Личностные: восприятие чувства коллек4тивизма, настойчивости в приобретении знаний.
Метапредметные: развитие познавательного интереса к изучению географии страны и родного края, умения учащихся работать с дополнительными источниками, развитие речи учащихся.
Предметные: расширить, систематизировать, обобщить знание учащихся о Красной книге, об охране окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Назови меня, роща зеленая, сыном…» »
Тема: «Назови меня, роща зеленая, сыном…»
Планируемые результаты:
Личностные: восприятие чувства коллек4тивизма, настойчивости в приобретении знаний.
Метапредметные: развитие познавательного интереса к изучению географии страны и родного края, умения учащихся работать с дополнительными источниками, развитие речи учащихся.
Предметные: расширить, систематизировать, обобщить знание учащихся о Красной книге, об охране окружающей среды.
Цели мероприятия: восприятие у учащихся экологической культуры, расширение представлений о рациональном взаимодействии с природой; формирование у учащихся эстетического чувства, умение видеть и понимать прекрасное, опираясь на эмоциональное воздействие поэзии.
Актуальность: мероприятие посвящено охране родной природы, воспетой поэтом –земляком Н.И.Рыленковым; продолжению знакомства с Красной книгой Брянщины, животными и растениями, занесенными в нее; реализация решений съезда РГО.
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно сделать особые акценты на изучение природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений». (В.В.Путин, выступление на съезде РГО в ноябре 2014 года.)
Оборудование:
литературный ряд-стихи о природе, лесе, животных, птицах, цветах поэта –земляка Н.И.Рыленкова, других поэтов.
Зрительный ряд- презентация, карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, выставка «Лекарственные растения Брянщины», плакат «Правила поведения в лесу». (Компьютер, доска, столы, карта Брянской области)
Предварительная работа
Мероприятие проводится в малокомплектной школе, поэтому в нем участвуют школьники 4-7 классов, которые делятся на команды по 5-6 человек. (Чтобы создать команды, берется 2 иллюстрации с изображением леса, цветов, разрезаются на количество участников команды – это на 5-6 частей. Разрезанные части перемешиваются, учащиеся при входе берут 1 часть и ищут тех, у кого также изображение леса и цветов. Нужно сложить полную иллюстрацию – это и будет команда).
Классам поручается подготовить рисунок или плакат, или стенгазету на тему охраны окружающей среды.
Индивидуальные задания – выучить стихи наизусть.
На доске – фотомонтаж о родной природе, эпиграф«Назови меня, роща зеленая, сыном, сны дурные дыханьем сдувай с моих век, я поклялся березам твоим и осинам, что останусь им другом и братом навек…» Н.И.Рыленков
Учитель: Дорогие ребята!
Мы собрались сегодня здесь, чтобы поиграть в увлекательную игру, посвященную брянской природе, узнать что-то новое, обобщить материал по экологии, с которым мы знакомились на родных уроках.
Мы привыкли брать, не отдавая,
У природы все, что можно взять.
Мы привыкли жить , уничтожая
Все вокруг, травить и загрязнять.
Загрязняем воздух, почву, воду,
Рвем с корнями ландыш, сон-траву,
Отравляем чудную природу,
Губим нашу землю наяву.
Птицы певчие смолкают,
Пожелтел до срока сад.
«Экология такая! –
Детям в школе говорят.
Знают видно многие
Про слово «Экология»»
Учитель: О том, что такое экология, расскажет член экологического кружка, ученица 10 класса.
И еще одно краткое сообщение о Красной Книге.
Учитель: Все эти сведения пригодятся вам в сегодняшней игре.
1 команда – «Одуванчик», 2 команда – «Светлячок». Избирается жюри из 3-человек – учитель биологии, 2 старшеклассника – члены экологического кружка.
Конкурсы и задания.
Сейчас каждой команде будет предложено по 3 изображения из Красной Книги Брянщины. Назовите эти растения и животных. (Презентация)
В презентации- 2-3 кадра-лес, река, луг, потом – животные и растения.
2 конкурс - «Да» или «нет»
1 команда.
На территории Брянщины лес занимает площадь почти в 35% (ДА)
На территории Брянской области растут растения степной зоны (ДА, ковыль, горицвет весенний и др.)
Долгожителем среди видов брянских деревьев является ель обыкновенная (НЕТ,дуб черешковый достигает возраста 500 лет)
На территории Брянской области обитает 44 вида рыб (ДА)
Самый крупный дикий бык на Брянщине – это мамонт. (НЕТ, зубр, длина тела – 350 см, вес – 1000 кг)
На территории заповедника «Брянский лес» водятся рыси. (ДА)
2 команда.
На территории Брянской области преобладают хвойные леса (ДА, 50,8%)
Самое теневыносливое растение в брянских лесах – это сосна (НЕТ, ель обыкновенная).
Грибы, мхи и лишайники наиболее активно накапливают радионуклиды (ДА)
На территории Брянской области обитает 100 видов птиц (НЕТ, 266 видов)
Выхухоль – древнейшее животное, оно появилось примерно 30 млн. лет назад (ДА)
В брянском заповеднике «Брянский лес» есть чернокорая береза (ДА)
3 конкурс – Народные приметы о природе. Знаешь ли ты их? (Назовите их)
Длинные сосульки - к долгой весне
Комары появляются поздно осенью – к теплой зиме
Из берез течет много сока – к дождливому лету
Ласточки низко к земле летают – к дождю
Зима морозная – лето жаркое
Осенью много паутины – к теплой осени
В лесу много рябины – осень дождливая
Гром в сентябре – к теплой осени
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит
Много желудей на дубе – к холодной зиме
Куры рано линяют – к теплой зиме
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая
4 конкурс – Помоги команде (SOS – принимают участие болельщики)
1-Они защищают свои рисунки, плакаты, газеты, получают за это 1-3 бала и отдают их своей команде.
2-Игра с болельщиками «Быстрее и дальше». Ведущий задает вопросы, болельщики быстро отвечают и говорят для какой команды. (Правильный ответ – 1 балл)
Вопросы для болельщиков.
Какое вечнозеленое хвойное дерево с длинными иглами носит такое же название, что и река в Липецкой области? (Сосна)
Название какого мха созвучно с названием лесной перелетной птицы? (Кукушкин лен)
Смените в названии домашней птицы букву, и вы превратите её в хищного лесного древесного млекопитающего с ценным мехом, который встречается и у нас на Брянщине (Курица-Куница)
Из плодов какого дерева, растущего в наших лесах, можно испечь хлеб? (из желудей дуба)
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое растение)
На латыни это растение называется pinus, что значит «скала». А как оно называется по – русски? (сосна)
Из какого дерева делали свои замечательные скрипки известные мастера – Страдивари и Амати? (из ели)
Назовите самую светолюбивую породу дерева России и на Брянщине (сосна обыкновенная)
У каких деревьев самый поздний листопад? (у дуба и осины)
Как используется липовый цвет в народной медицине? (как чай от простуды и кашля)
Из какого дерева делают в наше время спички, фанеру, срубы колодцев? (из осины)
Из древесины какого дерева древние славяне вырезали изображение бога грамма и молнии Перуна? (из дуба)
Назовите главную реку Брянской области? (Десна)
Назовите 10 видов деревьев, растущих в Брянских лесах (осина, береза, дуб, ольха, ель, сосна, клен, липа, вяз, ясень, граб)
Назовите 10 видов животных Брянской области (белка, заяц, кабан, косуля, лисица, лось, рысь, хорь, олень, горностай, куница)
Узнайте голос птицы (грамзапись)
Кто написал картины «Грачи прилетели», «Утро в сосновом бору»?
5 конкурс- Творческий конкурс «Во славу родной природы»
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока, говорит что эти слова Н.И.Рыленкова – поэта – лирика, в чьем творчестве тема природы была одной из главных.
В команды и болельщикам раздаются карточки со стихами поэта. Нужно выразительно прочитать их, а жюри оценит лучших.
6 конкурс – Давайте вместе подумаем…
Учитель: Когда вы создавали команды, то сложили картинки из разрезанных кусочков. Посмотрите на эти картинки. Не обнаружили ли вы на них какие – то ошибки, несоответствия? (на 1 – грибы собирают, вырывая из земли , а не обрезая ножом. На 2 – дом построен на берегу реки, поэтому отходы из дома, будут вытекать в реку, из которой пьют воду, в которой купаются)
Учитель: Ребята, есть особые правила поведения в природе, которые мы должны соблюдать, если считаем себя друзьями природы. (учащиеся вносят предложения, как вести себя в природе)
Ученица читает стихотворение:
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать!
На экран проецируются Правила поведения в лесу.
Учитель: Пока жюри подводит итоги, давайте подведем итоги нашей встречи.
Закончите предложения:
Главное, что я хочу сказать…
Я впервые задумался…
Для меня это…
Я впервые узнал…
Предложите, что мы можем сделать для охраны природы (разбить клумбы, посадить цветы и деревья, сделать скворечники и кормушки, беречь муравейники и т.д.)
Учитель благодарит ребят за участие в мероприятии. Жюри подводит итоги, вручает грамоты