Предмет: Внеурочная деятельность «Азбука трудолюбия».
Направление внеурочной деятельности: общекультурное.
Класс: 4
Тема занятия: «Орден Жукова» (изготовление поделки из бумаги)
Цель: изготовить своими руками «Орден Жукова». Задачи мастер-класса:
- познакомить с историей нашей страны,
- обучить составлению композиции;
- познакомить учащихся с алгоритмом выполнения работы, с техникой оригами, аппликация
- продолжить формировать навыки работы с бумагой;
- воспитывать аккуратность;
- закрепить умения работать с бумагой в технике «аппликация», «оригами»;
- развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса; - воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за нашу Родину.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выполнять работу в технике оригами, аппликация составлять композицию.
Метапредметные:принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе плана; ставить цель, составлять план, проводить оценку своих действий и корректировать их;
Личностные:формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.
Форма организации внеурочного занятия: экскурсия, практическая работа
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: аудиозапись - выступление Г.Жукова(30сек.), Арсланг Санджиев – Маршал Победы Георгий Жуков; портреты, иллюстрации Г.Жукова, стихи о маршале, видео фрагмент – Маршал Победы Георгий Жуков, поделка «Орден Жукова».
Материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, ножницы, простой карандаш, клей ПВА или клей-карандаш, шаблоны, медальон.
Содержание урока. Добрый день ребята и гости нашего урока.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Постановка цели урока: ….. Давайте вспомним, чем занимались мы прошлом занятии?
Мы с вами посетили школьную выставку газет, посвященную 120 годовщине со дня рождения маршала Жукова, и подготовили заготовки для практической работы. Экскурсию по выставке нам проводила ученица 9 класса Епимахова Александра. Сегодня она снами снова и мы продолжим знакомство с биографией одного из великих маршалов Советского Союза - Георгием Константиновичем Жуковым. Он вошел в историю Великой Отечественной войны как “Маршал Победы”.
Презентация: Георгий Константинович Жуков.
Слайд №1Звучит речь. ( Из выступления Г. Жукова. 1940 г.)
Слайд №2Георгий Константинович Жуков родился 1 декабря 1896 года в семье крестьян Константина и Устиньи Жуковых, в селе Стрелковка Калужской губернии.
Слайд №3С 1903 – 1906 он учится в церковноприходской школе и за хорошую учёбу получает похвальный лист. В 11 лет Георгия Жукова привозят в Москву, обучатся скорняжному делу. Он усвоил начальный курс скорняжного дела. Но его тянет к книгам, знаниям. Занимается самообразованием, поступает на вечерние образовательные курсы. В 1911 году успешно сдаёт экзамены за полный курс городского училища, не прекращая работать, получает профессию мастер – скорняк. Скорняк — мастер по производству меховых изделий, выделке мехов. В 1915 году в августе призван в армию и зачислен рядовым в 5-й запасной кавалерийский полк. С этого времени и началась военная карьера.
Слайд №422 июня 1941года Германия без объявления войны обрушила свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным. Граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на «молниеносную» войну. Для осуществления своих преступных замыслов были разработаны два плана против СССР:
1. План «Барбаросса» - в течение полутора-двух месяцев разбить Красную Армию и закончить войну против Советского Союза.
2. План «Ост» («Восток») – уничтожить миллионы советских людей, превратить в своих рабов или выселить за Урал. Захваченные территории заселить немецкими колонистами.
Слайд №5Но этим планам не суждено было осуществиться. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Мужчины уходили на войну, а женщины и дети занимали их места на заводах и фабриках - ведь для фронта нужны были оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие. Много пришлось испытать нашим женщинам, детям, старикам, солдатам и офицерам во время войны. Дни, месяцы и годы со смертью. В жестоких сражениях люди проявляли личный и коллективный героизм. Всех героев не назвать… Но их надо помнить! Одним из таких героев является Георгий Константинович Жуков.
Слайд №6 Жуков участвовал в разработке планов и осуществлении контрнаступления под Москвой, Сталинградом, Курском, наступательных операций вплоть до взятия Берлина. Солдаты говорили:
"Там, где Жуков, там Победа". Эта фраза родилась в советской армии во время Московской битвы, стала крылатой и жила среди бойцов до последних дней войны. И это действительно было так.
Слайд №718 января 1943 Президиум Верховного Совета СССР присвоил Георгию Константиновичу Жукову высшее воинское звание - маршал Советского Союза. Жуков никогда не забывал: он стал маршалом Советского Союза в битве под Ленинградом. В 1945 году именно Жуков принял капитуляцию Германии и парад Победы в Москве на Красной площади.
Слайд №8,9 71 год назад отгремела Великая Отечественная война. Но потомки помнят имя Г.К. Жукова! В честь Жукова названы улицы, площади, корабли.
Почета и Славы достоин любой, За подвиг украшен звездой золотой, А Жуков, как воин, как маршал-герой, Четырежды выбран такою звездой.
Слайд №10. 18 июня 1974 года Георгий Константинович умирает. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Мы должны помнить и гордиться!
Слайд №11. В 1994 г. Указом Президента Российской Федерации был Утвержден орден в ознаменование выдающихся заслуг Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова в годы ВОВ, признавая его роль в строительстве вооруженных сил страны, в укреплении ее обороноспособности.
Скажите, пожалуйста, что такое орден? (Орден — это знак отличия, почётная награда за боевые заслуги перед отечеством). Готовясь к нашему сегодняшнему уроку вы, наверное, уже поняли какова тема нашего сегодняшнего урока?.... И какую практическую работу мы с вами, будем выполнять?....
А сейчас, физкультминутка.
Приступаем к практической работе нашего урока, изготовление «Ордена Жукова».
Практическая работа: мастер-класс: «Орден Жукова»
Какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы мне скажете, отгадав загадки, слушайте внимательно:
- Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
- Чтобы два листа скрепить,
Ты его не пожалей,
Нужно на листок налить
Липкий канцелярский.. .(клей).
А как нужно пользоваться ножницами?
Давайте сейчас вместе с вами вспомним эти правила.
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем:
Правила работы с ножницами:
- Не оставляй ножницы раскрытыми.
- Передавай ножницы кольцами вперёд.
- При работе не держи ножницы концами вверх.
- Не приближай пальцы левой руки к линии отреза.
При работе с клеем:
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы
Материалы и инструменты: цветная бумага, цветной картон, ножницы, простой карандаш, клей ПВА или клей-карандаш, шаблоны, медальон.
Изготовление ордена: (звучит музыка 1)
Вырезать основание ордена из картона.
По шаблону вырезать 4 пятиугольника серебристого цвета (цветная бумага).
Пятиугольники сложить «гармошкой» и склеить между собой внутренние стороны.
Склеить получившиеся заготовки между собой
Приклеить на основании ордена.
По шаблону из картона вырезать 4 многоугольника красного или бордового цвета.
Наклеиваем многоугольники в виде креста.
В центр получившегося креста наклеить заготовленный медальон.
На заготовку наклеиваем крест с медальоном.
Берем половинку картона А-4, выполняем рамочку в виде георгиевской ленты.
В центр нашей заготовки наклеиваем получившийся орден.
«Орден Жукова» готов.
Выставка работ.
Рефлексия:
Когда родился Г.К. Жуков?
Какую профессию получил Жуков до армии?
Что вам больше всего понравилось, и запомнилось в ходе нашего урока?
Учитель зачитывает стихотворение:
Памяти Георгия Константиновича Жукова
Знавала Русь богатырей немало, Жестоких битв, раздоров, пепелищ, В защиту Родины святая рать вставала. За счастье мирных дней и за тепло жилищ. Жуков призван был самой судьбой.
Продолжить ратный подвиг дедов и отцов. Сражался смело он, идя путём героя Победоносной воинской стезёй. От храброго солдата до седого маршала Шлейф мифов окружал его и доблестная слава. Побед героя нам не счесть, На веки память сохранит Стратега воинскую честь!
(Людмила Клепикова)
Видео ролик с песней о Г.Жукове.
На этом наш сегодняшний урок закончен. Всем спасибо, до свидания!