kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные посиделки "В русской избе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать представление воспитанников о народных традициях на Руси, разных развлечениях русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные посиделки "В русской избе"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

МКОУ ДС "С (к) ШИ №37"

=================================================================================

ул. Киселёвская, 11, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, 652476

телефон: 4-06-70, 6-50-48; факс 8(38453) 4-08- 43, E-mail: [email protected]

_____________________________________________________________________________________________







Народные посиделки

«В русской избе»









Составил: педагог-библиотекарь

Лапина Т.В.



















2015



Цели: 

- формировать представление воспитанников о народных традициях на  Руси, разных развлечениях русского народа;

- воспитывать патриотическое чувство, уважение к традициям   русского народа;

- коррекция мышления, речи, восприятия, творческих способностей.



Ход занятия

I часть вступительная

Cл.1 Ведущая 1: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, желанные! Просим в избу! Красному гостю, красное место! Милости просим! Где теснее, там веселее!



Сл.2 Ведущая 2: Многие из вас живут в многоэтажных домах. Такие дома стали строить каких-нибудь сто с небольшим лет назад. Большинство людей жили в одноэтажных домах, двухэтажные дома строили только самые богатые люди. Эти одноэтажные дома называли «избами». А если быть совсем точными, изба-это тёплая половина дома с печью.



Сл.3 Ведущая 1: В старину как заканчивались полевые работы, собирали урожай, коротали осенние да зимние вечера вместе. Собирались люди в большой избе, пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, веселили всех шутками-прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти да корзины.



Ведущая 2:Такие вечера назывались Посиделками. Вот и мы с вами собрались вместе на свои посиделки. Будем шутить, загадки загадывать, в народные игры играть.

Ведущая 1:

- Жива традиция, жива,

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Ведущий 2:

- И потому принять извольте

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

(звучит русская народная музыка, ведущая угощает детей хлебом-солью)

 



II. Основная часть.

Ведущая 2:Исстари славится русский народ раздольной песней, шуткой – прибауткой, разудалой пляской, задорной частушкой. Все таланты-самородки прибыли на наши посиделки.



Ведущая 1:

- Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

Раз народ ещё поёт –

Знать, не все потеряно.

(Исполняются частушки)

Ведущая 2:

Время даром не теряем! Посиделки продолжаем!

Скажите ребята, что нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать?

(Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. /Печь/.)

Сл.4. Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «плясать от печки», т.е. начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около неё держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.

Ведущая 1: С печью связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой-душа избы, покровитель домашнего очага добрый и услужливый в одних случаях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином». А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь. Как вы думаете, почему переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку? Потому что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

Ведущая 2: Если заболевал ребёнок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца: ребёнка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала баба Яга с Иванушкой.

Сл.5 Ведущая 1: По диагонали от печи находился красный угол. Это было святое место. В нём помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.



Ведущая 2: Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает» красивый», «хороший» и» светлый». В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Сл.6 Ведущая 1: Кто теперь сразу ответит, чем различаются лавка и скамья? (ребята отвечают) лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали-на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы-инструменты, обувь и прочее.

Ведущая 2: Кроме лавок, спали еще на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце XIX – начале XX века полати исчезли, их заменили кровати.

Сл. 7 Ведущая 1: Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством рундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Рундук- приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро. Вот и вся основная мебель.

Ведущая 2: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? (ребята отвечают) по словам В. И. Даля автора «толкового словаря великорусского живого языка», утварь - это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Ведущая 1:

Я хочу загадать вам загадку.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

( ухват)

( ребята отгадывают)

Сл.8 Ухват-устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухват использовали также и в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

Ведущая 2:

-А вот еще одна загадка:

Черный конь

Скачет в огонь.

(кочерга)

Кочерга или клюка. Это приспособление для размешивания углей в печи.

Сл.9 Ведущая 1: Какое интересное слово - чугунок! Это сосуд из чугуна - углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале XX века.

Сл. 10 Ведущая 2: Будний день начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивание всех членов семьи. Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. «Непряха», «неткаха»- были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.

Ведущая 1:

-Отгадайте загадку:

Пляшу по горнице

С работою моею.

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

( веретено)

Этот элемент прялки - веретено, то есть « вертящаяся палочка». Вспомним сказку Ш. Перро « Спящая красавица»: принцесса уколола пальчик веретеном и заснула на 100 лет. Выражение « связать судьбу» с кем-то или чем-то связано с нитью домашнего прядения. Наши предки считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его долю - маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку.

Ведущая 2:

А сейчас отгадайте такую загадку:

То назад, то вперед,

Ходит - бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

( утюг)

Правильно, это утюг. Он нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду.

Сл. 11 Ведущая 1: У нас на Руси был такой способ. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой « утюг» рубель. В XVII веке кому- то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился « угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А в 1882 году американец Генри Сили изобрел утюг с электрическим нагревателем.

Ведущая 2:

А вот еще одна загадка:

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

( лапоть.)

Сл.12 Ведущая 1: Основной обувью в будни и в праздники были лапти. Это плетеная обувь из лыка или бересты. Отсюда и выражение: « ободрать как липку». Лапти служили основным видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально « между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, « лыко не вяжет», то есть не пригоден к элементарным действиям. Зато, « связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Правда, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели - за 4 дня, летом в страдную пору - и вовсе за 3 дня.

Ведущая 2: Человек постоянно что-то изобретает. Отгадайте такую загадку:

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

( керосиновая лампа.)

Сл 13. Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860года , со временем вхождения в быт Бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Ведущая 1: Отгадайте загадку.

Дом - стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек!

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

( лампочка.)

Ведущая 2: В 1872 – 1873 годах русский ученый – инженер Александр Николаевич Лодыгин изобрел первую в мире лампочку. Она горела всего лишь полчаса. В 1873 году лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.

Ведущая 1: Время даром не теряем! Посиделки продолжаем!

( Пляска на стульях)

1. Наши руки не для скуки,

Пусть танцуют наши руки.

2. Ниже спустимся и вот,

Пусть танцует наш живот.

3. Отдахнем-ка мы немного,

Пусть танцуют наши ноги.

4. Все танцуют молодцом,

Теперь в пляс идет лицо.

5. В этот миг и в этот час,

Тело все пускаем в пляс.

Ведущая 2: - Ой, вы Гости мои дорогие, предложу я вам сыграть в игру интересную.

Ну-ка, кто скороговорку скажет и не ошибется, тому подарочек зачтется.

(ведущие по очереди называют скороговорку, а зрители ее повторяют)

Скороговорки:

* Рубили дроворубы сырые дубы на срубы

* Ткет ткач ткани на платье Тане

* Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор

*Три сороки тараторки

Тараторили на горке

* Коля колет колья

* Проворонила ворона вороненка

Ведущая 1: - А еще на посиделках обязательно играли в игры.

«Счастливая подкова»

Из картона делают «Золотые подковы» (круги), которые набрасываются на бутылки с лимонадом.

Конкурс наш не очень новый

Он из дедовских затей,

Брось на горлышко подкову,

Попадешь – беги и пей!»

Ведущая 2: Теперь предложу вам другую потеху. Проверим, сможете ли вы отгадать народные загадки. Покажите-ка свою смекалку.

Загадки:

1. Жевать – не жую, а все поедаю. (Огонь)

2. Лето придет – не глядят на нее

Зима настанет – обнимают ее. (Печь)

3.Кто в избе рогат? (Ухват)

4. Черная гагара

По полю скакала,

Золото собирало. (Кочерга)

5. В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом пришел

Всех вокруг себя собрал. (Стол)

6. Что в избе не видно? (Дым)

7. На кочке огонечек,

На огонечке – пузыречек. (Керосиновая лампа)

Ведущая 1: Небылицы в лицах

                         Сидят в светлицах.

                         Щелкают орешки

                         творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие….

1) Федул – чего губы надул?

    Кафтан прожег,

    Зашить можно?

    Да иглы нет.

    А велика ли дыра?

    Один ворот остался.

Ведущая 2: 2) Сынок, сходи за водой на речку!

    Живот болит.

    Сынок, иди кашу есть!

    Что ж, раз мать велит – надо идти!

Ведущая 1: 3)  Где ты, брат Иван?

      В горнице.

     А что делаешь?

     Петру помогаю.

     А Петр что делает?

     Да на печи лежит.

Ведущая 2: Издавна русский народ славится своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах.

Правила: Я буду читать часть пословицы – ваша задача – закончить ее



Без труда не выловишь и - рыбку из пруда

Любишь кататься, - люби и саночки возить.

Скучен день до вечера, - коли делать нечего.

Рабочие руки не знают - скуки.

Глаза страшатся, - а руки делают.

Делу время - потехе час.

Кончил дело - гуляй смело.

Ведущий 1. Время даром не теряем! Посиделки продолжаем!



Русская изба

  1. Что устраивали в доме в первую очередь? (печь)

  2. Как называлось самое святое место в доме? (красный угол.)

  3. Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (ухват.)

  4. Как называется приспособление для размешивания углей в печи? (кочерга.)

  5. « вертящаяся палочка» для прядения - это…(веретено.)

  6. Простейшая машина для ручного вязания - это…(прялка.)

  7. Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани? (рубель.)

  8. Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти.)

  9. Спальное место в избе – это…(полати, лавка.)







III. Заключение.

В.2. Жива традиция.

Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.



В.1 Вот на наших посиделках

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

В.2 Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: «До новых встреч»



































Приложение 1.

ЧАСТУШКИ.


Девочки:

Шире круг, шире круг, дайте круг по шире.

Не одна иду плясать, нас идёт четыре.


Не хотела я плясать, стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла, я не удержалась.


А у нас во дворе квакали лягушки,

а я с печки башмаком, думала подружки.


По деревне я шла, и Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал: курица обидела.


Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулась я назад: сапоги мои лежат.


Балалаечка гудок своё дело знает,

Она в Ваниных руках хорошо играет.


Мальчики:

Вьются ушки гороха, червячками на крючке,

Мы 4-е скомороха.

Как горошинке в стручке.


Скоморох, скоморох,

Выйди с дудкой за порог

И народу от души

Спой частушки и спляши.


Сидит ёжик на берёзе – белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге- фуражка.


На горе стоит телега, слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова надевает сапоги.


А мальчишки по привычке

Ходят строем на врага,

Или к чёрту на кулички,

Или к чёрту на рога.


Поддавай, ребята газу, мы идём,

куда велят, нам туда, куда ни разу

Не гонял Макар телят.















Используемая литература

1. Детские музыкальные праздники [Текст]: русский фольклор.- М.: Просвещение, 1998.-126с.

2. Мерзляков, С.И. Музыкально – игровой материал [Текст]/С.И. Мерзляков.-М.: Сфера,2012.- 118с.

3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] .-М.: Просвещение,1990.-335с.

4. Скороговорки и загадки [Текст].- М.: Детская литература, 1995.- 67с.

5.Читаем, учимся, играем.-2006.-№5.- С.31-38












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Народные посиделки "В русской избе"

Автор: Лапина Татьяна Витальевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Сценарий развлечения по фольклору " Посиделки на скамейке" "
    ["seo_title"] => string(64) "stsienarii-razvliechieniia-po-fol-kloru-posidielki-na-skamieikie"
    ["file_id"] => string(6) "106840"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403095794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка  фольклорного праздника для  учащихся начальных классов  «Деревенские посиделки»"
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskaia-razrabotka-fol-klornogho-prazdnika-dlia-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-dierievienskiie-posidielki"
    ["file_id"] => string(6) "308362"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458570804"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "народный праздник Кузьминки в рамках Фестиваля "Зеленый хоровод" "
    ["seo_title"] => string(68) "narodnyi-prazdnik-kuz-minki-v-ramkakh-fiestivalia-zielienyi-khorovod"
    ["file_id"] => string(6) "104130"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402670310"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "музыкальное сопровождение к сценарию и презентации "Народный праздник Кузьминки в рамках Фестиваля "Зеленый хоровод" "
    ["seo_title"] => string(129) "muzykal-noie-soprovozhdieniie-k-stsienariiu-i-priezientatsii-narodnyi-prazdnik-kuz-minki-v-ramkakh-fiestivalia-zielienyi-khorovod"
    ["file_id"] => string(6) "104182"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402675226"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация "Воспитание культуры общения на примере русского быта" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-vospitaniie-kul-tury-obshchieniia-na-primierie-russkogho-byta"
    ["file_id"] => string(6) "190117"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427107123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства