Нормативно – правовые основы деятельности классного руководителя
Нормативно – правовые основы деятельности классного руководителя
nСтатья 43 Конституции России… « Российская федерация устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт, поддерживает различные формы образования и самообразования»
nСтатья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека ( в контексте права человека на доступное образование)
nСтатья 43 Конституции России… « Российская федерация устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт, поддерживает различные формы образования и самообразования»
nСтатья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека ( в контексте права человека на доступное образование)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нормативно – правовые основы деятельности классного руководителя »
Обновление содержания воспитания в системеобразования в контексте ФГОС.Нормативно – правовые основы деятельности классного руководителя.
Нормативная база введения стандартов
Статья 43 Конституции России… « Российская федерация устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт, поддерживает различные формы образования и самообразования»
Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека ( в контексте права человека на доступное образование)
А также:
Устав учреждения, в котором работает классный руководитель.
Образовательная программа того учреждения, где работает классный руководитель
Положение о классном руководителе того учреждения, где работает классный руководитель
Особенности новых образовательных стандартов
Необходимость:
Ориентация на результат ( не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития)
Постоянно изменяющиеся условия жизнедеятельности
Системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)
Поликультурное общество
Повышение профессиональной мобильности
Методологическая основа стандартов.
Базовые национальные ценности
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
Методологическая основа стандартов. Принципы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Опыт – как источник содержания духовно – нравственного воспитания
Личностный опыт– осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, деятельностный способ освоения ценностей, формируется через анализ с педагогом.
1.Опыт отношений( ситуации конфликта, успеха, благополучные отношения с педагогом, анализ «вместе»)
2.Опыт совершения поступков( осмысление ситуации - принятие решения на основе выбора - действие)
3.Организация упражнения воспитанниковв хороших поступках ( создание ситуации): авансирование доверием
свободного выбора
эмоционального заражения
соотнесения
успеха
творчества
4.Пример хорошего поступка
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профес. и высшего профес. образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
.
Стандарт включает 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3 ) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Программа воспитания и социализации
Цель
Ценности
Принципы
Ожидаемые результаты
Система оценки результатов
Духовно – нравственное воспитание(урок, ключевые дела, мероприятия в колледже, коллектив группы)
Социализация и профориентация(неурочная деятельность по предмету, профориентационные мероприятия, проекты,, самоуправление, молодежные организации, участие в конкурсах, и т.п.)
Экологическая культура ( акцииэкологические, «Психология»,, клубы)
Работа с родителями
Образовательная
программа учреждения
Программа воспитания
и социализации
Результаты: едины в одном обучающимся
Требования к результатам
Личностные результаты : готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к деятельности; система отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; осознание российской идентичности в поликультурном мире. Здоровый и безопасный образ жизни – как ценность.
Предметные результаты : освоение опыта деятельности в предметной области и основополагающей системы научных знаний, умений, навыков; опыта решения проблем; опыта творческой деятельности
Метапредметные результаты, включающие универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные):
- умение самостоятельно определять цель своего обучения
- планировать, контролировать, оценивать свою деятельность
- устанавливать причинно – следственные связи, умозаключения, делать выводы
- Умение использовать и преобразовывать знаки, модели, схемы
- организовывать совместную деятельность на основе сотрудничества, разрешать конфликты
- Использовать ИКТ
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение студентом колледжа социального знания (знания об общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Уровни воспитательных результатов
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной студенческой среде (коллективе)
Уровни воспитательных результатов
Третий уровень – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Ожидаемый результат стандартов требует конкретизации на уровне учебного заведения, на уровне педагога
Обобщенная форма (нормативный уровень)
Технологическая форма (инструктивно – методический уровень)
Ориентир для управленцев всех уровней, в т.ч. руководителя ОУ, разработчиков программ, учебников, КИМов
Ориентир для преподавателей, студентов, родителей
Содержит детализированное описание ожидаемых результатов.
Цель -тематические планируемые результаты - итоговые планируемые результаты.
Прогнозируются способы организации деятельности, способы текущей и итоговой оценки, самооценки, различные педагогические средства.
Декомпозиция и конкретизация цели
.
Национальный
Воспитательный
идеал
Ожидаемые
результаты
в новых стандартах
Цель образовательной
Программы
Цель подпрограммы
Цель
технологии, формы
деятельности
с учащимися
Понимать – что я изменю в учащемся в результате урока, похода, праздника, проекта.
Результативность
Например,
Цель : Создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Результат ожидаемый:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Результативность:
Из 25 учащихся 1 курса способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 18 учащихся.
Степень достижения результата, заявленного в цели
Качество цели!
Ожидаемых результатов может быть несколько.
Все три вида результатов можно получить, если:
- Обеспечено единство урочной, внеурочной, внеколледжной деятельности.
- Педагог понимает и обнаруживает эти результаты в каждой форме деятельности.
- Педагог подбирает и реализует адекватное содержание деятельности, в том числе технологии, формы, приемы, стиль общения.
- Реализована система оценки качества, где есть информация обо всех видах результатов в соответствии с целью образовательной программы учебного заведения
Требования к результатам рассматриваются как:
Нормативная база для организации образовательного процесса, системы контроля и оценки
Ориентир для разработки программ, учебно – методических и дидактических материалов при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно – методической поддержки их деятельности
Основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов
Основа для итоговой аттестации выпускников
Фактор аттестации работников
Основа для аккредитации учреждений
Критериальная база оценки системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
( Из концепции ФГОС общего образования )
Информация о результатах: откуда?
Неперсонифицированные (анонимные) результаты
Персонифицированные
Необходимо наличие информации о каждом учащемся по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы!
Наличие информации об учащихся, колледжа в целом по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы!
Экспертная оценка социальных партнеров, работодателей
Оценка субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, выпускников)
Мониторинговое исследование (психологическое, социально-педагогическое и т.п.)
И так далее
Социальное признание (грамоты, благодарности, гранты, призы, публикации в СМИ)
И так далее
Требования к профессиональной подготовке педагога
Личностные качества
Вера в силы и возможности обучающихся
Интерес к внутреннему миру обучающихся
Открытость к принятию других позиций, точек зрения
Общая культура
Эмоциональная устойчивость
Позитивная направленность на педагогическую деятельность
Уверенность в себе
Требования к профессиональной подготовке педагога
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
Требования к профессиональной подготовке педагога
Информационная компетентность
Компетентность в предмете преподавания
Компетентность в методах преподавания
Компетентность в субъективных условиях деятельности
Умение вести самостоятельный поиск информации
Требования к профессиональной подготовке педагога
Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
-Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты.
- Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях
Требования к профессиональной подготовке педагога
Компетенции в организации
Компетентность в установлении субъект - субъектных отношений
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности
Компетентность в педагогическом оценивании
Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося
Компетентность в использовании принципов и закономерностей организации деятельности
деятельности
Требования к профессиональной подготовке педагога
Мотивация учебной деятельности
Умение обеспечить успех в деятельности
Компетентность в педагогическом оценивании и процесса , и результатов
Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую ( цель – мотив! )
Спасибо
за
внимание!
Источники для изучения
Закон РФ «Об образовании»от 10.07.1992 (с поправками)
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. /Авт.кол. Данилюк А. Я.Кондаков А.М.Тишков В. А. Электронный ресурс. http://standart.edu.ru
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. /Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Электронный ресурс http://standart.edu.ru
Проект Закона РФ «Об образовании» от 14.10.11
Григорьев Д.В. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Видеолекция. Электронный ресурс. http://rutube.ru/tracks/3653922.html?v=28ef682743648ea93f91cc1ee5b3d939
Учебно – методические пособия серии «Стандарты нового поколения»