Образовательное путешествие (квест) "Пешком по Прудкам"
Образовательное путешествие (квест) "Пешком по Прудкам"
К 110-летнему юбилею гимназии 166 Центрального района Санкт-Петербурга ученики 5-х классов придумали пешеходный квест по исторической местности Прудки, где находится гимназия. В роли экскурсоводов сами пятиклассники. Игра создаёт условия для расширения метапредметных умений пятиклассников, развития коммуникативной культуры, формирования визуальной культуры, представлений о сущности экскурсионной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательное путешествие (квест) "Пешком по Прудкам"»
Пешеходный квест «Пешком по Прудкам»
Цель: создание условий для систематизации, совершенствования и расширения метапредметных умений школьников в процессе разработки и презентации ими авторской пешеходной экскурсии.
Задачи:
• формирование основ визуальной культуры школьников (умения смотреть и видеть);
• формирование умения ориентироваться в пространстве города;
• развитие коммуникативной культуры;
• развитие организационных умений и навыков школьников;
• формирование представлений о сущности экскурсионной деятельности;
• углубление и расширение знаний учащихся о городе;
• содействие в осознании школьниками своей локальной (территориальной) идентичности.
Маршрут:
Остановка Прудковский переулок. Здание Гимназии № 166.
Памятник Иоанну Каподистрия.
БКЗ «Октябрьский».
Остановка Некрасовский сад и памятник Н.А. Некрасову. Здание Института фтизиопульмонологии.
Остановка напротив комплекса жилых домов № 56-60 на улице Н.А. Некрасова.
Здание младшей гимназии № 166.
Вступление:
- Уважаемые слушатели! 19 февраля 2016 года нашей любимой гимназии исполняется 115 лет. В честь этого юбилея ученики 5-х классов придумали игру - квест «Пешком по Прудкам».
В настоящее время пешеходные квесты в городской среде очень популярны. Они позволяют узнать много новых сведений о Петербурге и просто увлекательно провести время в городском пространстве.
Приняв участие в квесте, вы сможете познакомиться с исторической местностью Прудки, узнать о прошлом нашей гимназии, проверить свои знания, ответив на вопросы игры и выиграть главный приз.
Класс должен разделиться на две команды. Каждая команда получает маршрутный лист. Во время прохождения маршрута ведущие будут предлагать вам вопросы и задания по очереди каждой команде. Очередность определит жребий. За каждый правильный ответ команда получает ключ. Выигрывает квест команда, собравшая наибольшее количество ключей. Желаем удачной игры!
остановка: Прудковский переулок. Здание гимназии № 166.
Наша первая остановка у дверей гимназии на Прудковском переулке. Прудко́вский переулок в Санкт-Петербурге, проложен от Греческого проспекта до Греческой площади. Назван 16 апреля 1887 года по местности Прудки, в которой находится переулок. Название местности происходит от прудов Лиговского канала, в настоящее время канал и пруды засыпаны.
В 18 веке для снабжения фонтанов Летнего сада был спроектирован специальный канал, который проходил от реки Лиговки до Бассейной улицы. Бассейны накапливали воду, а затем направляли её в водонапорные башни, а те - в фонтаны Летнего сада. Разрушительное наводнение уничтожило фонтаны и надобность в бассейнах отпала.
Внимание вопросы:
1. - Какое название носит в настоящее время Бассейная улица?
2. – Почему бассейны зарыли?
Задание: посчитайте, какова длина Прудковского переулка в шагах. Ключ получит та команда, которая выполнит задание быстрее.
Во второй половине 19 века в Российской империи проводятся Великие реформы. В том числе и реформа просвещения. В 1896 году Городская дума приняла постановление о постройке Первого городского дома для начального народного училища. Второй дом для городских начальных училищ построен в городском Греческом сквере на участке, выходящем на Прудковский переулок.
Проект здания составил Болеслав Антонович Бржостовский. Завершили дом и сделали проект домовой церкви инженер Николай Антонович Виташевский и гражданский инженер Митрофанов. Изящный иконостас с образами выполнили из белого и цветного мраморов. Церковь освятили 19 февраля 1901 года.
В подвале и на первом этаже училищного дома располагалась столовая на 300 мест и переплётная мастерская. Здесь не только учились, но и получали профессию обучающиеся в 18 классах.
Но времена изменились, в 1918 году домовая церковь ликвидирована. В здании размещается Военное ведомство. Позже здесь находится школа № 107, фабрично-заводская школа № 7, школа № 17. С февраля 1941 года в здании размещается школа № 166. Её выпускники с оружием в руках будут защищать подступы к Ленинграду во время Великой Отечественной войны. В 1993 году школа получает статус гимназии.
Внимание вопросы:
- Сколько учеников получают образование в гимназии в настоящее время?
А. 500
Б. 800
В. 1000
- Какое растение в кабинете биологии не цветёт?
А. столетник
Б. папоротник
В. кактус
- Сколько кабинетов английского языка в гимназии?
А. 12
Б. 9
В. 11
2 остановка: памятник Иоанну Каподистрия.
Иоанн Каподистрия – русский и греческий государственный деятель, министр иностранных дел России и правитель независимой Греции. Он родился в 1776 году на греческом острове Корфу. Фамилия Каподистрия происходит от названия городка Капо д, Истрия, откуда семья переехала на Корфу. Иоанн окончил курс философии
и медицины в Падуанском университете и поступил на дипломатическую службу на родине.
В 1809 году Иоанн перешёл на русскую службу в министерстве иностранных дел. Когда в марте 1821 гг. в Греции началась революция за свободу и независимость от Османской империи (Турции), он надеялся, что Александр I примет меры против Турции, но русский царь осудил восстание греков.
В 1827 году Иоанн Каподистрия был избран правителем независимой Греции сроком на 7 лет.
В 1831 году братья Георгий и Константин Мавромихали убили Иоанна из мести. Памятники президенту Греции установлены в Афинах, Петербурге, Лозанне и на Корфу, где покоится его прах.
Внимание вопросы:
- В каком году в Петербурге установили памятник Иоанну Каподистрия?
А. в 2005 г.
Б. в 2003 г.
В. в 2000 г.
- Внимательно рассмотрите постамент. Какой царский символ изображен на нём?
- Частью какого государства была Греция до обретения независимости?
А. Персии
Б. Македонии
В. Османской империи
3 остановка: Большой концертный зал «Октябрьский».
Далее мы проходим к Большому концертному залу «Октябрьский». Зал был открыт к 50-летию Октябрьской революции в октябре 1967 года.
До 1961 года на месте, занимаемом сейчас «Октябрьским», находилась Греческая церковь (1861 год, архитектор Р. И. Кузьмин), давшая название Греческой площади и Греческому проспекту. Церковь была освящена во имя святого великомученика Дмитрия Солунского и выполнена в византийском стиле. Снос греческой церкви и строительство на её месте концертного зала нашло отражение в стихотворении Иосифа Бродского «Остановка в пустыне» (1966 год):
Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте Концертный зал…
«Октябрьский» был построен в 1967 году по проекту авторского коллектива, возглавляемого архитектором А. В. Жуком: архитекторы А. В. Жук, В. А. Каменский, Ж. М. Вержбицкий, инженеры Е. Б. Галкин, Н. В. Максимов.
Здание характеризуется строгой геометрией, фасад украшает огромный витраж. Над главным входом находится бронзовый фриз, выполненный скульптором М. К. Аникушиным. Перед входом в здание — скульптура «Октябрь» (скульптор А. Т. Матвеев. Статуя отлита из бронзы в 1968 году по оригиналу 1927 года).
Внимание вопрос:
- Рассмотрите памятник. Кого он изображает?
А. кузнец, раб, воин
Б. атлет, пограничник, железный человек
В. рабочий, крестьянин, красноармеец
- Что символизирует шар у одной из статуй?
А. землю
Б. мир
В. мяч
- Рассмотрите бронзовый фриз. Какие события на нём изображены?
остановка: Некрасовский сад и памятник Н.А. Некрасову. Здание Института фтизиопульманологии.
А сейчас пройдёмте в Некрасовский сад, который когда-то назывался Прудки. Про сад Прудки мы говорили в начале нашей игры. Ответьте на вопрос: почему пруды (бассейны) били зарыты?
А. пруды закопали по указу царя Александра II
Б. разрушительное землетрясение уничтожило фонтаны Летнего сада и необходимость в прудах отпала
В. фонтаны Летнего сада разрушило наводнение и пруды, питающие их больше не понадобились
На пересечении Греческого проспекта и сада Прудки стоит памятник Николаю Алексеевичу Некрасову. Это бронзовая статуя высотой 3 м 30 см на четырёхметровом постаменте из чёрного полированного гранита. На памятнике надпись. Прочитайте её.
На лицевой стороне подножья скромная надпись «Николаю Алексеевичу Некрасову». С тыльной стороны «Сооружен в 1971 году в ознаменование 150 - летия».
Внимание вопрос:
- в каком году родился Н.А. Некрасов? (в 1821 г.)
Авторы монумента Михаил Юльевич Эйдлин и Владимир Сергеевич Васильковский. Отливали памятник на объединении «Монументскульптура».
Внимание вопрос:
- кем был Н.А. Некрасов?
А. поэтом - реалистом
Б. известным актёром
В. знаменитым художником
Обратите внимание на необычное сооружение за забором.
Это Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии - старейшее в России научное клиническое учреждение. Образовано в ноябре 1983 года на базе двух Ленинградских научно-исследовательских учреждений: Института туберкулеза (основан в 1923 году) и Института хирургического туберкулеза (основан в 1930 году).
Внимание вопрос:
- в каком архитектурном стиле построено здание института?
А. классическом
Б. современном
В. новом готическом стиле
Переходим к заключительной части квеста. Пересекаем сад «Прудки» и останавливаемся напротив замечательного жилого дома № 56-60 по улице Некрасова.
остановка напротив комплекса жилых домов № 56-60 на улице Н.А. Некрасова.
Комплекс домов № 56-60 на улице Бассейной (ныне Некрасова) иногда называли Новый Петербург. Его возводили в 1912-1917 гг. это были самые современные в те годы здания. Архитекторы, инженеры, строители старались использовать все новинки. Получалось дёшево и красиво. В оформлении фасадов зданий использовали бетон.
Внимание вопрос:
- кто в древнем мире придумал бетон?
А. римляне
Б. египтяне
В. ассирийцы
Металлические конструкции позволили украсить дома многочисленными эркерами, балконами, разнообразными по форме окнами. Дома имели мансарды и необычную кровлю. Внутри домов были удобные квартиры, светлые спальни, большие гостиные, уютные детские, кабинеты. Дома возводили не по заказу домовладельцев, а на деньги жильцов. Это был жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир. Квартиры в нём предназначались для среднего класса. План застройки разработан архитектором Виррихом и гражданским инженером Зазерским.
Может быть, именно в этих домах жил герой известного детского стихотворения Самуила Яковлевича Маршака:
«Жил человек рассеянный на улице Бассейной…»
- если сможете продолжить это стихотворение – получите ещё один ключ.
Наш квест завершается на Греческом проспекте.
Теперь вы сами можете
- объяснить происхождение его названия.
Внимание вопрос:
- какова длина Греческого проспекта?
А. 1100 м
Б. 840 м
В. 501 м
В заключении сообщаю, что в 2002 г. здание на углу 8-й Советской улице и Греческого проспекта перешло к гимназии 166 и в настоящее время в нём размещаются начальные классы.
Наша игра подошла к концу. Подведём итоги, посчитайте ваши ключи. Оцените игру, заполнив короткие анкеты. Благодарим за внимание!
Анкета для участников игры:
Была ли игра интересной?
Узнал (а) ли ты новые сведения о городе?
Чей рассказ был наиболее интересен?
Смог (ла) ли ты сам (а) выступить в роли экскурсовода?