kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Научно-техническое творчество в годы Великой Отечественной войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Познакомить учащихся  с героическими страницами истории нашей страны.
  2. Формирование гражданского чувства гордости и ответственности за судьбу своей страны.
  3. Воспитание у учащихся уважения к истории и традициям своего государства.Уже 70 лет наша страна живет в условиях мира. Он был завоеван в тяжёлой битве с гитлеровской Германией. Великая Отечественная война была суровым испытанием для нашего государства, для всего советского народа. Великий подвиг в годы войны совершали труженики тыла. Рабочие, колхозники, учёные, инженеры, конструкторы своим самоотверженным трудом выиграли небывалую битву за металл и хлеб, топливо и сырьё, за создание могучего оружия.
  4.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Научно-техническое творчество в годы Великой Отечественной войны»»

Внеклассное мероприятие.

«Научно-техническое творчество в годы Великой Отечественной войны»

Цель:


  1. Познакомить учащихся с героическими страницами истории нашей страны.

  2. Формирование гражданского чувства гордости и ответственности за судьбу своей страны.

  3. Воспитание у учащихся уважения к истории и традициям своего государства.

  1. Вступительное слово учителя.

Уже 70 лет наша страна живет в условиях мира. Он был завоеван в тяжёлой битве с гитлеровской Германией. Великая Отечественная война была суровым испытанием для нашего государства, для всего советского народа. Великий подвиг в годы войны совершали труженики тыла. Рабочие, колхозники, учёные, инженеры, конструкторы своим самоотверженным трудом выиграли небывалую битву за металл и хлеб, топливо и сырьё, за создание могучего оружия.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных творческих решений, высокого подъема творческой мысли учёных и конструкторов. Ведь благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, создавались новые образцы вооружения.

А начать наше сегодняшнее мероприятие я хочу словами Президента Академии наук в годы войны Владимира Леонтьевича Комарова: "Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …".

И с этой задачей советские ученые достойно справились. Ведь если к началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую в 3 – 4 раза, то уже к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия.

В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!

Какие же научные открытия были сделаны советскими учеными-физиками?

(При подготовке к уроку была организована групповая работа по поиску информации в различных источниках и составлению слайдов презентации).

1 группа.

Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960 ) -Основоположник ядерной физики.

Необычайную одаренность Игоря Васильевича Курчатова заметил еще школьный учитель математики. Он предсказал юноше большое будущее на поприще точных наук. 
Основоположник ядерной физики родился 12 января 1903 года в Башкирии. Через некоторое время родители перевезли его в Симферополь. Там мальчик поступил в первый класс гимназии. Семья Курчатовых жила скромно, денег с трудом хватало на еду и одежду. Поэтому уже в старших классах Игорь начал подрабатывать — то репетиторством, то изготовлением деревянных мундштуков. 

В начале 1940 года Игорь Васильевич создал систему размагничивания боевых кораблей. Реализация его проектов позволила в годы Великой Отечественной войны защищать российский флот от немецких магнитных мин. 

Научные достижения Игоря Васильевича Курчатова отмечены присуждением Ленинской и Государственной премий, присвоением звания Героя Социалистического Труда, вручением Золотой медали Мира имени Фредерика Жолио-Кюри. В знак высочайшего признания заслуг ученого президиумом АН СССР учреждена Золотая медаль и премия имени Игоря Курчатова. Курчатовием назван 104-й элемент периодической системы Дмитрия Менделеева. 

«В любом деле важно определить приоритеты, — говорил Игорь Васильевич. — Иначе второстепенное, хотя и нужное, отнимет все силы и не даст дойти до главного».

2 группа.

 Бармин Владимир Павлович — советский учёный, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов.

Родился 17 марта 1909 года в Москве, в семье служащего. В 1917 году он поступает в Московское училище, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы, Бармин поступает на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в дальнейшем МВТУ имени Н.Э. Баумана), который он окончил в 1930 году по специальности "инженер-механик по холодильным машинам и аппаратам". Бармина направляют работать на московский завод "Котлоаппарат" (с 1931 года завод "Компрессор") инженером-конструктором. В.П. Бармин участвует в проектировании нового, современного компрессора ВП-230. В короткий срок ему удалось выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, организовать изготовление и проведение контрольных испытаний компрессора.

Великая Отечественная война коренным образом изменила направленность работ В.П. Бармина. 30 июня 1941 года заводу "Компрессор" приказом наркома общего машиностроения была поставлена задача развернуть на заводе серийное производство реактивных снарядов РС-132 (М-13) и пусковых установок для них. Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ объединялись в СКБ при заводе "Компрессор". В.П. Бармин назначается начальником СКБ и заместителем главного конструктора СКБ. 

В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В.П. Бармина было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название "Катюши", из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Под руководством Бармина были разработаны и созданы уникальные стартовые комплексы для ракетоносителей УР-500 ("Протон") и многоразовой ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Наряду с конструкторской деятельностью, В.П. Бармин принимал активное участие в подготовке ученых и специалистов высокой квалификации. С 1959 по 1989 гг. он возглавлял кафедру "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов". В МВТУ им. Н.Э. Баумана В.П. Бармин являлся почетным президентом Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, членом Международной академии астронавтики.

3 группа.

Ильюшин Сергей Владимирович (1894 - 1977) – советский авиаконструктор.

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (по старому стилю) 1894 года в многодетной крестьянской семье, в деревне Дилялево Вологодской губернии. Его детство было обычным для крестьянских детей того времени. В пятнадцать лет, как и многие другие его земляки, Сергей Ильюшин был вынужден уйти из родной деревни на заработки. Землекоп, затем солдат аграрной команды, помощник моториста и, наконец, авиационный моторист – таковы первые шаги Сергея Владимировича в авиации. Моторист Ильюшин добивается весьма непростого в то время направления на обучение летному делу и летом 1917 года сдает экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба.

С 1935 Ильюшин - главный конструктор, в 1956-70 - генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении. Под его руководством созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов. 
Штурмовики Ильюшина во время Вел. Отечественной войны составили основу советской штурмовой авиации как нового рода авиации, тесно взаимодействующего с наземными войсками. Ил-2 - один из массовых самолётов военного периода. При его создании Ильюшину удалось решить многие научно-технические проблемы, в том числе использовать броню в качестве силовой конструкции самолёта, разработать технологию изготовления броневого корпуса с большой кривизной обводов и другие. Илюшин большое внимание уделял экономическим вопросам строительства самолётов. Например, реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 по трудоёмкости постройки приближался к истребителям. При его создании удалось хорошо увязать лётно-технические характеристики с пилотажными, средства поражения и средства защиты с общим весовым балансом самолёта. Рациональные, прогрессивные методы проектирования Ильюшин использовал и при создании пассажирских самолётов. Ил-18-первый советский пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос на мировом авиационном рынке. 

4 группа.

Михаил Ильич Кошкин (1898-1940) – гений танкостроения, создатель танка Т-34.



Родился Михаил Ильич Кошкин 3 декабря 1898 г. (21 ноября по старому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Глава семейства вскоре погиб на лесоразработках, и Михаилу с ранних лет довелось думать, как заработать кусок хлеба. В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика "Красный октябрь"). Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию.

 В 1935 году оканчивает Ленинградский политехнический институт.
Ещё будучи студентом "политеха", он начал работать в конструкторском бюро знаменитого Ленинградского Кировского завода (ОКМО). Получив диплом о высшем образовании, он приходит в этот коллектив на постоянную работу. В то время ленинградцы трудились над созданием бронетанковой мощи молодого советского государства. В эту работу с головой уходит и молодой специалист Кошкин. В кратчайшие сроки поднять важнейшую оборонную отрасль, танкостроение, — было требованием грозного времени. В Германии пришли к власти фашисты, на Дальнем Востоке угрожал японский милитаризм. Михаил Кошкин, прошедший фронтами первой мировой и гражданской войн, понимал, как необходим Отечеству мощный броневой щит.

Менее чем за год под руководством М.Кошкина, с участием его ближайших помощников А.Морозова и Н.Кучеренко, других конструкторов, была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём дизеля В-2. Это был первый в мире танк с танковым дизелем.

Михаил Кошкин сформировал группу самых квалифицированных конструкторов для создания нового танка. В краткие сроки был выполнен проект нового танка А-20.

В процессе работы над проектом возникла дискуссия: нужен ли на танке колёсный ход при наличии гусеничного? Тогда и была проявлена в Харькове инициатива создания второго варианта танка — чисто гусеничного под индексом А-32. 

В июле — августе 1939 года танки испытывались в Харькове. Комиссия вынесла вердикт: "По прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее..." Однако комиссия не отдала предпочтение ни одному из вариантов. В предельно сжатые сроки провели доработку танка по замечаниям комиссии: усилению бронезащиты, вооружению и др. В А-32, кроме новаторской идеи гусеничного хода, Михаил Ильич Кошкин воплотил гармоничное сочетание высоких боевых качеств по огню, бронезащите и маневренности. Постановлениями Комитета обороны предписывалось изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76 мм пушки, а также именовать танк — Т-34.

Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. На 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска "тридцатьчетвёрки". 

И заводы успели сделать до начала войны 1225 танков. Именно эти машины стали грозой для врага, посеяли среди немцев танкобоязнь, а среди наших солдат поднимали боевой дух, рождали гордость за советское оружие и веру в грядущую победу.
Т-34 — советский средний танк Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1942 года являвшийся основной боевой единицей бронетанковых войск СССР. Стал самым массовым танком XX века. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
4 октября 1990 года указом президента СССР № 824 Михаилу Ильичу Кошкину присвоено звание Героя Социалистического Труда.
5 группа.

Юрий Борисович Кобзарев (1905-1992) – один из основоположников отечественной радиолокационной техники, руководитель ряда важнейших научных работ, оказавших решающее влияние на развитие радиофизики. Им внесен важный вклад в статическую радиотехнику и теорию колебаний.

С 1935 года Юрий Борисович начинает вести научную работу в Ленинградском физико-техническом институте по проблеме дальнего обнаружения самолетов радиотехническим методом. Результаты этих разработок способствовали тому, что советская система ПВО во время Великой Отечественной войны была оснащена впервые применявшейся радиолокационной техникой.

За создание первого в стране радиолокационного прибора для обнаружения самолетов и кораблей он и сотрудники руководимой им лаборатории (П.А. Погорелко, и Н.Я. Чернецов) были в 1941 году удостоены Государственной премии. Это была первая премия по радиолокации.

Для дальнейшего развития радиолокации требовалась подготовка квалифицированных специалистов, и летом 1943 года Ю.Б. Кобзареву было поручено организовать в Московском энергетическом институте на Радиотехническом факультете учебную кафедру по радиолокации. Он стал первым заведующим кафедрой, одновременно работая в промышленности. В период организации кафедры Ю.Б. Кобзарев не имел ученых степеней и званий, хотя был широко известен специалистам своим научными работами в ряде областей радиотехники и радиофизики. Степень доктора технических наук и звание профессора были присуждены ему Высшей аттестационной комиссией без защиты диссертации в 1949 году по представлению ученого совета МЭИ.

Заслуги Ю.Б. Кобзарева высоко оценены государством. В 1975 году академику Кобзареву Ю.Б. присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден четырьмя орденами Ленина и рядом медалей. В 1980 году за основополагающие труды в области радиотехники, радиофизики и радиолокации Юрию Борисовичу присуждена Золотая медаль им. А.С. Попова. Он был избран почетным членом НТОРЭС им. А.С. Попова, в создании которого принимал активное участие.

Заключительное слово учителя.

Итак, огромную роль в дело победы внесли учёные и конструкторы, создавшие лучшие образцы военной техники: танки, самолеты, пусковых, радиолокационных, установок , отличавшиеся простотой конструкции, надёжностью, технологичностью.

В рамках нашего мероприятия невозможно назвать все имена, но вклад ученых в дело Победы в Вов оценен по достоинству. За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Научно-техническое творчество в годы Великой Отечественной войны»

Автор: Дормедонтова Наталья Анатольевна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 261132


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства