kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственный час "Человек и труд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Человек и труд" час нравственности

Цель: Показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у будущих граждан страны.

Ход занятия:

Воспитатель: Наше занятие называется «Человек и труд». Задача – в процессе занятия, выяснить: каково же значение труда в жизни человека и человечества, словарь, имена выдающихся деятелей.

В начале хочу вас спросить: как вы понимаете пословицу: «Лень – мать всех пороков»?

Что же такое леность?

Почему человек ленится?

Перечислите, пожалуйста, пороки (недостатки), к которым ведёт лень (не работают, не доводят дело до конца, откладывают дело на «потом» и т. д.).

Каждый человек должен в жизни иметь цель, и для достижения её должен быть ответственным и уверенным в себе.

Послушайте стихотворение писательницы Э. Мошковской «Лежебока».

Горько живёт Лежебока – кровать Лежебоке высока, полы от кровати далёко.
Слезать Лежебоке – морока. Вот и лежит Лежебока.
Спит Лежебока без срока. Уже отлежал оба бока.
Спит и вздыхает глубоко: - Кабы ещё бы два бока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственный час "Человек и труд"»

Тема "Человек и труд" час нравственности

Цель: Показать значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию трудолюбия у будущих граждан страны.

Ход занятия:

Воспитатель: Наше занятие называется «Человек и труд». Задача – в процессе занятия, выяснить: каково же значение труда в жизни человека и человечества, словарь, имена выдающихся деятелей.

В начале хочу вас спросить: как вы понимаете пословицу: «Лень – мать всех пороков»?

Что же такое леность?

Почему человек ленится?

Перечислите, пожалуйста, пороки (недостатки), к которым ведёт лень (не работают, не доводят дело до конца, откладывают дело на «потом» и т. д.).

Каждый человек должен в жизни иметь цель, и для достижения её должен быть ответственным и уверенным в себе.

Послушайте стихотворение писательницы Э. Мошковской «Лежебока».

Горько живёт Лежебока – кровать Лежебоке высока, полы от кровати далёко.
Слезать Лежебоке – морока. Вот и лежит Лежебока.
Спит Лежебока без срока. Уже отлежал оба бока.
Спит и вздыхает глубоко: - Кабы ещё бы два бока.

Вопросы:

  1. Какого человека называют лежебокой? (лежит на боку и ничего не делает).

  2. Почему человек ленится? (ничего не хочет добиться в жизни, нет цели, к которой нужно идти, легко всё достаётся, а потом человек привыкает к этому и т. д.).

  3. Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением. ( Трудолюбивый, работящий).

  4. Кому – ленивому или трудолюбивому – лучше живётся на свете? (трудолюбивому, труд облагораживает человека, у него есть цель в жизни, есть к чему стремиться, труд оценивается, можно купить что – то в магазине).

  5. Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? (Естественно).

  6. Какую роль в этом играют родители, педагоги? ( Трудолюбие зависит от воспитания, с раннего детства приучают детей ухаживать за собой и своим жилищем, помогать взрослым, просто так, без труда в жизни достичь ничего не возможно).

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение.

«Мозоль».

На Гошкиной ладошке проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки, чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама: - К директору пойду.
Пусть завтра же отменит уроки по труду!
Ходил насупясь папа. Рассерженно гудел.
-Учитель – просто шляпа, увечье проглядел.
На труд пеняла тётя, и бабушка и дед:
- Школьная работа идёт дитю во вред!
А между тем у Гошки мозоль была от ложки.
(Г. Граубит).

Вот такое интересное стихотворение. О чём же оно? Кто прав, а кто нет?

А теперь для вас задание: опишите, пожалуйста, любой трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка комнаты, поход, рыбалка и т. д.) Всё ли у вас получалось? Как вы думаете, существует ли бесполезный труд? (в основном, дети считают, что не существует).

Я вам через некоторое время докажу, что бесполезный труд существует.

В литературе есть такой жанр – басня (словарь). Именно в баснях авторы высмеивают все человеческие пороки, но конкретно имён не называют, а вместо них используют названия различных животных.

Все мы, которые учились, и вы, которые сейчас учатся в школе, на уроках литературы неоднократно встречались с произведениями великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (словарь). Приведу примеры названия басен из школьной программы: « Волк и ягнёнок» (« У сильного всегда бессильный виноват…»), «Ворона и лиса» (« Вороне где – то бог послал кусочек сыра»…), « Стрекоза и муравей» («Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела»…) и многие другие.

Мне нравится читать басни, так как я тоже не идеал и у меня тоже есть недостатки. После прочтения басен, касающихся моих недостатков, я стараюсь их в себе искоренять.

Вам советую обязательно прочитать басни И. А. Крылова.

А сейчас я хочу вам прочитать отрывок из басни Крылова «Обезьяна».

Мартышка вздумала трудиться!
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот мартышке полон рот:
Чурбан она- то понесёт,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит,
Рекой с бедняжки льётся пот;
И наконец, она, пыхтя, насилу дышит,
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудилась много ты,
Да пользы в этом нет.

Как вы считаете, какой труд описан в этой басне? (бесполезный).

Вот послушайте, как отозвался о бесполезном труде Дмитрий Сергеевич Лихачёв (словарь): «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят».

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? Как приобрести и развить их? ( Воля, чувство долга, ответственность, твёрдость – без этих суровых, мужественных черт характера невозможно представить себе настоящего человека, без них невозможен никакой труд. С другой стороны, они сами создаются в процессе труда.)

  2. Что изменится в характере человека, если всё ему даётся без труда? ( Человек привыкнет, что для достижения какой – либо цели не нужно прилагать усилия и когда это везение закончится человек может пропасть. Например – дети – выпускники детских домов.)

  3. Каково значение труда в жизни человечества? Приведите примеры. ( Все мы знаем, что именно труд превратил обезьяну в человека. Без труда не было бы ничего.)

Вот как сказал о труде известный писатель Виталий Александрович Закруткин (словарь): « Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора, до микроскопа, от первого лемеха (словарь) до Эйфелевой башни (словарь) – создано трудом.

Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, даёт уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом, и назовут творцом».

Вы, наверное, все слышали крылатое выражение « Кто не работает, тот не ест». Что такое « крылатое выражение»? (словарь)

Так вот, как вы думаете, что обозначает выражение «Кто не работает, тот не ест». ( Без труда не будет ничего, и чтобы вкусно есть, надо работать).

Знаменитые слова изначально звучали так: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», а принадлежали они апостолу Павлу (словарь).

Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общественной, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

А теперь послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой «Пётр I» и ответьте на вопросы.

«Пётр I» (словарь).

Труда Пётр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: « Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».

Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (словарь), но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (словарь). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше сего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день».

Вопросы:

1. Что заставляло Петра I трудиться? Для чего вообще человек трудится?

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин).

Эти слова великий писатель сказал о Петре Великом.

2. Какому человеку интереснее жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит бездельничать и почему?

Интересны высказывания выдающихся людей.

Вольтер (словарь) утверждал: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».

  • Как вы понимаете это изречение?

  • От каких зол спасает работа вас?

  • Какая работа приносит вам радость?

  • Почему возникает эта радость?

«В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен» Антуан де Сент- Экзюпери (словарь).

Оцените высказывания. Выскажите свои суждения.

Давайте вспомним поговорки и пословицы о лени и трудолюбии. Я вам раздам карточки, а вы вслух зачитываете текст и даёте объяснение содержания.

  1. Кто не работает, тот не ест.

  2. Лентяй и шалопай – два родных брата.

  3. Лежебоке и солнце не в пору всходит.

  4. Живот да головка – всегда у ленивых отговорка.

  5. Глаза с поволокой, роток с позевотой.

  6. Терпенье и труд всё перетрут.

  7. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

  8. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

  9. Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.

  10. Лень – мать всех пороков.

Почему народ придавал большое значение этим качествам?

Можно ли избавиться от лени? Как?

Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты.

Рефлексия. В заключении я предлагаю вам оценить степень своего трудолюбия.

  1. Охотно выполняешь любую работу. Ищешь работу сам и стараешься сделать её хорошо.

  2. Как правило, охотно берёшься за работу. Случаи нежелания редки.

  3. Редко охотно берёшься за работу.

  4. Чаще стараешься уклониться от любой работы, ленишься.

Сопоставь свои данные со своим поведением, и сделай вывод для себя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нравственный час "Человек и труд"

Автор: Иноземцева Ирина Григорьевна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Классный час по теме "Труд славит человека.""
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi_chas_po_tiemie_trud_slavit_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "467228"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1524397996"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час по теме " Здоровье- привилегия мудрых" "
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-po-tiemie-zdorov-ie-privilieghiia-mudrykh"
    ["file_id"] => string(6) "142260"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418239646"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Авторская программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию (духовно-нравственной направленности)  «Юные патриоты»"
    ["seo_title"] => string(126) "avtorskaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostipopatriotichieskomuvospitaniiudukhovnonravstviennoinapravliennostiiunyiepatrioty"
    ["file_id"] => string(6) "307534"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458365412"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир, труд!" "
    ["seo_title"] => string(66) "klassnyi-chas-samyie-doroghiie-dlia-nas-slova-mama-rodina-mir-trud"
    ["file_id"] => string(6) "218333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433762850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Час общения «Честь и совесть»"
    ["seo_title"] => string(34) "chas_obshchieniia_chiest_i_soviest"
    ["file_id"] => string(6) "354435"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478066129"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства