Просмотр содержимого документа
«Нравственный классный час в 7 классе "Вверх по лестнице. Мои нравственные ценности."»
Нравственный классный час. (7 класс)
«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности».
Цель: воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
1. Ознакомиться с понятием «ценности»; развивать умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.
2. Развитие у учащихся умений нравственной оценки качеств личности; аргументировать свою точку зрения, не бояться высказывать свое мнение.
3. Воспитывать уважение друг к другу; считаться с мнением, работая в одной группе, приходить к общему результату.
4. Развивать творческие способности.
5. Формировать уважительное отношение к себе самому и людям, которые тебя окружают, формировать ответственность.
Предварительная работа:
1. Работа со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля. Толкование слова «Ценность».
2. Творческое задание «Цветик-семицветик» Что на данном этапе жизни для меня (ученика, ученицы) самое важное (самоценность), желания, мечты.
3. Небольшое сообщение. Индивидуальное задание («Жизненные ценности человека»).
4. Сценки-миниатюры: «В автобусе», «В театре».
5. Стихотворение. А. Яшин «Спешите делать добрые дела».
Оформление доски.
1. Эпиграф: «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…» Д.С. Лихачев («Письма о добром и прекрасном»).
«Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она – твое творенье». Омар Хайям («Коллекция умных мыслей»).
2. 3 ватмана для выполнения практических заданий для 3 групп.
I. Теоретическая часть.
1. Чтение и комментирование темы и эпиграфа.
- что на данном этапе жизни для каждого из вас самое важное, (самоценность) ценное?
2. Обзор книг, из которых предложены цитаты в качестве эпиграфа: «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева и «Коллекция умных мыслей» - Омар Хайям.
3. Сообщение «Жизненные ценности человека».
4. Важные выводы о ключевых ценностях. (Классный руководитель)
5. Беседа.
- У каждого человека: и взрослого, и ребенка – есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда его мечты становятся явью, превращаются в жизненные цели.
- Краткий анализ творческой работы «Цветик-семицветик» (Демонстрация работ учащихся).
- Предлагается легенда: в одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
Вопросы:
- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
- Каковы были ее жизненные ценности?
II. Творческая часть.
Сценки-миниатюры: «В автобусе», «В театре».
Предложить ребятам посмотреть ситуации, где главные персонажи живут по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ними происходит.
Задание: найти все ошибки и исправить их, сформулировать грамотно правила поведения.
III. Практическая часть.
1. Представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь.
Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять.
Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, и давайте назовем эту лестницу «лестницей желаний».
2. Работа в группах.
- Затем представитель от каждой группы (можно с помощником) изображает на ватмане лестницу желаний.
- Размышления. (Мысль – на ватман). Завершить начатую мысль:
* «Наивысшая ценность для человека – это…»
* «Чтобы стать настоящей личностью, надо…»
III. Подведение итогов. (Речь учителя).
Наш подъем по лестнице жизни зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе в нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом.
Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей.
Мудрый совет в стихотворении А. Яшина «Спешите делать добрые дела». (Стихотворение читает ученик)
Литература:
1. Н.И. Дереклеева, М., 2003, Справочник классного руководителя.
2. Л.И. Маленкова, М., 1993, ТОО «Интел Тех», Человековедение.
3. Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова и др., М., 1999, «Центр «Педагогический поиск»», 50 сценариев классных часов.