охотой. Был у Ахана-серэ любимый беркут Қараторғай. С каждым годом он старел Казахи говорят «Птица летает крыльями, а садиться хвостом.» временем одряхлевшая птица потеряла хвостовые перья и уже не могла садиться.С жалостью в сердце смотрел поэт кАк беркут, кружа над землей, не может сесть и обессилевший камнем падает вниз. Глубоко тронул Ахана-серэ беспомощный вид беркута. Родилась грустная, полная печали и раздумий песня «Қараторғай».
Фахрутдинов Ильнур « Караторгай»
Основной жанр инструментальной музыки – кюй. Это – небольшая пьеса программного характера. О значении слова «кюй» рассказывает легенда: «… Однажды, когда Небо с Землёй поссорились, и всё живое стало спорить друг с другом, один мудрец призвал на помощь юношу. Звали его Кюй. Жил он в дикой степи, среди трав и свободного ветра. Мудрец сделал Кюя повелителем Музыки, и юноша смог помирить спорящих. В мире воцарился порядок. И всем живущим – природе, животным, птицам – стало хорошо. С тех пор слово «кюй» обозначает радостное, торжественное настроение» Содержание кюев разнообразное. Одни из них воспевают красоту природы («Сарыарқа», «Сарыжайлау»), другие рисуют облик человека, животного, птицы («Салық өлген», «Әсем қоныр», «Бұлбұл»); кюи передают философские размышления о жизни («Жігер»), повествуют о важных событиях в жизни музыканта («Көкейкесті», «Қайран шешем»), рассказывают об исторических событиях («Кішкентай») и о многом другом.
Агитаева Айдана Абдинуров «Кюй»
Курмангазы – великий народный композитор – кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойдённый их исполнитель. В народе его с гордостью называют «отцом кюев». Память о нём чтит народ Казахстана. Его именем названы улицы, Алматинская консерватория, Оркестр казахских народных инструментов. В настоящее время опубликовано свыше 50 кюев. Среди них: «Сарыарқа», «Адай», «Қайран шешем», «Кішкентай», «Ертең кетем», «Кісен ашқан», «Қызыл қайың», «Аман бол, шешем, аман бол», «Серпер», «Алатау», «Балбырауын».
Асадуллина Юлия Курмангазы «Кюй»
Существует такое заблуждение, что казахские композиторы писали преимущественно кюи, жыры или перекладывали для фортепиано, в основном народные песни.Но это не так.В казахском музыкальном творчестве огромное разнообразие и других музыкальных жанров,таких как опера, балет, симфоническая и инструментальная музыка, различные инструментальные зарисовки.
Аленова Адия Исакова «Слон трубит»
Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.Все искусство Казахстана, будь то музыка, танец, живопись, тесно переплетаются с условиями жизни и быта , и праздниками, обрядами и обычаями казахского народа. Традиционная музыка казахского народа - богатейшая сокровищница духовного наследия. Выдержавшая испытания веками, воплотившая в себе всю творческую одаренность и мудрость народа, она приобрела особую историческую значимость, особую ценность и художественную и культурную
Альменова Эмина с песней «Менын елем»
Хочется в заключении концерта поблагодарить всех слушателей и в преддверии праздников пожелать всем здоровья, семейного благополучия и прекрасного настроения.