Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка Структура каталогов: основные деления, разделители, расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах.
познакомить детей с алфавитным каталогом и систематическим, на этой основе, развитие коммуникативных (коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности) и креативных (креативность – это способный склад ума, установка на творческое выполнение задания, развитость творческого мышления и воображения.)
способностей юного читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наш помощник – каталог.»
Библиотечный урок для 4-х классов
Тема: . Наш помощник – каталог.
( алфавитный и систематический каталоги)
Содержание темы: Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка Структура каталогов: основные деления, разделители, расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах.
Цель урока: познакомить детей с алфавитным каталогом и систематическим, на этой основе, развитие коммуникативных (коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности) и креативных (креативность – это способный склад ума, установка на творческое выполнение задания, развитость творческого мышления и воображения.)
способностей юного читателя.
Задачи:
-познакомить детей в сказочной форме с значением каталогов.
-убедить в необходимости умения пользоваться каталогами.
. -развитие интереса учащихся к самообразованию;
-с помощью практического занятия убедиться, усвоен ли материал.
-подготовить почву для следующих уроков, посвященных работе с электронным каталогом.
-воспитание учащихся навыкам коллективной работы.
Средства. Компьютер + проектор. Электронная презентация. Книги школьной библиотеки.
Место проведения. Компьютерный класс.
Сказка о том, как царь Горох III самым умным стал
- (Включается музыка + презентация «Вступление»)
Библиотекарь: Добро пожаловать, гости дорогие! Читателям своим мы всегда очень рады! Вы, как и я, тоже любите книги. Ведь книги - это ваши самые главные помощники в школе! Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о замечательном сокровище, и, бывает, не всегда ценим и бережем ее.
Это единственная машина времени, с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия, как в прошлое, в настоящее и в будущее.
Когда вы приходите в библиотеку, перед вами небольшой выбор книг только на открытом доступе. А сколько книг находится в книгохранилищах библиотеки?! Огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, вы должны уметь пользоваться каталогами. Это умение вам всегда пригодится.
- (Включается презентация «Царь Горох»)
( 1Слайд) Библиотекарь: Я предлагаю вашему вниманию сказку о том, как царь Горох 3 умным стал и каталоги придумал.
( 2 Слайд) Автор: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был царь Горох 3.
( 3Слайд) Царь: я люблю собирать книги со всех концов света. Есть у меня книги и про моря-океаны, про птиц и животных, заморских и местных, и про страны чудесные да невиданные, и про то, как горох растить.
(4 Слайд) Автор: И вот однажды вышел царь во двор свежим воздухом подышать, да на свой горох полюбоваться.
( 5Слайд) Царь: Как моё любимое гороховое поле поживает? Ух, ты! Воронья то сколько. Так ведь и без гороха остаться можно. Беда! Нужно быстрее найти книгу моего деда Гороха 1-го. В этой книге было сказано, как от воронья спастись и горох сохранить.
Кыш! Кыш! Пошли отсюда!
(6 Слайд) Автор: И пошёл царь-государь искать книгу. Все книги перебрал. Так и не смог ничего найти.
Царь: Это что же такое получается. Я что теперь каждый раз нужную мне книгу найти неделю должен потратить. Нет. Надо что-то придумать…
(садится и думу думает)
( 7Слайд) Автор: Стал думать царь, думал, думал, да ничего придумать не смог.
( 8Слайд) Автор: И тогда выпустил он указ:
Царь:«Кто сумеет книги царские, коих набралось великое множество, так разложить, чтобы нужную книгу быстро отыскать, того царь наградит золотом, серебром и горохом».
( 9 Слайд) Автор: Откликнулись на царский указ 2 брата Систем и Алфавит. Прибыли они в град-столицу, пришли к царю со своими предложениями.
Систем: прикажи ты, царь-батюшка, сделать полки крепкие, на коих книги твои умные стоять будут, поставить эти полки в горницу светлую, а на дверях написать надобно: «Библиотека». Слово это заморское. Состоит из 2-х слов – библио – книга, а тека – хранилище.
( 10 Слайд) Алфавит: книги, царь-батюшка, прикажи расставить в алфавитном порядке – по начальным буквам фамилий авторов. И сделать перечень книг..
На каждую книгу написать карточку, на которой будет написана фамилия автора, название книги, дата и место её рождения, и где её искать.
( 11Слайд) Систем: А я царь батюшка предлагаю книги по отраслям знаний расставить, по отделам. Про моря-океаны в один раздел, про животных в другой, про горох в третий. Нужны книги про горох, подошёл к нужному отделу, а там все книги какие есть о горохе в одном месте стоят. И тоже на каждую книгу карточку написать и расставить их по разделам. В определённой системе. (показать плакат с систематического каталога)
( 12 Слайд)Автор: Рассказали они всё царю и давай между собой спорить у кого лучше придумано.
( 13 Слайд) Алфавит: по моему каталогу быстрее можно найти любую книгу Глянул на карточку и всё ясно и понятно. Кто книгу написал, как она называется, а цифры и буква в углу – шифр. Глянул на всё это – и ясно, к какой полке подходить, в каком месте книжку искать.
Вся литература расположена по системе знаний. У каждой отрасли знаний – у математики, химии, биологии есть цифровые обозначения - индексы
( 14 Слайд) Систем: по моему каталогу быстрее можно найти книги про моря-океаны, про зверей чудесных, заморских.
Отделов в систематическом каталоге много. Их не запомнить. Но не отчаивайтесь. Есть ключик, который откроет тайны систематического каталога. Это алфавитно-предметный указатель тоже состоит из карточек. На каждой карточке написано название темы и раздел каталога.
( 15 Слайд) Царь: Я понял! Если твёрдо знаешь автора книги, то нужно пользоваться алфавитным каталогом. А вот если автора не знаешь, но если знаешь, о чём она рассказывает, то нужно обращаться к систематическому каталогу. Обе задумки ваши мне понравились. Даю вам задание. Все книги по полкам разложить, сделать каждому свой каталог и назвать его своим именем
( 16 Слайд)Автор: Так братья и сделали. Создали два каталога: АЛФАВИТНЫЙ и СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталоги.
( 17 Слайд) Автор: Так в царстве царя Гороха третьего в библиотеке появились систематический и алфавитные каталоги.
А царь Горох третий прослыл самым умным человеком, потому, что с помощью каталогов он быстро находил нужную книгу и читал то, о чём другие в его царстве не ведали… Глянул на карточку и всё ясно и понятно. Кто книгу написал, как она называется, а цифры и буква в углу – шифр. Глянул на всё это – и ясно, к какой полке подходить, в каком месте книжку искать.
( 18 Слайд) БИБЛИОТЕКАРЬ – Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
В каждой сказке есть доля правды
- А теперь давайте выполним задания от царя Гороха.