Просмотр содержимого документа
«Наследие казахского просвещения»
«Наследие казахского просвещения» - 2 ноября – 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарына (1841-1889) выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ, переводчик: библиотечный урок-портрет Слайд №1
КГУ «Школа-лицей №14» отдела образования Абайского района
Задачи: расширить кругозор юных читателей в области казахского литературного наследия
Библиотекарь: Сегодня вы приглашены на библиотечный урок-портрет, посвященный казахскому просветителю 19 века, составителю казахского алфавита, первому создателю киргизско-казахского учебника, организатору ряда первых школ в степных аулах, переводчику с русского и арабского на казахский язык – Ыбраю Алтынсарину, в этот юбилейный год ему исполнилось 175 лет со дня рождения.
«Песни Алтынсарына, его глубоко содержательные беседы и новеллы написаны на высоком художественном уровне и в истории казахской литературы явились новыми как по содержанию, так и по форме»
С.Сейфуллин Слайд №3
«Вся моя жизнь состоит в просвещении для киргизов»,- утверждал Ы.Алтынсарин
Биография:
Слайд №4
В три года, когда его отец погиб в бою с отрядом Кенесары Касымова, стал жить с дедом – бием Балгожа Жанбурчином, в нынешней Костанайской местности. Дед самостоятельно обучал мальчика арабской и русской грамоте. В девять лет стал учеником первой школы-интерната для казахских мальчиков, открытой в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии.
Самостоятельно изучил произведения классиков мировой литературы – У.Шекспира, И.Гёте, Д.Байрона, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, А.Фирдоуси, И.Низами, А.Навои и др.
Слайд №5
Брал частные уроки и пользовался обширной библиотекой известного ученого-востоковеда председателя Оренбургской Пограничной комиссии В.Григорьева, изучал русскую литературу и труды великих мыслителей Западной Европы.
Слайд №6
В 1857 г. Алтынсарин в шестнадцать лет окончил на «отлично» первую в степном крае русскую школу. Около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. Правление поручило ему открыть начальную школу (1860) для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и тогда Ы.Алтынсарин начал объезжать кочевья, объясняя цели и задачи обучения, собирал средства для открытия школы.
Слайд №7
В 1864 г. на средства меценатов была открыта школа. На учебу записались 16 мальчиков, для них при школе был создан интернат.
Слайд №8
С 1879 по 1889 годы Алтынсарин служил инспектором народных школ Тургайской области. По его инициативе начали работать 4 двуклассных русско-казахских училища с интернатами для казахских детей и 7 начальных волостных школ в Тургае, Актюбе, Иргизе, Троицке, первые школы для девочек-казашек, казахская учительская семинария в Орске.
Слайд №9
Совершенно новым и прогрессивным было создание ремесленных отделений при школах, самостоятельных ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ. В них казахская молодежь обучалась кожевенному, мыловаренному, маслодельному, гончарному делу, столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам, земледелию и др. Он заботился о создании библиотек при каждой школе.
Слайд №10
Ыбрай Алтынсарин взялся за создание первого учебника на казахском языке, в котором соединилось занимательность с научностью: «Киргизская хрестоматия» (1879), где использовал новый казахский алфавит на основе русской графики. И книга для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».
Отрывки из письма Н.И.Ильинскому, 1876г. 3 декабря
-«Вчера начал свою книжку для первоначального чтения на киргизском языке…
Для киргизских мальчиков, по моему мнению, более идут остроумные анекдоты, загадки, рассказы наставительного характера или о чем-нибудь таком, которое возбудило бы любопытство, например, вроде превращений шелковичных червей, бабочек. Устройства себе жилищ бобрами и тд. Песни я буду подбирать, если можно будет, из киргизских. Во второй же книжке я бы желал поместить рассказы о явлениях и силе природы, исторические, географические, одним словом, научные, но вместе занимательные… какой Ваш взгляд на мою объяснительную программу.»
Отрывки из письма В.В.Катаринскому, 1879г., 27 декабря
«Многоуважаемый Василий Владимирович!
… тревожусь относительно последствий нашего проекта о новых школах. Поначалу дело казалось успешным, но делается у нас в Областном-то правлении что-либо к устройству этих школ;… весь успех просвещения киргизов зависит от скорого по возможности исполнения… и поторопите с устройством предположенных училищ… Наши молодые учителя в Иргизе и Тургае ведут дело недурно; я ими доволен… .»
Одновременно с первыми литературными опытами И.Алтынсарин постигал основы научного исследования. В 1870 г. Слайд №12 Создал этнографические работы: «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «О похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»
Слайд №13 Тема просвещения, ей посвящены такие стихи: «Давайте, дети учиться!», «Строит дивные дворцы…» В них поэт высказал мысль, что истинное богатство человека – его знания.
Ученье даст вам счастье.
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желанье
Яркий оставит след…
Ученье схоже с алмазом.
Сила его растет.
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.
Игорь ученик 9 «А» класса читает стихотворение «Кел, балалар, оқылық!» о просвещении для молодежи.
Размышления о смысле жизни человека, его нравственном облике привели поэта к созданию стихотворений, в которых даны советы, наставления молодежи.
Аяулым ученица 5 «В» класса читает отрывок из стихотворения – назидания молодежи о порецании взяточничества и бесчестия.
Ыбрай Алтынсарин очень любил природу своего края и восхищался ею день изо дня.
Увидел скрытое в самых обыденных явлениях:
«Лето»
(преобразования природы, связанные с временами года)
Всё примечает жадный слух и взгляд:
Игривый бег задорных жеребят,
Верблюда шаг медлительный вдали,
Отары отдыхающих овец,
Потоки вод в серебряной пыли…
В первой строфе весенний пейзаж, автор показал картину пробуждения.
Во второй появляется тема детства:
И, как ребенка, вставшего от сна,
Обвили землю нежные цветы.
Эта тема приобретает конкретное воплощение в третьей строфе:
Довольны дети. Бегают с утра
С горы к оврагу. Облепили склон.
И катится по склону детвора.
Четвертое шестистишие вновь объединяет природу и людей темой воздуха, дыхания. Дышит всё:
В рост рвется зелень, радостно дыша,
Трава и высока, и хороша.
И люди, и животные к ней льнут.
И, чтобы каждый славил бытие,
Из рая ветры бережно несут
Земле благоухание своё.
Слайд №13, 14
Творческое наследие Алтынсарына включает в себя более 115 произведений больших и малых форм, переводы басен И.А.Крылова и рассказов из «Азбуки» Л.Н.Толстого, учебно-методические труды, очерки по этнографии и письма.
«Долг каждого из нас - принести посильную лепту на пользу своей родине», - писал Ыбрай Алтынсарин.
Семья Ы.Алтынсарина. Слайд № 15
В 1991 году в Костанае был открыт областной мемориальный музей имени Ы.Алтынсарина. Слайд № 16
Слайд №17 Гостиная.
Слайд №18 Рабочее место,
Слайд №19, 20 Награждения
В 2013 году утвержден нагрудный знак для лиц работающих в области образования, за значительные успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.
Слайд №21 (картинка№1) Место дум и размышлений, (картинка№2) портфель Ы.Алтынсарина.
Большую роль в получении знаний, в изучении наук, в организации и открытии ряда школ разного направления сыграли эти выдающиеся и самоотверженные личности Слайд №22:
он поддерживал дружеские и деловые отношения с учеными-востоковедами В.Григорьевым, Н.И.Ильминским, с учителями языковедами В.Катаринским, А.Мазохиным, уездными чиновниками Яковлевым, Карауловым и др.
Слайд №23
Последователи современники образовательного и учительского дела Ы.Алтынсарина.
Слайд № 24
17 июля 1889 года после изнурительной болезни его не стало, захоронен в Костанайской местности.
Слайд № 25
Но память благодарных учеников и последователей не угасает.
Слайд №26
Бюст Ы.Алтынсарина в г. Костанае школа-интернат им. Ы.Алтынсарина.
Слайд №27
В 1988 г. На месте первой казахской школы музей имени Ы.Алтынсарина
Слайд №28
Школьная библиотека располагает следующей литературой:
Слайд №29
1. Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х томах. / Гл. Ред.: Р.Hургалиев.-1991 Т.4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура.- 688с. С.- 122 Алтынсарину памятник
Слайд №30
2.Джумалиев К. Очерки по истории казахской дореволюционной литературы.- Алма-Ата: Мектеп, 1968.-С.173-182.
4.Алтынсарин И. Рассказы/ Пер. с каз. Н.Кальменева.- Алма-Ата: Жазушы, 1971.-60с.
Ученики 6-го класса выступают с устным отзывом о прочитанном рассказе из сборника:
Милана ученица 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Невежество», Влад ученик 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Ворона и червяк», Полина ученица 6 «В» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Щедрый».
Слайд № 33
5. Софья ученица 5 «В» класса делиться своими впечатлениями о рассказе «Чистый родник», делает определенные выводы, чему учит данное произведение.
Слайд №34
6. Стихи поэтов дореволюционной России 19- начала 20 веков.- М.: Дет литература, 1987.-
С.192-... Ы.Алтынсарин. Кто это? Река.
Слайд №35.
7. Повести и рассказы писателей –классиков народов дореволюционной России 19- начало 20 веков / пер. с каз. Кальменского.- М.: Дет. Лит-ра, 1984.- Биб-ка мировой детской литературы.
Слайд № 36
8.Мәнерлеп оқу шеберлiгi.-Алматы Шың-Қiтап, 2006.-82б. Б. 68-74
Для закрепления материала библиотечного урока, предлагаю беседу в вопросах: 1.Что, на ваш взгляд, является важным и интересным в просветительской деятельности Ы. Алтынсарина?
2.Какие качества личности Ы.Алтынсарина кажутся вам наиболее привлекательными?
3.Какие проблемы волновали его?
4.Расскажите о «Киргизской хрестоматии».
5.Можно ли стихотворения о природе считать патриотическими, какими звуками, образами наполнены они?