Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната.
Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната.
Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально-адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната.»
Статья на тему
«Определение подходов к организации основных форм профориентационной работы с учащимися школы-интерната»
Подготовила: Смирнова Е.Н.
2020г.
Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда. Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели.
Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе-интернате уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, коммуникабельности, способностей детей с ОВЗ для социализации и адаптации в социуме, а также познаний в области профессий. Таким образом, в школе-интернате применяется системный подход к педагогической работе по профориентации. В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся. Уроки трудового обучения являются неотъемлемой частью годового учебного плана.
Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально-адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. На уроках по трудовому обучению среди учеников, мальчиков можно определить работоспособность, наклонности к рабочим специальностям, может ли пользоваться инструментами, а прежде всего знание этих инструментов — это название предмета и для чего предназначен.
Преподаватели помогают ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют открытые занятия. выставки работ учащихся. На всех уроках трудового обучения учащимся прививаются правильные приёмы работы, проходят инструкцию по технике безопасности, умение обращаться с электроприборами, колющими, режущими предметами.
Наряду с учебной деятельностью в школе-интернате ведется серьёзная воспитательная работа, т. к. ученики пребывают круглосуточно, то обучение и формирование бытовых навыков является неотъемлемой частью жизни обучающихся. Воспитательная работа строится так, что воспитанники закрепляют материал не только на профориентационных занятиях, но и в повседневной жизни — это оказание помощи взрослым по ремонту мебели, косметическому ремонту школы, обслуживающий труд — уборка классов, школьной территории, выполняют различные поручения педагогов. Ребёнок учится у взрослых, как быть самостоятельным, что является очень важным для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время остроактуальной остается проблема готовности к профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность способствует накоплению социального опыта. Большое значение в системе трудового обучения имеет степень овладения учащимися профессией, квалификацией.
Главные задачи деятельности по профориентации старшеклассников:
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- Профессиональная информация;
- Профессиональное воспитание;
- Профессионально-трудовое обучение.
Наряду с трудовой подготовкой в школе осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.
- тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»;
- сочинение и эссе о профессии;
- профориентационные игры;
- беседы, лекции, просмотр видеофильмов,
- ярмарки профессий .
Основные принципы профориентационной работы:
1. Системность и преемственность- работа ведется с первого по выпускной класс.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности компетенций.
Знания, умения и навыки, сформированные у учащихся в процессе освоения профессии на базе школы во время учебной и внеурочной деятельности, позволяют выпускникам активнее социализироваться в обществе.
Реализация задач предпрофильной подготовки проходит через трудовое обучение, которое включает в себя следующие направления:
В этом учебном году учащиеся нашей школы обучаются по профилям:
1.сельскохозяйственный труд;
2.штукатурно - малярное дело,
3.швейное дело,
4. подготовка младшего обслуживающего персонала.
Для реализации содержания обучения по профильному труду, учителя трудового обучения используют типовые учебные программы, разработанные для данной категории обучающихся. Подготовку к итоговой аттестации они начинают уже со 2 полугодия.
Профильный труд как учебный предмет ставит своей целью подготовить обучающихся к доступной трудовой деятельности.
Среди основных задач обучения: развитие интереса к трудовой деятельности, формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием, освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, растениями и т.п.
То есть овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия и установка на активное использование освоенных технологий, навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Содержание уроков по трудовому обучению дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими рабочими профессиями, востребованными в современном обществе, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что на них обучающиеся, воспитанники, имеющие нарушения интеллектуального развития, не только получают определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Именно поэтому перед учителями трудового обучения стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.