Просмотр содержимого документа
«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»
Составитель: Криницына Светлана Михайловна
воспитатель ГПД
МБОУ г. Мурманска «прогимназия №40»
Классный час.
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
-Начинаем классный час.
-Послушайте стихотворение «Перемена».
Перемена! Перемена!
Заливается звонок
Первым Вова, непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог,
Семерых сбивает с ног!
Неужели - это Вова,
Продремавший весь урок!
- Что вы скажете о поведении Вовы?
(нарушает правила поведения в школе)
- Продолжите мою мысль.
Школьники живут по … (правилам) ?
- Для чего нужны правила школьной жизни?
(Чтобы был порядок.)
- Граждане нашей страны тоже живут по правилам.
- Вспомните, как называется основной закон нашей страны, по которому мы живем? (Конституция РФ) Показ
- -А сейчас будем работать в группах. Вспомните правила работы в группе.
- Не забывайте – дружба в этой работе – ваша помощница.
- Перед вами лежит Констититуции РФ. Я предлагаю с ней поработать и ответить на вопросы. (****с/р)
- Ребята вы готовы.
- Предоставляю вам слово.
1-я гр. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. Слайд
2-я гр. В ней содержится 2 раздела. Слайд
В первом разделе 9 глав.
3 гр. Во 2 главе записаны права и свободы человека и гражданина.
4 гр. Конституции Российской Федерации 48 статей о правах человека и гражданина.
Молодцы! Вы умеете работать с серьезной литературой.
- В Конституции записаны права граждан нашей страны. Слайд
- Объясните лексическое значение слова «права».
(ответы не комментир.)
- Посмотрим, кто из вас был близок к истине. Слайд
ПРАВА:
- это тоже правила, по которым живут люди;
- эти правила охраняются законом;
-эти правила определяют отношения людей в обществе.
- Ребята, кто из вас знает , как называется документ, защищающий права детей.
- Прочитайте название этого документа. Слайд
(Конвенция о правах ребенка)
- Конвенция – это международный договор о правах ребенка, его подписали правительства 170 государств.
Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить. (пауза)
- Определите тему классного часа.
( Сегодня мы поговорим более подробно о правах людей ) Слайд ПРАВА
- В Древнем государстве Спарта каждого новорожденного ребенка осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.
- Справедливо ли поступали граждане Спарты? Почему?
- В нашем современном обществе каждый человек имеет право на ….(пауза)
-ПРАВО НА ЖИЗНЬ СЛАЙД ПРАВА
-Продолжим работать в группах.
1. Право на жизнь
-Ваша задача выяснить, какие другие права записаны в Конституции.
- Предметы вам помогут.
- 1-я группа(Учебники + школьные принадлежности)
ПРАВО НА ОБРАЗВАНИЕ Слайд
- 2-я группа (Бинт, врач, пласт.) Слайд
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
- 3-я группа (Домик + ключи) Слайд
ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
- 4-я группа (Картинка «Каникулы»)
ПРАВО НА ОТДЫХ Слайд
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Молодцы!
- Назвать еще одно право, вам поможет ситуация, которую разыграют ребята.
Приглашаю смелых и артистичных, мальчика и девочку.
- Ребята, разыграйте ситуацию.
Саша, заставь Машу играть в шахматы.
А ты, Маша, не соглашайся, отказывайся.
-Артисты готовятся к выступлению. Прочитаем названные права человека. Слайд
ПРАВА
1-5
- Молодцы, хорошо поработали.
- Приглашаем артистов. СЦЕНКА
- Ребята, стоп, хватит ссориться.
- Какое право отстаивала Маша?
ПРАВО НА СВОБОДУ МЫСЛИ и слова
Слайд ПРАВА
1-5
6. ПРАВО НА СВОБОДУ МЫСЛИ и СЛОВА
Слайд Р. ВЗР.
ПРАВАОБЯЗАННОСТИ
-У каждого человека есть ПРАВА, никто не может заставить делать то, чего не хочешь.
- Но … при этом не надо забывать о своих ОБЯЗАННОСТЯХ.
- Представим ситуацию из школьной жизни.
Каждый понедельник вы приходите не готовыми к уроку чтения
**ИМПРОВИЗАЦИЯ
- Объясни не готовность к уроку чтения!
- Твоя причина не готовности к уроку!
- Ваня, ты, уже который понедельник не готов к чтению?
ВАНЯ
- Вчера, было воскресенье, я имею право на отдых.
- Прав ли Ваня?
(Ваня помнит о своем праве, но забыл об обязанности)
-Молодцы.
- А теперь отдохните и понаблюдайте за моими действиями.
Пригласить 2 помощника.
***Даю детям табл. с лент.
- У каждого человека есть ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ (завязываю бант)
-Что я хотела показать этим действием?
(Права и обязанности связаны)
- Прочитаем вместе со мной. Слайд
НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ***игра голосом
НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ.
- Продолжим разговор о правах.
- Очень часто в жизни возникают ситуации, когда мы не знаем, правы мы или нет. пауза
- Через минуту откроется наш школьный театр. Смотрите первое выступление.